"Mitsubishi Motors Corporation Russia" (MMC Rus) демонстрирует устойчивый рост продаж на фоне падения рынка. Успехи компании ее генеральный директор Андрей Панков объясняет удачной ставкой на сегмент кроссоверов и внедорожников, который в России переживает настоящий бум.
- В линейке Mitsubishi достаточно внедорожников и кроссоверов, но при этом практически отсутствуют современные легковые автомобили. Устраивает ли такое положение дел компанию?
– Действительно, продажи внедорожников и кроссоверов составляют у нас 90 процентов от общего объема. В теории, такая ситуация не свидетельствует о сбалансированности модельного ряда. На практике – это продуманная стратегия и основа успеха Mitsubishi в на российском рынке. Напомню: до 2008 года доля легковых автомобилей в общем объеме продаж Mitsubishi в России составляла около до 80 процентов. Этот подход прекрасно работал на растущем рынке. Но ситуация изменилась и в 2009 году мы столкнулись с необходимостью разработать принципиально новую стратегию, которая позволит компании успешно выйти из кризиса. Мы приняли решение сделать ставку именно на сегмент сегмент кроссоверов и внедорожников. Когда в самую тяжелую стадию кризиса мы начали сознательно сокращать продажи “доступных” автомобилей B, C и D сегментов и активно продвигать значительно более дорогие SUV, все участники рынка смотрели на нас с удивлением. Но время показало: новая стратегия Mitsubishi в России полностью себя оправдала и продолжает приносить прекрасные результаты. Судите сами, по итогам семи месяцев этого года рынок сократился на 6 процентов, а продажи Mitsubishi выросли на 14 процентов. Спрос на кроссоверы и внедорожники стабильно растет. Мы выбрали направление развития, которое оказалось полностью востребовано российскими клиентами. Уже сегодня доля кроссоверов и внедорожников в общем объеме рынка достигает 35 процентов. А через несколько лет такие автомобили могут занять половину российского рынка. Безусловно, что в долгосрочной перспективе для увеличения доли Mitsubishi на российском рынке (а наша цель – ежегодно продавать не менее 150.000 автомобилей) будет необходимо дополнить модельную линейку. Да, нам необходимы конкурентоспособные легковые автомобили B и C сегментов. Поэтому мы активно работаем с инженерами и дизайнерами Mitsubishi в направлении разработки этих автомобилей в соответствии с пожеланиями российских клиентов. Кроме того, в модельный ряд Mitsubishi в России отлично бы вписался компактный кроссовер B-класса. Вывод на рынок всех этих автомобилей полностью соответствует нашей текущей успешно работающей стратегии, потому что он позволит создать дополнительную клиентскую базу для будущих продаж среднеразмерных кроссоверов и внедорожников.
– Не так давно серьезно изменилась акционерная структура компании, в результате "Рольф импорт" был преобразован в "Mitsubishi Motors Corporation Рус". В компании появился японский Президент. Как эта реформа повлияла на работу импортера?
– Изменение структуры оказало положительное влияние на работу компании как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. У нас значительно усилилась возможность влияния на долгосрочный план развития новых моделей. Это позволит получать автомобили, которые ждут российские клиенты, возможно, быстрее и эффективнее, чем в прошлом. Тем более что для Mitsubishi Россия стабильно входит в тройку важнейших глобальных рынков. Это совершенно уникальная ситуация, когда в общем портфеле продаж конкретного глобального бренда Россия опережает по объему продаж автомобилей Mitsubishi США, Китай, а также все европейские страны, вместе взятые. Более того, в России мы продаем больше традиционных автомобилей Mitsubishi, чем в Японии (за исключением специфического японского сегмента К-cars). Высокий статус рынка и изменение структуры собственности открывает дальнейшие возможности для укрепления связей с производственными площадками компании, и увеличения доли локально производимых моделей в наших продажах. Думаю, что ни одна из дочерних компаний иностранных автопроизводителей в России не имеет такого продуктивного взаимодействия со штаб-квартирой как мы.
– Mitsubishi сегодня – один из основных игроков, продвигающих на мировой рынок электромобили. Но в России проект упирается в неразвитую инфраструктуру. При этом "Mitsubishi Motors Corporation Рус" активно лоббирует ее создание. Когда в нашей стране можно будет спокойно заряжать и обслуживать подобные электрокары?
– Mitsubishi является одним из мировых лидеров в разработке и производстве инновационных электромобилей. В рамках нашей долгосрочной стратегии, сейчас мы фактически создаем в России рынок для таких автомобилей “с нуля”. Это касается зарядной инфраструктуры, сервисной сети и, самое главное, формирования спроса на электромобили. С первыми двумя пунктами все ясно – уже сейчас в Москве работают порядка 50 станций для подзарядки, а до 2020 года в рамках “Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта”, которую реализуют “Российские Сети” в нашей стране планируется создать более десяти тысяч станций для "заправки" электрокаров. В настоящий момент электромобили могут обслуживаться в 42 дилерских центрах Mitsubishi, расположенных в 20 городах России. Для формирования спроса необходимо обеспечить разумное ценовое позиционирование электромобилей и постепенно расширять их модельный ряд, предлагая электромобили для разных сегментов рынка. В России, например, нам не хватает электрических SUV, на который есть реальный спрос. И мы в ближайшее время этот пробел начнем закрывать, выведя на рынок, прежде всего, "Outlander" на электротяге, а в будущем и другие модели. Это направление позволяет объединить наши стратегические приоритеты – дальнейшее развитие продаж кроссоверов и внедорожников и лидерство на рынке электромобилей. Очевидно, что продажи электро-SUV позволят значительно ускорить формирование рынка элеткротранспорта в России. Не секрет, что основным ограничителем спроса на компактный электромобиль "i-MiEV", который мы продаем в России с 2011, является малый размер. Как показали исследования, российским покупателям нужен электрокар большого размера и с полным приводом. Безусловно, сегмент электромобилей и электромобилей с увеличенным запасом хода будет успешно развиваться. По нашим оценкам, к 2020 году в России будет продаваться до трехсот тысяч подобных машин.
– Как будет меняться целевая группа покупателей таких моделей? Стоит ли ожидать серьезного снижения затрат на владение электрокаром?
– Сегодня электрокары покупают в основном корпоративные клиенты. География использования – от Калининграда до Ханты-Мансийска. Пока у нас нет ни одного клиента, кто в результате использования электромобилей в суровых климатических условиях разочаровался бы в Mitsubishi i-MiEV. Многие клиенты после приобретения электромобиля и его испытаний в своем парке делают повторные покупки. Что касается затрат на эксплуатацию электромобилей (“заправка”, сервисное обслуживание итд.), то они уже сейчас во много раз ниже, чем на обычные автомобили. И это преимущество электромобилей будет только увеличиваться. Например, недавно столичные власти приняли решение о бесплатной парковке для электрокаров в центре города. Потенциальный владелец такой машины получает существенные выгоды. Ведь уже сейчас парковка обходится в 50 рублей в час, а это почти 500 рублей при стоянке автомобиля у офиса в течение рабочего дня. Простой расчет показывает, что за пять лет владелец электромобиля можно сэкономить до 600 тысяч рублей. Добавьте к этому дешевую “заправку” электричеством на фоне постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо. Кроме того, вполне вероятна перспектива замены транспортного налога экологическим, что еще больше увеличит выгоды от эксплуатации электромобилей. И тогда о покупке электромобилей задумаются не только компании, но и обычные автолюбители.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mitsubishi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон