Рубрики

Алексей Баталов: “С машиной не расстаюсь”

14:11 16-10-2012

Легенда российского кино Алексей Баталов сейчас заведует кафедрой актерского мастерства во ВГИКе. Но из него вышел бы и отличный инструктор по вождению: водительский стаж народного артиста СССР составляет 60 лет!

Легенда российского кино Алексей Баталов сейчас заведует кафедрой актерского мастерства во ВГИКе. Но из него вышел бы и отличный инструктор по вождению: водительский стаж народного артиста СССР составляет 60 лет!

– В детстве я часто проводил лето у бабушки с дедушкой во Владимире. В памяти отпечаталась сцена: по главной улице едут новые машины, перегонявшиеся из Горького, а мы с мальчишками с восторгом смотрим на них. С тех пор у меня остался какой-то невероятный трепет, преклонение перед автомобилями. Потом, уже после войны, в городе появились трофейные машины, необычные для нас. Тогда даже самые простые иностранные модели воспринимались так же “круто”, как сейчас “Bentley” или “Rolls-Royce”. Подростками мы постоянно крутились около этих машин, бывали в гаражах, и иногда нам разрешали покрутить баранку. Так что пробовать водить я начал именно на трофейных машинах и в том возрасте, когда это еще не разрешалось Правилами.

– А водительские права когда получили?

– Во время армейской службы, и это был особый поворот судьбы, который затем повлиял на многое в моей жизни. До призыва я закончил Школу-студию МХАТ, а в армии служил в Центральном театре Советской армии, и там надо было выбрать какую-то техническую специальность. Я, естественно, сказал, что хочу быть шофером. С того момента по-настоящему начал ездить на машине, осваивать шоферское ремесло, и через два года получил профессиональные права. Дальше судьба повернула так, что режиссер Иосиф Хейфиц, у которого я уже снимался в фильме “Большая семья”, пригласил меня на главную роль в картину “Дело Румянцева”. И это была роль водителя.

– Там профессиональные навыки пригодились?

– Да, и один случай мне до сих пор приятно вспоминать. В фильме есть эпизод, где мой герой везет ребятишек на большом грузовике. Снимали это под Ленинградом, на трассе в сторону Финляндии. Режиссер не стал приглашать дублера, и я сам сел за руль. Но тут подъехали сотрудники автоинспекции, остановили съемку и стали выяснять, есть ли у нас разрешение на перевозку детей. Тогда, на мой взгляд, ГАИ строже относилась к таким вещам. Я гордо предъявил им водительское удостоверение, и они, посмотрев его, сказали Хейфицу: “О, раз у вас такой классный водитель, то все в порядке. Пожалуйста, продолжайте работу”. А я еще раз убедился в том, как это здорово – профессионально водить автомобиль.

– Режиссер Дмитрий Светозаров, сын Хейфица, рассказывал нам, как вы учили его “посольской” технике езды. Откуда такое название?

– Название было придумано просто для красоты. А смысл в том, чтобы возить пассажиров с максимальным комфортом и аккуратно управлять машиной, когда автомобили едут кавалькадой друг за другом. Так водить меня научил в армии наш старшина, который был потрясающим шофером. К сожалению, сейчас уже не помню его фамилию.

– Что вы вкладываете в понятие “хороший водитель”?

– Это профессионал, человек, который знает машину и соображает, как себя вести на дороге. Он должен осознавать, что вождение связано с опасностью: любая небрежность может погубить и его, и других. Так что главное качество водителя – ответственность перед собой и перед теми, кто находится рядом. Сегодня, к сожалению, я вижу на дорогах очень мало таких водителей...


баталов
Баталову всегда важна была не цена машины, а чтобы она хорошо ездила.

Автомобиль всегда был рядом

– Если бы жизнь сложилась иначе, вы могли бы работать шофером?

– Возможно. Да я и так всегда был связан с автомобилями. Однажды зимой мы с небольшой группой актеров МХАТа поехали выступать по клубам в целинных деревнях, где играли отрывки из спектаклей. Я тоже принимал участие в выступлениях, но одновременно исполнял роль водителя нашего автобуса. Стояли жуткие морозы. Тогда еще не было антифризов, и каждое утро мне приходилось вставать раньше всех, чтобы прогреть двигатель – по старинке, поливая горячей водой. Еще надо было и салон как следует согреть, чтобы мои коллеги не замерзли в дороге...

А когда снимался у Иосифа Хейфица (он, можно сказать, мой крестный отец в кино – я играл у него в пяти картинах), частенько останавливался на его даче в Комарово, где ездил и на своей, и на его машине. Исколесил весь Ленинград и его пригороды. С утра садился в машину и выходил из нее только ночью, когда возвращался домой. Мне это очень нравилось. Автомобиль всегда был рядом, и мне никогда не хотелось с ним расставаться. С ним было в сто раз легче существовать. Нередко ездил в Ленин-град из Москвы и обратно. Провести ночь за рулем было удовольствием, а не нагрузкой…

– Вы – из мальчишек военного поколения. Это оказало на вас влияние как на актера? Например, когда исполняли роль Бориса в “Летят журавли”?

– Наверное. Хотя в пьесе Виктора Розова “Вечно живые”, по которой поставлен фильм “Летят журавли”, нет никакой войны. Военную тему дописали в картине, а действие пьесы происходит в Москве. Мой герой там просто уходит на фронт…

А в жизни война заставила увидеть совершенно другой мир – не московский, элитарный, который я знал прежде, а иной, причем с его страшной, тяжелой стороны. Мы с мамой (актрисой Ниной Ольшевской. – Прим. авт.) были в эвакуации, в Бугульме. Она с тремя детьми оказалась в абсолютно непривычных для нее условиях. Мы жили в настоящем деревенском доме, хозяева которого держали корову и коз. Мама выступала в госпитале, я, естественно, бывал там с ней, видел раненых. Тяжелых отправляли как можно дальше от линии фронта, и чем дальше госпиталь находился, тем страшнее были ранения. Эти люди уже никогда не могли вернуться не только в армию, но и к обычной нормальной жизни...

– Близкой подругой вашей мамы была Анна Ахматова. Я читала, что она подарила вам деньги на ваш первый автомобиль. Это правда?

– Это легенда. На самом деле Анна Андреевна отдала свой гонорар, чтобы я купил себе одежду. Я тогда пришел из армии, должен был вернуться в Московский Художественный театр, и надо было обновить гардероб...

– А когда в семье появилась своя машина?

– После войны. Старенькие трофейные автомобили задешево продавали участникам боевых действий. И когда с фронта вернулся, слава Богу, живой и с наградами, мой отчим Виктор Ефимович Ардов, у нас в семье появилась такая машинка. Я тоже смог на ней ездить.

– А что за история уже с вашим личным “Москвичом-401”, для которого вы якобы заказали панель красного дерева резчику с “Ленфильма”?

– Это правда. Хотелось, чтобы моя машина отличалась от других. Снаружи это тогда делать было нельзя – запрещалось Правилами, но я собственными руками изменил до неузнаваемости салон автомобиля. В том числе возникла идея сделать такую деревянную приборную панель, в изготовлении которой, кстати, я тоже принимал участие.

– Какая машина сейчас в вашем гараже?

– Это уже много лет “Toyota Avensis“ с автоматической коробкой передач. Машина очень удобная, вместительная, с большим багажником. Пока она меня ни разу не подводила.

– А если бы вдруг подвела? Вы как профессиональный водитель можете по шуму определить характер неисправности?

– Раньше мог и чувствовал каждый клапан, а теперь, из-за отсутствия практики, наверное, хуже. Но в те времена, когда я постоянно ездил на машине, неполадки почти всегда устранял сам. Во-первых, я это умею – настоящий водитель должен, если потребуется, обслужить автомобиль, сделать так называемую профилактику, а во-вторых, мне просто нравится возиться с машиной.

– Кстати, когда вы последний раз садились за руль?

– Буквально на днях. Правда, сейчас, когда я стал хуже видеть, стараюсь больше ездить на казенной машине, с шофером.


Три брата – Михаил и Борис Ардовы и Алексей Баталов – в маленькой московской
квартире на Ордынке, где они когда-то жили с родителями.
На переднем плане – пишущая машинка, на которой в свое время был перепечатан
“Реквием” Анны Ахматовой.

Оправданный риск

– Ваши герои – и Румянцев из “Дела Румянцева”, и Гоша из “Москва слезам не верит”, и все остальные – всегда были, что называется, настоящими мужчинами...

– Это не только моя заслуга. Черты характера персонажа придумывает автор текста. Например, в “Деле Румянцева” их прописал Юрий Павлович Герман – замечательный человек и друг Иосифа Ефимовича Хейфица. Моей задачей было сделать эти черты настоящими, быть похожим на героя.

– Сейчас таких светлых героев мало…

– Время другое. Мне кажется, самое страшное, с чем столкнулись наши люди – деньги и игра в них. Человек сам по себе уже не важен – главное, сколько у него денег, а деньги меняют людей. В какой-то старой книге мне попалась фраза: если вы хотите погубить человека, особенно не нужно стараться, просто положите деньги на пороге его дома, а погибнет он сам. Так что эта тема не новая.

– Но вас деньги не изменили?

– Нет, потому что мои доходы всегда зависели только от моей работы. Когда зарабатываешь своим трудом, это нормально. Деньги не портят, если их количество напрямую зависит от твоего труда.

– Но все-таки дорогой автомобиль – это тоже показатель статуса мужчины. Наверное, с его помощью и сердце женщины завоевать легче, как вы считаете?

– Во времена моей молодости автомобилей было мало и еще не родились девушки, которые первым делом интересуются, какая у тебя машина. “Дорогая? Ну тогда ладно, будем встречаться…” Оценивать кавалеров по принципу, у кого авто круче – это не любовь, а рыночные отношения. Кстати, меня к роскоши всегда не особенно тянуло. Ну была у меня в свое время “Волга” – такая же, как у других, только всегда аккуратная, чистая и хорошо отлаженная. Мне важна не цена машины, а чтобы она хорошо ездила.

batalov
Фильм “Дело Румянцева” стал бестселлером
советского кинематографа: его посмотрели
31.500.000 зрителей.

– Вы когда-нибудь завидовали другим водителям? Которые могут за рулем то, чего вы не можете?

– Не завидовал, но всегда восхищался тем, как ездят настоящие гонщики. Это добровольный риск всем на свете – и машиной, и собой. Но то, что они делают, совершенно не похоже на езду по обычным дорогам. Я однажды тоже проехал по треку на гоночной машине, когда снимался у Дмитрия Светозарова в “Скорости”, но это было скорее ради удовольствия. Сам я в гонках никогда не участвовал.

– Тем не менее тоже рисковали. Например, в детском фильме “Три толстяка”, где вы были и режиссером, и исполнителем главной роли гимнаста Тибула, пришлось ходить по канату. Или это был дублер?

– Не дублер и не монтаж. Для того чтобы пройти по канату, я учился несколько месяцев. Компьютерных спецэффектов тогда не было, а поскольку “Три толстяка” – фильм широкоформатный, на экране любая фальшь была бы заметна. Поэтому в картине мы делали невероятные вещи. Например, там есть сцена, когда девочка, играющая циркачку Суок (Лина Бракните. – Прим. авт.), ведет на атласной ленточке с бантиком настоящего огромного тигра! Вообще в этом фильме все трюки исполняли обычные актеры, без дублеров.

– Кстати, почему вы решили экранизировать именно эту историю?

– Это моя любимая сказка. Я обожал ее с детства. Ее автор, писатель Юрий Олеша, был другом моих родителей, бывал в нашем доме. А потом жизнь повернула так, что я смог снять по этой книге фильм.

– И не страшно было – по канату?

– Конечно, страшно. Но это преодолевается – просто такие особенности работы актера. Главное – знать, ради чего ты рискуешь в кадре.

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актрисы Н. Ольшевской и актера и режиссера В. Баталова.
В 1950 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Станицина), был актером Центрального театра Советской армии.
В 1953-1956 гг. играл на сцене МХАТ.
В 1957-1975 гг. – актер и режиссер на киностудии “Ленфильм“.
С 1975 года преподает во ВГИКе, профессор.
Народный артист СССР (1976).
Герой Социалистического Труда (1989).
Снимался в фильмах “Большая семья”, “Дело Румянцева”, “Летят журавли”, “Дорогой мой человек”, “Дама с собачкой”, “Девять дней одного года”, “Бег”, “Звезда пленительного счастья”, “Москва слезам не верит” и др.
Снял фильмы “Шинель” (1960), “Три толстяка” (1966), “Игрок” (1972).
Среди многочисленных наград – “Пальмовая ветвь” Международного Каннского фестиваля (1955); премия за лучшую мужскую роль в фильме “Большая семья”; “Оскар”, премия Международной академии киноискусства за фильм “Москва слезам не верит”, в котором А. Баталов сыграл одну из главных ролей (1981); премия президента России в области литературы и искусства (2000); Государственная премия РФ (2005).
Награжден орденами “За заслуги перед Отечеством” III (1998) и II (2008) степени за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: