Рубрики

Альтернативный плацдарм

Базой сосредоточения перспективных автомобильных технологий будущего стала территория Берлинского аэродрома, где прошел международный форум “Michelin Challenge Bibendum”.

СОБРАТЬ под одной крышей все значимые разработки в области альтернативного транспорта – эта идея принадлежит компании “Michelin”, не производящей автомобили. “Michelin Challenge Bibendum” ежегодно проводится с 1998 года, когда отмечалось столетие “Бибендума” – символа французской шинной фирмы. В числе участников нынешнего международного форума были все крупные концерны, ведущие разработки автомобилей с использованием альтернативных источников энергии.

На территории недавно закрытого Берлинского аэропорта “Темпельхоф” рассредоточилась пара сотен легкуовушек, грузовиков и автобусов. И среди них – ни одного “нормального” бензинового или дизельного автомобиля. Причем это не просто выставочные экспонаты – они предназначены для испытаний специалистами и журналистами со всего света. Аэродром превратился в полигон с имитацией гоночного кольца, городских узких и кривых дорог, скоростной магистрали...

Основной тренд

В САМОМ ближайшем будущем улицы европейских городов заполнят не гибриды или электромобили, а... велосипеды с электроприводом. Они не загрязняют окружающую среду, им не страшны пробки, их запас хода бесконечен, так как при разрядке батареи всегда можно докрутить педали до места назначения. Этим транспортным средствам не нужна инфраструктура с сетью уличных зарядных устройств, так как велоаккумулятор легко снимается и может быть заряжен от любой бытовой розетки дома или на работе.

Поддерживать высокую скорость на велосипеде с помощью электромотора совсем не трудно.

...Электровелосипед с легким электрическим жужжанием шустро катит меня по дорожке, избавляя от необходимости крутить педали. Только при подъеме в затяжную гору мне пришлось “включить” ноги. Но и тогда усилие на педали было совсем незначительным. То есть на таком велосипеде можно проехать с приличной скоростью многие километры и даже не устать.

Следующую ступень электрификации транспорта Европы обеспечат электроскутеры. На выставке таких было несколько, а мне попался под руку ничем внешне не примечательный “Goveсs GO! S2.4”. Это аппарат немецкой компании из Мюнхена, которая имеет завод по производству мотороллеров в Польше. Двухместный скутер по повадкам и своим характеристикам мало чем отличается от обычных 50-кубовых мотороллеров и мопедов, только передвигается бесшумно. Электромотор мощностью 3 кВт (4 л.с.) разгоняет его до 45 км/ч, а литий-полимерные батареи обеспечивают запас хода от 60 до 100 км в зависимости от нагрузки. Время зарядки 31-килограммовой батареи составляет четыре-пять часов или два часа до уровня зарядки 85%. Существуют и электроскутеры с меньшим запасом хода, до 50 км – в них используются съемные аккумуляторы массой до 10 кг. У владельцев таких транспортных средств не будет проблем с подзарядкой.

На развилке

ПЕРЕД автопроизводителями сегодня лежат три основные дороги, определяющие пути развития транспорта с альтернативными источниками энергии. Наиболее освоенный путь – это гибриды, когда автомобиль движется за счет стандартного ДВС и электромотора. С десяток ведущих автомобильных компаний выпускают или готовы выпускать серийные гибриды прямо сегодня. Но такие автомобили не решают главной проблемы, поставленной перед альтернативным транспортом, – они все равно нуждаются в традиционном углеводородном сырье, пусть и в гораздо меньшем количестве.

На “Opel Meriva” отрабатываются технологии будущего серийного электромобиля.

Для электромобилей и водородных машин нефть не нужна вообще, но они сами по себе очень дорогие, и им необходима развитая сеть зарядных станций и водородных заправок. Однако все производители ведут разработки в этих областях, потому что при массовом производстве цены на подобные автомобили упадут до приемлемого уровня, а стоимость их эксплуатации с каждым годом будет дешевле на фоне постоянно дорожающего углеводородного топлива.

Выхлоп водородных автомобилей состоит только из водяного пара.

У разных видов источников энергии разная энергоемкость. Чтобы, к примеру, преодолеть 500 км, автомобилю требуется либо 33 кг дизельного топлива, либо 540 кг литий-ионных батарей, либо 6 кг водорода. Поэтому доктор Ларс Тиссен, руководитель отдела развития водородной тематики компании “Opel”, считает, что автомобили с разным источником энергии возьмут на себя разные функции. Для города, где 80% автомобилей не проходят в сутки и 50 километров, будут использоваться чистые электромобили с небольшой аккумуляторной батареей. Для более продолжительных поездок лучше подходят гибридные автомобили, а на дальние расстояния выгоднее использовать водородное топливо.

Компания “Opel” собирается выпустить на рынок чистый электромобиль в 2013 году, а на аэродроме в Берлине я опробовал прототип будущей модели под именем “Opel Meriva MeRegioMobil”. Электрическая “Meriva” ничем внешне не отличается от обычной. Однако подпол багажника забит батареями, вместо горловины бака торчит электроразъем, а место тахометра на приборной панели занял измеритель мощности электродвигателя.

Французский вариант

НА ВОЛНЕ электрических технологий свой шанс получили новые мелкие компании, способные организовать производство несложных электрических автомобилей. Например, фирма “Mia” наладила выпуск одноименных автомобилей в городе Серизе, Франция. В этом году здесь планируют собрать три тысячи таких машин для продажи в Европе по весьма доступной цене.

После 60 км/ч разгон электромобиля “Mia” становится очень вялым.

Кстати, к разработке модели приложил руку известный дизайнер Мурат Гюнак, автор нового “VW Scirocco”. В автомобиле длиной 287 см он разместил четырех человек: водитель занимает позицию в центре на индивидуальном кресле, а задний диван приспособлен для троих. Благодаря свободному пространству слева и справа от водителя пассажиры могут вытянуть ноги. А конструкция двери, которая захватывает часть пола, значительно упрощает посадку в салон.

За рулем очень удобно и просторно. Максимальная скорость “Mia” составляет 110 км/ч, а запас хода – 130 км. Правда, доставшийся мне образец был явно не готов для использования на обычных дорогах и в движении больше напоминал мне тележку для гольфа. Машина размеренно набирает 60 км/ч, а дальше ускоряется с большим трудом, при этом вся подвеска гремит, словно “убитая”, а тормоза ужасно скрипят. Однако пресс-атташе компании Ришар Делон предупредил меня, что я ездил на прототипе...

Основа энергии - водород

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ электромобиля надо всегда помнить об экономии. Быстрый разгон, агрессивная езда – все это быстро сажает аккумулятор. Неслучайно на выставке почти все электромобили ездили только с выключенными кондиционерами, музыкой и системами навигации. И большую часть времени простаивали у розеток на подзарядке.

Оранжевая отделка интерьера создана для электрической версии “Boxter”.

Немногочисленные водородные модели, напротив, были все время в движении и ни в чем не ограничивали водителя. Заправка водородом занимает всего три минуты, а запас хода составляет 300-500 километров. Цена промышленного водорода в Европе такова, что стоимость километра пробега на нем уже меньше, чем стоимость километра на дизеле. Вот только цены на сами водородные автомобили пока заоблачные.

Доктор Ларс Тиссен обещает, что компания “Opel” будет готова выпустить серийный автомобиль на топливных ячейках, использующий водород, уже в 2015 году.

В Берлине GM представил для короткого теста водородный “Opel HydroGen4”, созданный на базе американского внедорожника “Chevrolet Equinox”.

Практически бесшумно автомобиль легко набирает 140 км/ч. Динамика разгона такая, словно под капотом у него стоит хороший бензиновый движок. Между тем прототип имеет 440 топливных ячеек, которые в результате химической реакции соединения водорода и кислорода вырабатывают электричество и водяной пар. Трехфазный электромотор может развивать пиковую мощность до 126 л.с., что позволяет автомобилю весом около двух тонн разгоняться до 100 км/ч за 12 с, достигать скорости в 160 км/ч и проходить на одной заправке 320 км. В три углепластиковых баллона общей емкостью 120 литров под давлением в 700 бар закачивается 4,2 кг водорода.

Электрическими будут даже спорткары

НЕПРИВЫЧНО видеть “Porsche”, пролетающий мимо на скорости 200 км/ч и не издающий ни единого звука. Только в поворотах взвизгивает резина. Это носится по дорожкам аэродрома электрический спорткар “Porsche Boxter”. За руль экспериментального электромобиля, который обладает впечатляющими характеристиками, никого не пускали. Отстояв очередь можно было попасть только на пассажирское место. Представители “Porsche” демонстрировали, как их прототип умеет ускоряться до 100 км/ч за 5,5 с и развивать максимальную скорость 200 км/ч. При этом у спорткара вполне приличный запас хода для автомобиля на батарейках – 170 км. Секрет “Porsche” в использовании литий-железо-фосфатного аккумулятора производительностью 240 кВт и двух электромоторов для передней и задней осей, которые в сумме выдают мощность 180 кВт (около 245 л.с.) и крутящий момент в 540 Нм.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: