Рубрики

Аэрождип “Пегас”: по воде и суше

17:52 09-11-2011

Идея транспортных средств на воздушной подушке отнюдь не нова – впервые они появились еще в середине 30-х годов прошлого века. Однако подобные модели используются в основном военными, реже – геологами или нефтяниками. Могут ли такие амфибии иметь успех у обычных граждан? Как посмотреть. С одной стороны, по комфортабельности они уступают автомобилям, да и для езды по шоссе не предназначены. С другой – передвигаются как по суше, так и по воде, причем порой там, где спасуют даже профессиональные внедорожники. В чем мы и убедились, протестировав отечественный аэроджип (так написано в ПТС) “Пегас”.

В седле “Пегаса”

Идея транспортных средств на воздушной подушке отнюдь не нова – впервые они появились еще в середине 30-х годов прошлого века. Однако подобные модели используются в основном военными, реже – геологами или нефтяниками. Могут ли такие амфибии иметь успех у обычных граждан? Как посмотреть. С одной стороны, по комфортабельности они уступают автомобилям, да и для езды по шоссе не предназначены. С другой – передвигаются как по суше, так и по воде, причем порой там, где спасуют даже профессиональные внедорожники. В чем мы и убедились, протестировав отечественный аэроджип (так написано в ПТС) “Пегас”.

ПО КОНСТРУКЦИИ такие машины практически не отличаются друг от друга – разница лишь в материалах, из которых изготовлен корпус. У “Пегаса” кузов стеклопластиковый. Он состоит из трех частей – днища, силового каркаса и кабины; между ними оставлено свободное пространство, за счет чего, собственно, аэроджип и держится на воде. А дополнительную плавучесть ему придают два надувных баллона, расположенные под днищем.

К корпусу “Пегаса” крепится гибкая юбка из прочного армированного пластика. На корме установлен литой алюминиевый винт, соединенный валом со 100-сильным двигателем “Rotax” (его часто ставят на небольшие самолеты). Винт не только нагнетает воздух, который заполняет пространство под днищем и приподнимает амфибию, но и создает горизонтальную тягу, приводя аэроджип в движение.

Как только под днище надувается достаточное количество воздуха (это происходит за несколько секунд), машина приподнимается, соприкасаясь с опорной поверхностью только гибким обвесом. Благодаря этому “Пегас” может передвигаться практически по любой относительно ровной плоскости –песчаному пляжу, воде, снегу, льду любой толщины. Не возбраняется ездить также по асфальту или бетону, однако в этом случае пластиковая юбка быстро стирается. На неровностях “Пегас” вообще не боец: воздух будет быстро выходить из-под обвеса, и машина потеряет ход. По той же причине не рекомендуется передвигаться на водоемах при волне более 40 см.

А что будет, если юбка порвется, к примеру, зацепившись за какую-нибудь корягу? Ничего страшного, говорят разработчики, разрывы длиной до метра не сказываются на ходовых качествах и плавучести “Пегаса”. Они наглядно продемонстрировали это, расшнуровав часть обвеса. Амфибия как ни в чем не бывало поднялась над землей и уверенно съехала в воду с небольшим дифферентом на борт. На худой конец порванную юбку можно скрепить обычной проволокой. Главное, чтобы воздуха из пробоины выходило меньше, чем нагнетается винтом...

Просто, но со вкусом

ЧТОБЫ забраться в “Пегас”, необходимо обладать сноровкой и быть в хорошей физической форме. Борта у машины довольно высокие и широкие, а поднимающиеся вверх двери открывают не самый широкий проход.

Салон “Пегаса”, рассчитанный на пятерых седоков, как и весь корпус, выклеивается из стеклопластика. Он неплохо обработан – плоскости ровные и гладкие, без заусенцев.

В базовой версии амфибия оснащается обычными скамейками без каких-либо регулировок, которые при необходимости можно трансформировать в два спальных места. За доплату возможна установка автомобильных кресел с регулировками по длине и углу наклона спинки.

Органы управления незатейливы: обычный руль, несколько тумблеров и приборов в центре центральной панели да два рычага справа от баранки. Верхний отвечает за настройки подъемной силы на различных типах поверхности, а с помощью нижнего регулируются обороты двигателя.

Ломая привычки

АЭРОДЖИП стоит на мелководье у берега, я за рулем. Плавно добавляю газу и... “Пегас” ни на миллиметр не двигается с места. В чем дело? Может, я забыл снять машину с “ручника”? Так его здесь и нет...

– На воде, – объясняет инструктор, – надо сразу давать максимальные обороты, чтобы воздух вытеснил воду из-под юбки и корпус оторвался от поверхности. Добавляй газу!

Сказано – сделано. Рокоча “Ротексом”, амфибия поднялась над водой и, поднимая тучу брызг, отчалила от песчаного пляжа.

Даже метровые разрывы пластиковой юбки не мешают машине передвигаться по воде и суше.

Боюсь, нижегородцы, решившие в тот день поудить рыбу в Волге, вернулись домой без улова. “Пегас”, рассекавший водную гладь в окрестностях Нижнего, вполне был способен распугать всю речную живность. Аэроджип на полном ходу шумит, пожалуй, не меньше, чем легкомоторный самолет на взлете. А толкающий винт создает за кормой небольшой ураган.

<~1~>

Жаль, что в оснащение “Пегаса” не входят защитные наушники наподобие тех, что использует персонал аэродромов. В кокпите амфибии стоит невыносимый грохот от двигателя и винта. Услышать голос соседа в таких условиях еще можно, но понять – не всегда. “Объезжай островок справа”. – “Нет, я лучше справа проеду”. – “А я говорю, справа объезжай!” Между прочим, в базовое оснащение “Пегаса” входит магнитола. Но слушать ее можно только во время остановок.

– Прямо по курсу лодка с рыбаком, – кричит на ухо инструктор. – Уходи левее.

Я бы рад, но машина не слушается. Руль круче, еще круче, еще, еще... Эффект нулевой – “Пегас” упорно не желает менять направление движения. При этом усилия на баранке нет и в помине – понять, насколько повернуты воздушные рули (чуть не сказал, управляемые колеса) практически невозможно.

– Одновременно с поворотом баранки дай полный газ, – командует инструктор. – Иначе мы до самого Саратова не повернем.

Выкручиваю руль до упора влево, даю полный газ, и... Резкий занос! Машина моментально встает боком и в таком положении начинает двигаться по дуге. Машинально выкручиваю руль в обратную сторону, рука тянется к рычагу, регулирующему обороты винта...

– Не надо! Это тебе не автомобиль. Аэроджип может повернуть только с заносом. Лучше еще добавь газу.

Действительно, для управления подобным аппаратом приходится ломать автомобильные привычки. Если на машине при маневре поворотный момент действует относительно передней оси, то на “Пегасе” все наоборот. Разворачивается амфибия, закидывая в сторону корму, при этом нос аэроджипа остается на месте.

Впрочем, к такой специфической управляемости привыкаешь довольно быстро. Через 10-15 минут я уже спокойно объезжал островки и выписывал змейку по Волге. Просто необходимо постоянно помнить о том, что “Пегасу” для маневра требуется значительно больше места, чем автомобилю.

Кроме того, следует иметь в виду, что привычных тормозов у амфибии нет – остановить ее можно, лишь переведя рычаг дроссельной заслонки в режим холостого хода. Тогда аэроджип сядет на днище и начнет тормозить им об опорную поверхность. Остановочный путь зависит от того, по чему в данный момент двигается машина. В частности, на воде она, замедляясь со скорости 40-50 км/ч, по инерции проезжает несколько десятков метров. Экстренное торможение можно выполнить лишь разворотом на 180 градусов.

По словам разработчиков, была идея оснастить “Пегас” системой реверса вроде той, что помогает авиалайнерам тормозить после приземления. Однако стоимость аэроджипа при этом увеличилась бы почти в два раза. Поэтому от применения реверса отказались.

На суше “Пегас” ведет себя практически так же, как на воде. Разве что реакции на поворот руля чуть более резкие, да тормозной путь заметно меньше. Что касается плавности хода, то тряски нет вообще, небольшие бугры и выбоины амфибия проходит незаметно для пассажиров – ведь она не касается дороги.

Кому это надо?

В ПЕРВУЮ очередь “Пегас” адресован любителям активного отдыха –рыбакам, охотникам, туристам, желающим провести свободное время вдали от цивилизации. Как уже сказано выше, аэроджип не способен ездить по пересеченной местности. Зато он провезет вас там, где спасуют даже серьезные внедорожники. Для него не станут преградой болота, раскисшие от дождей грунтовые дороги, вспаханные поля (благодаря очень низкому удельному давлению на грунт, “Пегас” не нанесет никакого вреда почве), небольшие реки и озера. Единственное условие – чтобы рельеф был относительно ровным, без больших перегибов.

Между прочим, по словам разработчиков, крупную партию таких машин заказало МЧС РФ – в частности, чтобы было на чем вывозить горе-рыбаков, которых каждую весну в разных уголках России спасают с отколовшихся и уплывших льдин...

 

С юридической точки зрения

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ амфибией требуются не водительские права, а удостоверение капитана маломерного судна. Его можно получить в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ, пройдя необходимый курс обучения. Кроме того, в этом ведомстве амфибию поставят на учет и выдадут регистрационный номер. Кроме того, владельцу придется ежегодно проходить техосмотр и платить транспортный налог. Причем его размер будет заметно больше, даже по сравнению с наиболее мощными автомобилями.

Поделиться: