Рубрики

«А. д. – Колыма»

12:19 08-02-2021

Путешествие по самой холодной дороге мира за рулем кроссоверов Renault.

Ни в комедии Данте, ни в серьезных религиозных трудах жуткие круги ада и близко не сравнятся с испытанием этою автодорогой. Одной из самых суровых и опасных трасс на планете.  На путевых указателях ее кратко указывают -- «а.д. Колыма».  Мы проехали по «Колыме» в самое неподходящее для путешествий время. Всю и в оба конца.  Можно сказать – по кругу.  

Кирилл Сергеев. Фото: Алексей Барашков

Шоковая заморозка

Опытные экстремалы сказали бы, что и автомобили для нашего авантюрного пробега мы выбрали не самые подходящие – серийные кроссоверы Renault: по паре обновленных летом Kaptur  и турбированных Arkana, плюс дизельный Duster-техничка. Причем, машины прибыли практически в том же пижонском виде, в каком мы их обычно лицезреем на уютных улочках больших городов.

Пара Kaptur  и турбированных Arkana, плюс дизельный Duster-техничка выехали на "а.д. Колыма" практически в том же пижонском виде, в каком мы их обычно лицезреем на уютных улочках больших городов.

Расплата за пижонство последовала незамедлительно. И хорошо, что все случилось еще в предверии основной части «программы ужасов».  Залитое на одной из фирменных столичных АЗС дизельное топливо с индексом -30 за время небольшого простоя превратилось в мутную кашеобразную субстанцию. И, конечно, наша техничка поутру наотрез отказалась заводиться. Пара часов, проведенных в теплом боксе, и долив качественного арктического дизеля реанимировали “замерзший” автомобиль.

Бренд, размер и класс транспорта на этой дороге не имеют значение. Колыма уравнивает тотально.

Экстремальная реальность вынудила сделать и легкий тюнинг нашему экспедиционному корпусу. Он свелся к установке на решетку радиатора экрана из кожзаменителя, предохраняющего двигатель от переохлаждения потоком набегающего ледяного воздуха, размещением на моторе специального негорючего автоодеяла, сохраняющего тепло под капотом, да наклейкой на боковые стекла поликарбонадной пленки.

Только якутские лошадки могут обойтись на Колыме без теплой защиты на решетке радиатора да автоодеяла, сохраняющего тепло под капотом.

Без нее  выдыхаемый водителями и пассажирами воздух конденсируется на окнах и моментально оседает непроглядною белою корою. Впрочем, подобные операции для «сугреву» в северных краях проходят все транспортные средства. Бренд, размер и класс не имеют значение. Колыма уравнивает тотально.

Ветер северный. Зла немеряно.

В продолжении темы «особенности автомобильного путешествия по Колыме» заметим, что притопить педаль акселератора и поскорее проскочить «морозильник» невозможно. Даже когда дорога была совсем пустынна, мы тащились словно черепахи. Стрелка спидометра едва переваливала за 70.

Из-за сильного потока набегающего морозного воздуха очень быстро может перемерзнуть сапун. И двигатель выгонит масло. Кроме того, задубевшие на морозе покрышки становятся овальными, и на скорости резина легко трескается.

         Попытки ехать быстрее наказуемы. Потому что из-за сильного потока набегающего морозного воздуха очень быстро может перемерзнуть сапун. И двигатель выгонит масло. Кроме того, задубевшие на морозе покрышки становятся овальными, и на скорости резина легко трескается. По этой же причине во время маневров не стоит сразу поворачивать колеса на большой угол – можно запросто остаться без пыльников ШРУСов. Словом, любая техника при -50 может повести себя странно или вовсе отказать. И учтите: расход топлива увеличивается на холоде минимум вдвое. Без учета потерь во время ночевок.

Любая техника при -50 может повести себя странно или вовсе отказать.

Между прочим, колымские автомобилисты из числа тех, кто не способен позволить себе теплый гараж – а он в Якутске, к примеру, стоит так же, как однокомнатная квартира -- не глушат моторы по ночам. Или везде возят с собой “Наташку”  - специальную накидку на машину.

Колымские автомобилисты из числа тех, кто не способен позволить себе теплый гараж – а он в Якутске, к примеру, стоит так же, как однокомнатная квартира -- не глушат моторы по ночам. Или везде возят с собой “Наташку”  - специальную накидку на машину.

Сплошные минусы

В Якутии острословят, что у них водяной пистолет только летом -- игрушка. А зимой – это травматическое оружие. Субъективное впечатление, что в иной день здесь можно убить прохожего сразу наповал, просто выдохнув неосторожно в его сторону. Мы оказались в столице республики Саха, когда морозы под –50 жестко сковали город ледяными оковами. Термометры в автомобилях дружно выдавали прочерки на дисплее , а на панели приборов зажглась гирлянда предупредительных ламп: датчики просто не “понимают” такую температуру.

Когда морозы под –50, на панели приборов зажигается гирлянда предупредительных ламп: датчики просто не “понимают” такую температуру.

Плотный морозный туман, представляющий из себя замерзший в воздухе конденсат выхлопа автомобилей, в безветренную погоду накрыл город такой пеленой, что даже яркие светодиоды фар и задних  фонарей  наших Renault были едва заметны на расстоянии 10-15 метров.  Что уж говорить про старых праворульных “япошек” с еле тлеющими “габаритками”.  Такие авто между тем – обычное  явление на здешних дорогах. Как местные водители умудряются различать друг друга в таких условиях, остается загадкой.

Даже яркие светодиоды фар и задних  фонарей едва заметны в морозную туманную погоду.

         Впрочем, загадка куда большего масштаба – как вообще можно выживать при таких морозах. Но на этот счет у местных как раз есть ответ. В принципе, у нас не холодно, если гулять дома, -- уверяют они. Чем дальше от Якутска, тем меньше   шутится и все меньше намеков на цивилизацию по маршруту длинною 2032 км (это официальная протяженность «Колымы»).  

Чем дальше от Якутска, тем меньше шутится и все меньше намеков на цивилизацию.

О перекурах и перекусах на обочине лучше забыть. У курильщиков пальцы коченеют уже после пары затяжек. Яблоком, вытащенном из кармашка салона можно забивать гвозди. Превращающаяся за минуту в гранит лапша с торчащей из нее вилкой хороша для смешного поста в соцсетях, но малопригодна как пища. В таких условиях начинаешь радоваться любой теплой остановке. Пусть это даже музей политической ссылки. Есть такой в поселке Черкёх.

Превращающаяся за минуту в гранит лапша с торчащей из нее вилкой хороша для смешного поста в соцсетях, но малопригодна как пища.

Ну а уж пропустить пит-стопы у кафе «Куба» или в местечке Теплый Ключ было просто невозможно. И воспоминания от них остались весьма яркие. При виде витрины, которую на «Кубе» заменяют склеенные фотообои, на память приходит поэтическое:  «На открытке с моря белые пески. А на мне – кальсоны, теплые носки».  

При виде витрины, которую на «Кубе» заменяют склеенные фотообои, на память приходит поэтическое:  «На открытке с моря белые пески. А на мне – кальсоны, теплые носки».  

Для полного «сюра» не хватало только коктейлей и мулаток внутри заведения, рядом с которым на сотни километров нет ничего вокруг. Кроме обезлюдевшего поселка с созвучным названием Кюбюме. Тут свежий рассольник и «вайфай» -- чудо посильнее пальм.

А в относительно Теплом ручье наш коллега по неосторожности замочил ногу. Пока бедолага доскакал до машины, ботинок и намокшая брючина заледенели. Лишь наличие запасной одежды, растирания  и «спиртовые инъекции» спасли несчастного от неминуемого обморожения.

         Ну и еще один счастливый залог в том, что температура за бортом Renault была все-таки «обычной». То есть далекой от тех значений, что зафиксированы в Книге рекордов Гиннеса. Кстати, нам довелось побывать в “самом холодном обитаемом месте на планете” – поселке Оймякон.

В 1926 году здесь столбик падал до минус 71,2 градусов. Как и все туристы, мы сфотографировались у памятной стеллы. Дрожа от мысли, что природа способна быть даже еще более жестокой. 

“Самое холодное обитаемое месте на планете”.

Итоги тест-драйвов и автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: