Трицикл “Carver one” создан для поворотов
Трехколесник, разработанный голландской компанией “Carver Europe”, – единственный в своем роде. Он сочетает комфортабельность автомобиля с повадками мотоцикла, а главное – эту необычную машину, созданную с применением космических технологий, практически невозможно опрокинуть даже в крутом повороте. В чем убедился наш корреспондент, испытавший один из немногих экземпляров “Carver one”, попавших в Россию.
ВЗГЛЯНУВ на фотографию трицикла, коллеги в один голос сердобольно интересовались: “Поломался?” Я их не осуждаю – что еще можно предположить при виде жутко перекосившегося кузова трехколесной машинки? Особенно впечатляюще это выглядит в динамике: случайные зрители из числа прохожих просто цепенеют с открытым ртом и недоумением во взоре. “Нет, – кротко объяснял я, – не поломался. Это он просто в поворот заваливает. В буквальном смысле слова. Видите – пара задних автомобильных колес в этот момент стоит на дороге идеально ровно. А переднее – мотоциклетное – накреняется как у настоящего спортбайка, причем вместе с кабиной. В результате – потрясающая устойчивость в виражах”.
Собственно, это главная изюминка “Carver one”. Идея построить компактный аппарат, который занимал бы места на дороге меньше, чем автомобиль, маневрировал по-мотоциклетному и доставлял истинное удовольствие от вождения, пришла в начале 90-х годов ХХ века аэрокосмическому инженеру Антону ван ден Бринку из Нидерландов. За несколько лет ван ден Бринк и его коллега Гарри Крунен создали основу своего трицикла – систему динамического контроля DVC (Dynamic Vehicle Control). Сложная электроника управляет гидравликой, обеспечивая оптимальные “мотоциклетные” наклоны трехколесника в крутых виражах. Это изобретение получило множество патентов и международных наград. Премьера “Carver one” состоялась в 1999 году на Франкфуртском салоне, а серийный вариант, доработанный британской инжиниринговой компанией “Prodrive”, публика увидела в 2008-м на Женевском автосалоне. Такую версию “Carver one” – редкую в российских широтах машинку – мы и взяли для тест-драйва в столичном клубе “Supercars”.
Взгляд из кокпита
“CARVER one” – это двухместное купе на трех колесах. Только водитель и его спутник сидят не плечом к плечу, а друг за другом. Первым через единственную дверь внутрь забирается пассажир. Сказать, что разместиться на заднем сиденье легко и просто, значит погрешить против истины. Но когда наконец угнездишься там, поставив ноги на специальные упоры, – чувствуешь себя совсем неплохо. Благо что высоте потолка в маленькой машинке могут позавидовать иные лимузины – для человека ростом 185 см пространства хватает с избытком. Кстати, если на улице пригревает солнце, то крышу можно снять, и трицикл превращается в кабриолет...
На водительском месте удобный ковш сиденья плотно охватывает тебя с боков – словно предстоит пилотировать не трехколесник, а гоночную “формулу”. Жаль, кресло регулируется только в продольном направлении, а впрочем, и так довольно удобно. На правой боковой панели – короткий рычаг пятиступенчатой “механики”. Руль спортивный, “Momo”, малого диаметра, обтянут кожей, настроек не имеет. Оснащен трицикл совсем не бедно (есть даже отопитель), но без излишеств – например, кондиционера нет. Сказывается дефицит места.
Что ж, поехали?
Поклон, еще поклон!
ПОВОРОТ ключа. За спиной тихо закудахтал 660-кубовый турбомотор “Daihatsu” (в Японии такими оборудуются микроавтомобили класса “kei cars”). Не без некоторого волнения включаю первую передачу и… ничего экстраординарного. По прямой “Carver one” едет как обычная машина. Хорошо едет. Несмотря на скромные 66 сил, разгоняется достойно, на уровне гольф-класса – 8,2 с до “сотни”. А максимально набирает 180 км/ч. Тут, конечно, играет роль малый вес трицикла – всего 643 кило.
Однако, как я уже говорил, козырная карта в колоде “Carver one” – вовсе не скоростные качества, а то, как он проходит повороты.
Едва трехколесник трогается с места, как вступает в действие система DVC. Электроника отслеживает скорость “Carver one”, мгновенно просчитывает необходимый угол наклона в поворотах и дает команду гидравлике.
В эти моменты чувствуешь себя персонажем фантастического фильма вроде “Робот-полицейский”. Помните характерное жужжание сервомеханизмов, сопровождавшее каждое движение суперробота? На “Carver one” они звучат точно так же. “Жжж” – кабина чуть наклоняется – поворот пройден.
А если попробовать быстрее? 50 км/ч… 70 км/ч… Совсем обнаглев, подлетаю к повороту на такой скорости, что на мотоцикле следовало бы приготовиться к свешиванию в сторону виража. Руль круто влево – и я... падаю. Ну, не совсем. Но когда кабина наклоняется на 45 градусов, невольно возникает опасение, что вот-вот чиркнешь собственным носом по асфальту.
Что происходит? Переднее колесо, следуя команде руля, по-мотоциклетному укладывается в сторону поворота (кстати, консольная передняя подвеска с поворотными рычагами очень напоминает переднюю вилку модного в 90-е годы большого туристического байка “Yamaha GTS1000”). А вместе с колесом заваливается и кабина трицикла. Задние же колеса при этом сохраняют ровное положение. Теперь понятно, почему на задней паре резина как новенькая, а на переднем колесе сильно изношена с боков. Точно так же выглядят покрышки спортивных мотоциклов, жизнь которых проходит в сплошных поворотах.
Следствие такой конструкции – поразительная устойчивость на виражах. Конечно, законы физики не обманешь, но чтобы опрокинуть “Carver one”, надо очень сильно постараться. А удовольствие от управления этой машинкой трудно передать словами. Впрочем, пилот “Формулы 1” Дженсон Баттон, прокатившись на “Carver one”, такие слова нашел: “Это абсолютное безумие, – сказал он, – просто фантастика!” А уж Дженсон знает, как надо проходить повороты.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Daihatsu читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон