Рубрики

А у кого-то проблемы…

17:06 09-12-2013

В России с середины октября начали действовать новые правила регистрации машин. Но не все восприняли их на ура. Поправки усложнили систему «trade-in», когда владелец продает старый автомобиль салону и здесь же приобретает новый.

В России с середины октября начали действовать новые правила регистрации машин. Но не все восприняли их на ура. Поправки усложнили систему "trade-in", когда владелец продает старый автомобиль салону и здесь же приобретает новый.

ГЛАВНОЕ нововведение – отмена такой процедуры, как снятие с учета, благодаря чему сделки между частниками действительно упростились. А вот в автосалонах, работающих по системе "trade-in", ситуация существенно усложнилась. Новые правила вместо облегчения добавили головной боли и дилеру, и клиенту. Раньше действовала такая схема: автовладелец снимает старую машину с учета, сдает ее в салон, доплачивает необходимую сумму и получает новый автомобиль. Теперь из этой цепочки выпало первое звено. Из-за чего прежде всего пострадали дилеры – проверка юридической чистоты машины стала для них большой проблемой. В ГИБДД нам подтвердили, что салон не может перед покупкой получить у них информацию об автомобиле. По старым правилам инспекторы сами при снятии с учета проверяли машину на предмет розыска, ареста, ограничений.

– Сейчас экспертиза – это забота дилера, – отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК "АвтоСпецЦентр" Артем Самородов. – А потому нам приходится тратить дополнительные время и деньги, чтобы обеспечить юридическую чистоту автомобиля.

Руководитель отдела продаж "Рольф Химки" "BlueFish" Алексей Баринов рассказал:

– Мы проверяем машины при помощи фирмы-партнера: аресты, розыски, ограничения, номерные узлы и агрегаты, подлинность госномеров, СТС и ПТС... В особых случаях подключаем сотрудников службы безопасности.

Что касается дальнейших действий после проверок, то единого пути у дилеров нет, и они используют разные варианты. Первый: салон приобретает автомобиль и регистрирует его на себя. Такой способ полностью освобождает клиента от каких-либо забот, зато существенно бьет по карману дилера, которому придется платить транспортный налог, оформлять страховку.

– То есть дилеры платят за то, чем не пользуются. А для салона автомобиль – это всего лишь обычный товар, а не средство передвижения, – замечает менеджер направления "Автомобили с пробегом" "Jaguar Land Rover Россия" Дмитрий Астрахан. – В новых правилах же никак не определен статус продавца.

В результате дополнительные затраты дилера обязательно отразятся на кошельках клиентов. Не только продавец будет вынужден отдать машину в "trade-in" по более низкой цене, но и покупатель выложит за нее больше.

Многие дилеры сегодня предлагают другую схему. С автовладельцем заключается договор, который похож на комиссионный. Разница лишь в том, что клиенту сразу переводят деньги в зачет нового автомобиля. Старая же машина остается зарегистрированной на прежнего владельца, а дилер получает право продажи и прекращения регистрации. И в таких договорах появилась масса важных нюансов.

– Мы теперь вынуждены фиксировать точное, вплоть до минуты, время приема автомобиля и тот факт, что клиент добровольно передал машину вместе со свидетельством о регистрации и номерными знаками, – рассказывает генеральный директор компании "Автоимпорт" Сергей Кривошеин. – Обозначить эти моменты необходимо, поскольку дилер принимает на себя все риски, связанные с автомобилем. Во-первых, клиент может обратиться в правоохранительные органы и сообщить об угоне или утрате номеров. Во-вторых, если, к примеру, за час до подписания договора он нарушил ПДД, оплачивать штраф будет виновник, а не дилер...

Однако клиенту невыгодно, что право собственности на машину к дилеру не переходит. Владелец продолжит платить транспортный налог, пока на машину не найдется покупатель...

Есть третий, промежуточный вариант оформления сделки. С клиентом заключается договор купли–продажи, салон становится собственником автомобиля, но на учет его не ставит. Тогда по истечении десяти дней бывший владелец сам прекращает регистрацию в ГИБДД.

– Это единственный способ остановить начисление транспортного налога, – объясняет руководитель отдела продаж "Рольф Химки" "BlueFish" Алексей Баринов. – После подачи заявления о прекращении регистрации в базу розыска попадают госномера и СТС. Когда мы продадим такое авто, его эксплуатация будет невозможна. Клиенту, купившему у нас эту машину, придется вызвать эвакуатор и отвезти ее в ближайшее подразделение ГИБДД для регистрации. А если автомобиль старше трех лет и при этом заканчивается срок действия талона ТО, собственник должен сначала получить диагностическую карту и только потом ставить машину на учет.

Так что и при подобном варианте покупатель, выбравший подержаннную машину в салоне из числа сданных по "trade-in", столкнется с дополнительными затратами и проблемами.

Получается, какой бы способ оформления сделки ни выбрал автосалон, одна из сторон будет испытывать трудности: либо продавец, либо автосалон, либо следующий собственник. Очевидно, в новые правила регистрации необходимо внести поправки, чтобы система "trade-in" вновь стала привлекательной для всех. И России в этом плане полезно изучить зарубежный опыт. Например, в Германии подержанные машины тоже продаются с номерами, но все необходимые процедуры проходят в салоне. Клиенту уже не надо беспокоиться, когда на его автомобиль найдут покупателя. Не помешала бы в нашей стране и система, аналогичная американским "CARFAX" и "AutoCheck". В этих базах данных содержится более четырех миллиардов записей об автомобилях. Покупатели из США и Канады сами могут узнать всю историю машины по ее VIN-номеру.

Изменения все же последуют в ближайшие годы. Сергей Кривошеин, являющийся членом рабочей группы ассоциации "Российские автомобильные дилеры", рассказал "Клаксону" о консультациях с ГИБДД:

– На встрече было озвучено, что регламент разрабатывался в свете подготовки нового федерального закона о регистрации транспортных средств, который вступит в силу с 2015 года. Как нам представляется, он устранит нынешние сложности дилеров. В частности, планируется отменить бумажные ПТС, будет введена электронная регистрация, торгующие организации получат возможность ставить машины на учет самостоятельно. После аккредитации операторы будут подключены к единой системе регистрации и уполномочены выдавать номера.

А пока новый закон только готовится, автомобилистам и дилерам придется принять нынешние условия, далеко не самые удобные.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: