Алексей Шарапов Фото: автора
Поднять архивы
Так получилось, что за почти два года существования УАЗ Патриот с автоматической трансмиссией нам с ним так и не довелось встретиться, зато я заполучил тот самый – первый автомобиль с двумя педалями, которому больше всех досталось от журналистов в прямом и переносном смысле. На одометре чуть больше 16 000 тысяч километров, их можно смело умножать на три, а то и на пять – сиденье водителя просижено, на холостых двигатель бьет легкий озноб. Из полутора десятков сколов намек на ржавчину есть только на одном в районе рамки ветрового стекла. Хочется попридираться еще, но подозреваю, что поводы появятся по дороге.
Ученый Семенов, сидящий справа от меня, привык куда к более современным автомобилям, но на комфорт не жалуется и даже сравнивает наш Патриот с современным архивным делом – и не в пользу последнего.
-- Слушай, ведь они, в смысле ульяновский завод и наши архивы, близнецы братья – в советское время получить справку в архиве мог только сотрудник НКВД, а простой советский человек даже мечтать не мог ни о каком уазике – только через армию или колхоз. Но сегодня УАЗ все-таки научился выпускать человеческие машины, а я каждый день борюсь с архивами по всей стране за то, чтобы они когда-нибудь стали похоже на этот вот уазик.
Семенов – один из основателей общественной организации «Архивный дозор» и в профессиональных кругах он известен своей неравнодушной позицией по отношению к работе архивов. Дело в том, что по закону любой гражданин России может запросить в архиве любой документ, но это только на бумаге, в действительности же огромное число архивов не слишком любит работать с «непрофессионалами» и прикрываясь спецификой работы архивного дела часто отказывает в допуске к архивам безо всяких на то оснований. Cеменов пытается это исправить.
Завтра утром нас ждут в Ярославском архиве для передачи важных архивных документов, относящихся к семье архитектора Опекушина. Человека, чей труд известен всем – именно он автор знаменитого памятника Пушкину в Москве на Тверской. Мы решили выехать заранее, хочется заехать на родину архитектора в село Рыбницы в 30 километрах от города и заодно взглянуть на отреставрированный родовой замок основателей московского автомобильного общества – купцов и промышленников Понизовкиных. Он находится на пару километров дальше родины архитектора.
Автоматический патриот, как оказывается – не самый плохой выбор для этой дороги.
Надо сказать, что дорога до Ярославля лет пятнадцать назад казалась мне куда менее напряжной – и пусть качество покрытия за эти годы стало только лучше, и дальнобой так же охотно пропускает легковушки на узких участках (видел такое, кстати, только на трассе Холмогоры – больше нигде!) плотность камер на выезде из города и следующие километров 70 могла бы быть и поменьше.
Браком не назовут
Три важных исторических документа, которые мы везем в Ярославль – это “брачные обыски” – своего рода аудит или тщательная проверка на совместимость будущих мужа и жены перед тем как они собирались венчаться в церкви. Что учитывалось в брачных обысках? - спрашиваю я Семенова.
- Ну, например, звание и состояние. Естественно, не имели права вступать в брак монахи и священники. Указом Петра I запрещался брак с безумными. Интересно, что запрещался брак лицам, по чьей вине был расторгнут предыдущий брак - совершившим супружескую измену или просто ушедшим из семьи больше чем на пять лет. Это важное обстоятельство, потому что брак заключался на всю жизнь.
- Брачный союз христиан с нехристианами тоже был недопустим. Заключение брака с христианами других конфессий допускалось, но неправославный супруг должен был давать подписку, заверенную полицейским чиновником и свидетелями, в которой указывалось звание и состояние, место жительства, возраст,
отсутствие плотского и духовного родства, семейное положение, взаимное согласие, отсутствие принуждения, согласие родителей или опекунов; необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску. Так что, как видишь, продолжает Семенов, «брачный обыск» это очень ценный документ в деле поиска корней и установления родословной.
К союзу ульяновского внедорожника и французской трансмиссии американcкого происхождения вела череда случайностей. Бельгийский предприниматель Гидо Дамри решил спасти от разорения завод по производству автоматических трансмиссий Punch Powerglde в Страсбурге, оставленный компанией General Motors в 2012 году. Теперь завод производит 6-ступенчатые автоматические трансмиссии для немногих оставшихся в продаже автомобилей на заднеприводной платформе. Условно архаичной конструкции и с мощными моторами – таких как Holden Commodore. Архаичная конструкция «жениха» и случайное спасение частным инвестором завода и стали основной причиной брачного союза между УАЗ Патриот и «невестой» - автоматической трансмиссией Punch Powerglide 6L50.
Удачный ли это союз? Ну, во всяком случае почти 17000 км прошло, а они по прежнему вместе – учитывая, что на долю тестового автомобиля обычно выпадает куда больше приключений и неприятностей, чем встречается в повседневной эксплуатации, можно считать, что брак удался. Хотя мотору периодически приходится повышать голос на партнера и загонять стрелку тахометра в красную зону, а что поделать, с таким небольшим крутящим моментом относительно современному автомату работать не просто. Особенно на обгонах на шоссе – коробка старается экономить “семейный бюджет” и слишком рано переключается на повышенные передачи, на которых мотор уже не вывозит. Зато на бездорожье на таком уазе ездить проще, чем с механической трансмиссией – нет провалов тяги при переключениях и можно ползать по буеракам до посинения, пока дорожный просвет и зацеп позволяют. УАЗ пройдет везде.
- В мире генеалогии очень много, случайностей, и иногда ты получаешь совсем не тот результат, которого ждет заказчик, то есть вот семья всю жизнь думала, что их прадед граф и золотодобытчик, а вполне в какой-то момент может оказаться, что он просто беглый каторжник, в такой ситуации семью нужно как-то морально готовить к «неправильному результату». Но этим и интересны генеалогические исследования.
Какое отношение к нашему путешествию и современной российской генеалогии имеет контрабас с тремя струнами? Дело в том, что любой архивный документ, который можно встретить в открытой продаже – это по сути контрабанда, вещь находящаяса в обороте незаконно. Так было и с этими тремя “брачными обысками”, выставленными на продажу в интернете. Когда стало понятно, что копий этих документов не существует и они уникальны, было решено их выкупить и передать по месту прописки. Теперь, когда эти документы переданы в архив, любой сможет получить их копии и возможно найти следы давно утраченного родства.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов УАЗ читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон