Рубрики

А чем комтранс хуже? Рассудили в “Mercedes-Benz” и оснастили свой “Sprinter” самыми современными электронными системами

15:28 04-07-2013

Разработчики делают акцент на том, что обновленный “Sprinter” первым в своем классе получил двигатели, соответствующие перспективным экологическим нормам “Евро-6”. Но пользователям такой техники важнее будет другое. “Mercedes-Benz” перенес на свой комтранс электронные системы безопасности, которые ранее встречались лишь на легковых моделях компании.

Разработчики делают акцент на том, что обновленный “Sprinter” первым в своем классе получил двигатели, соответствующие перспективным экологическим нормам “Евро-6”. Но пользователям такой техники важнее будет другое. “Mercedes-Benz” перенес на свой комтранс электронные системы безопасности, которые ранее встречались лишь на легковых моделях компании.

Ливень обрушился неожиданно и был такой силы, что когда я подъехал к воротам испытательного полигона, уже с трудом различал впереди хоть что-то… Непогода не на шутку встревожила организаторов, и, судя по доносившимся до меня репликам, тесты оказались под угрозой срыва. Хотя, на мой взгляд, для испытаний новых электронных ассистентов лучших условий не придумаешь: покрытие скользкое, видимость ограничена...

Чтобы удержать массивный “Sprinter” на полосе при резком порыве бокового ветра, система
“Crosswind assits” подтормаживает колеса с наветренной стороны. Одновременно с этим
в кабине раздается звуковой сигнал, привлекающий внимание водителя к экстренной ситуации.

А пока мы стоим в очереди на трассу, есть время подробнее изучить интерьер. Здесь все знакомо, все на своих местах, отличия лишь в нюансах. Например, мультифункциональный руль явно перешел на “Sprinter” с легковых моделей “Mercedes-Benz”. Эта мелочь сразу сделала салон наряднее, равно как и несколько хромированных вставок. Еще одно заимствование из мира легковушек – навигационная система “Becker Map Pilot”, которая отличается логичным интерфейсом и хорошим знанием русского языка. Так что забить в нее нужный адрес очень легко. А поскольку коммерческой технике развозного формата приходится часто менять маршруты, для оперативного обновления карт и программирования функций блок управления хотя и установили скрытно, в бардачке, но сделали легкосъемным.

Назло всем ветрам

Наконец разрешение на тестовые заезды получено. Выруливаю на спецдороги полигона. Впереди прямик длиной пару километров, на котором ближе к середине установлены несколько промышленных вентиляторов. Они имитируют мощный боковой ветер. Моя задача проверить, как изменил поведение машины специальный электронный ассистент, призванный бороться с поперечным смещением.

А для наглядности и сравнения вначале предложили проделать этот эксперимент на старом “Sprinter”. Я успел разогнаться до 120 км/ч, когда в бок фургона ударил настолько мощный воздушный поток, что автомобиль занесло на скользком покрытии и он мигом оказался в соседнем ряду. Вторая и третья попытки прошли успешнее: мне удалось удержать машину в своей полосе, но только потому, что я знал, в какой момент ждать порыва...

Чтобы не пополнить статистику аварий с наездом на впередиидущий автомобиль,
проверку ассистента, предотвращающего столкновения, проводили на полигоне
с помощью надувного “каблучка” “Citan”.

Теперь пересаживаюсь в обновленную версию. Скорость снова 120 км/ч, по рации поступает команда просто держать руки на руле. Как только нос автомобиля попадает под ураганный поток, фургон слегка смещается вправо, но тут же возвращается на свою полосу. Без малейшего участия с моей стороны.

При этом ничего сложного в новом ассистенте, по большому счету, нет. Фактически это еще одна функция системы стабилизации ESP. Получая данные от датчиков продольного, поперечного и бокового ускорений, электронный помощник индивидуально подтормаживает колеса с наветренной стороны, что вызывает эффект, аналогичный контрвращению руля.

Широкоугольная камера заднего вида передает изображение на экран на центральной панели,
что значительно упрощает маневрирование задним ходом, особенно подачу фургона
к погрузочной платформе.

– Мы постарались компенсировать эффект от порывов ветра, насколько это позволяют законы физики, – рассказал мне старший инженер систем безопасности “Mercedes-Benz” Франк Зрилич. – Но вы все же чувствуете, как срабатывает система. Мы это сделали специально, чтобы держать водителя сконцентрированным на управлении.

– А как поведет себя электроника, если я решу сам исправить курс?

– Если система распознает реакцию водителя, то она не станет вмешиваться в управление. Тем самым исключается вероятность того, что автомобиль швырнет в обратную сторону, – пояснил инженер.

Главное – вовремя предупредить

Для проверки второй важной инновации в комплексе активной безопасности “Sprinter” меня приглашают на просторную площадку, по которой наматывает круги оранжевый “Mercedes-Benz Citan”, тянущий на прицепе свою надувную копию.

Согласно исследованию Европейского совета по безопасности дорожного движения, приблизительно каждая четвертая авария связана с наездом на впередиидущий транспорт. Поэтому в списке опций “Sprinter” появилась система предотвращения столкновений “Collision prevention assist”. Ее радар средней дальности, установленный за передним бампером, постоянно сканирует дорогу. При опасном сближении электроника привлекает внимание водителя сначала индикатором на приборной панели, а следом и звуковым сигналом.

Под капотом моего “Sprinter” стоял флагманский трехлитровый дизельный мотор (190 л.с.).
Он, равно как и другие представители линейки двигателей, не претерпел изменений в плане
мощностных характеристик. Однако за счет системы впрыска мочевины в выпускной тракт
стал заметно экологичнее – перспективные нормы “Евро-6” он выполняет с запасом.

Я догнал медленно плетущийся по дороге “Citan” на скорости около 80 км/ч. Когда до столкновения оставались считаные секунды, громкий звуковой сигнал разорвал тишину в кабине, и я изо всех сил ударил по тормозам. Пока ассистент предотвращения столкновений может только предупреждать водителя, тормозить за него он еще не обучен.

Но там, где заканчивается действие одного помощника, другой (“Brake assist pro”) только начинает свою работу. Он подводит колодки к дискам и поднимает давление в тормозной системе. “Sprinter” резко, но без сильного клевка осаживается и очень быстро сбавляет ход. Причем система создает только необходимое, по ее расчетам, дополнительное замедление, для того чтобы дать следующим сзади машинам максимально возможное время на реакцию. Поэтому наши скорости сравнялись, когда до надувного “каблучка” осталось чуть больше полуметра. Если же отключить помощника, то избежать столкновения в такой ситуации возможно только маневром уклонения. Иначе – удар.

Никаких мертвых зон

С другими элементами активной безопасности я познакомился уже в реальных условиях, на дорогах общего пользования.

Здесь хорошо себя проявила система слежения за мертвыми зонами. Четыре радара (два по углам заднего бампера и два по бортам в центральной части кузова) ближнего действия следят за наличием транспорта в соседних полосах. При обнаружении машины или мотоцикла слева или справа предупреждающий сигнал загорается в соответствующем боковом зеркале заднего вида. А при включении указателя поворота или попытке перестроиться световая индикация дополняется звуковым сигналом. Алгоритм привычен. Но важнее то, что за 150 км пути в проливной дождь ассистент почти не допускал ложных срабатываний и редко пропускал незамеченным какой-либо транспорт.

Не менее достойно выступила система слежения за разметкой. Камера за лобовым стеклом снимает дорогу впереди и на основе контраста между цветом разметки и асфальта определяет положение машины на дороге. Порой электроника даже слишком усердствовала, реагируя на любые перемещения в полосе и заранее давая предупредительный сигнал. Правда, с временной желтой разметкой система справлялась уже не так уверенно.

Появился у “Sprinter” и так называемый “Highbeam assist”, управляющий автоматическим переключением света фар. Он должен заметно облегчить труд водителя в темноте, но днем пользы от этого приспособления мы, разумеется, не ощутили...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: