Рубрики

Андрис Лиепа: «Любовь к вождению — наше семейное качество»

15:19 18-04-2012

Помимо таланта и трудоголизма членов семьи Лиепа отличает и любовь к автомобилям. Наш собеседник, народный артист России Андрис Лиепа, всегда сам управляет машиной. Водитель он дисциплинированный и аккуратный. Ведь артистам балета, или балетным, как они сами себя называют, помимо ПДД приходится помнить о сохранности собственных ног – главного инструмента танцовщика.

Помимо таланта и трудоголизма членов семьи Лиепа отличает и любовь к автомобилям. Наш собеседник, народный артист России Андрис Лиепа, всегда сам управляет машиной. Водитель он дисциплинированный и аккуратный. Ведь артистам балета, или балетным, как они сами себя называют, помимо ПДД приходится помнить о сохранности собственных ног – главного инструмента танцовщика. 



– А ВСЕ-ТАКИ, Андрис, почему сами за рулем? Многие творческие личности предпочитают роль пассажира на заднем диване…

– Я иначе устроен. Нанять шофера для меня означает попасть в зависимость от другого человека. Зачем, если я могу справиться сам? Тем более что я очень люблю управлять автомобилем. На расстояния до четырехсот километров от Москвы езжу на машине, а бывая за границей, почти всегда беру автомобиль в аренду. Машина уже давно часть моей жизни, ведь я провожу в ней массу времени. Это семейное качество. У нас все водят, включая мою сестру Илзе, маму и супругу. Отец (знаменитый танцовщик Марис Лиепа. – Прим. авт.) тоже обожал автомобили и был хорошим водителем. А я научился водить в шестнадцать лет и, признаюсь, до официального получения прав ездил без документов. 

– Неужели гаишники не останавливали? 

– Как ни странно, остановили только один раз, да и то случайно – похожая машина была в розыске. После той встречи с инспектором я окончательно решил пойти в автошколу. 

– На чем ездил в шестнадцать лет Андрис Лиепа и как изменился его личный автопарк с тех пор? 

– Самым первым моим транспортным средством можно считать деревянную тележку на подшипниках. Мы мастерили их с ребятами нашего двора и катались с горки. А в шестнадцать я ездил на вазовской “трешке”. Отец ее купил, получив Ленинскую премию (за исполнение партии Красса в балете “Спартак” в постановке Ю. Н. Григоровича, 1970 год. –Прим. авт.)

Позже я много поездил на отечественной “классике”, а первую иномарку приобрел только в 1998 году, после рождения дочери Ксении. У меня никогда не было комплекса по поводу того, что езжу на “Жигулях”, – у скромной машины есть свои преимущества. Например, я без опаски оставлял ее под открытым небом. Отец снимал гараж рядом с домом, и я тоже мог туда ставить машину, но никогда этого не делал. А на трассе неоднократно замечал, что рядом с “Мерседесами” моя “шестерка” для сотрудников ГИБДД словно не существует.

– А как же престиж, статус?

– Недавно я читал нотацию одному из своих учеников, который несколько лет снимает угол, вместо того

Если папа знаменитый танцовщик, немудрено и сыну
с малолетства приобщиться к балету.
чтобы купить квартиру, но при этом ездит на дорогих машинах. На мой взгляд, лучше решить основные проблемы и какое-то время ездить на малолитражке, чем шиковать таким образом... Кроме того, мои “Жигули” всегда были хорошего качества. Одну из машин я купил в Бельгии, в экспортном варианте, и она отлично служила в течение семи лет. Помню, когда в 1994 году я ставил на Мосфильме “Жар-птицу” (экранизация балета М. Фокина, возобновленного Андрисом Лиепой в Мариинском театре. – Прим. авт.), многие уже покупали иномарки, и однажды я услышал разговор о себе: “Лиепа такой крутой, что может ездить на любой машине!” Так это люди психологически воспринимали. А мне просто было удобно с моей “шестеркой” – она заводилась в любой мороз. До сих пор скучаю по ветровичку – маленькому треугольному окошку на передней двери. Для меня он был не хуже, чем все навороченные современные климат-контроли.

– Марис Лиепа был не столь практичен в выборе автомобилей? 

– Мне от отца перешла разве что любовь к серебристому цвету машин. Он привозил из США невероятные по тем временам автомобили производства ныне не существующей АМС – “American Motors Corporation”. У него были “Gremlin” и “Pacer”, по которым его безошибочно узнавали на московских улицах. Позже он заказал “Volvo 244”, когда ее уже снимали с производства. Серебристой не нашлось, и прислали оранжевую… в комплекте с четырьмя банками серебряной краски. Перекрашивать машину отец не стал, но по Москве опять пошли слухи, что Мариса Лиепу сразу можно узнать на дороге по оранжевой “Volvo”... 

– А вам он что привозил из зарубежных поездок? 

– Тоже машины, только маленькие. В детстве у меня была коллекция – около ста автомобильчиков. А как-то он привез мне скейтборд – наверное, я одним из первых в Москве опробовал эту игрушку. Кстати, у нас осталась заложенная отцом семейная традиция ездить на машине на Воробьевы горы, а там кататься на роликах и скейтборде. Теперь эту традицию продолжает моя дочь Ксюша.

Марис Лиепа привозил из-за границы “невероятные по тем
временам автомобили.

Балет и автомобили


– МОЖЕТЕ вспомнить какие-нибудь истории, связанные и с балетом, и с автомобилями?


– Когда я делал проект, посвященный балету Н. А. Римского-Корсакова “Шехерезада” в “Русских сезонах” Сергея Дягилева, узнал, что легендарная Ида Рубинштейн, первая исполнительница Зобеиды, была в 1910 году обладательницей самого шикарного автомобиля в Париже. У состоятельной балерины был “Rolls-Royce”. В моей личной балетной истории присутствует “Land Rover”: эта компания поддерживает возобновленные “Русские сезоны” как в Париже, так и в России. Вот уже четыре года мы работаем вместе.


– А как насчет других артистов балета и одновременно автолюбителей из числа ваших знакомых? Рудольф Нуриев, Михаил Барышников…


– Нуриев любил автомобили, но на каких машинах он ездил, честно говоря, не помню. У Михаила Барышникова, когда мы вместе работали, был небольшой джип. А когда мы отправлялись на гастроли, он непременно брал там напрокат какой-нибудь “Ferrari”, чтобы покататься. Он любитель спортивных машин. 

– А вы нет? 

– Я почему-то не испытываю такого трепета перед ними. Как, впрочем, и перед любимым многими “Хаммером”: недавно сел за его руль и понял, что это не моя машина. Я воспринимаю автомобиль через призму практичности и функциональности. Хотя иногда могу восхититься чем-то необычным. Однажды мы ехали в США на большом “Chevrolet”, и я заметил чудесный маленький родстер. Выразил свой восторг друзьям, а чернокожий водитель обернулся и говорит: “Что хорошего в этой крошечной машинке? Ты плотно окружен металлом: удар сбоку – и тебя нет, сзади и спереди – то же самое”. А ведь действительно, большая машина безопаснее. В этом смысле я отлично чувствую себя за рулем “Range Rover”, он очень надежен. Однако это вовсе не значит, что я противник маленьких машин. Они легкие в управлении и комфортные, в Европе ездить на таких автомобилях очень удобно. В Италии я брал напрокат “Fiat Uno” или “Opel Astra”, а в первый приезд в Париж в 1991 году знакомый фотограф одолжил мне свой “Fiat Panda”. В Лондоне мой агент предоставил мне “Volkswagen Golf”.

В восстановленном Андрисом Лиепой балете “Жар-птица
он танцевал с Ирмой Ниорадз

– А в Америке?

– Нью-Йорк – единственный город, где я вообще не садился за руль. Там катастрофически негде парковаться. Поэтому обычно на спектакль или репетицию я ехал на метро, а вечерами, когда дороги в городе были посвободнее, возвращался на такси.

– С дорожной полицией на Западе дело иметь не приходилось?

– Никаких происшествий за границей со мной не случалось, за исключением одной истории, когда в Германии меня, кажется, приняли за гангстера. Вероятно, это были спецслужбы. Меня остановили и заставили вытряхнуть содержимое багажника. Они проверили все очень тщательно, даже вскрыли металлический оклад маленькой иконки Богоматери, которую я вожу с собой. В итоге все закончилось благополучно, но что они искали, я так и не понял…


"Вожу аккуратно, как мама"

– ВЫ СЧИТАЕТЕ себя хорошим водителем?

– Я вожу машину, как моя мама – аккуратно и обстоятельно. Илзе водит, как отец, более смело. У нее природная водительская интуиция и чутье на габариты автомобиля, она легко вписывается в любые маневры на дороге.

-В чем выражается аккуратность?

– Я соблюдаю все меры безопасности, потому что беспечность обходится дорого. Недавно в аварии погиб мой знакомый священник. Батюшке было всего двадцать семь лет, и причина гибели – непристегнутый ремень. После таких историй понимаешь, что надо быть осторожнее. Моему отцу, когда он ушел из жизни, было пятьдесят два года. Когда-то мне казалось, что это много, а сейчас, когда мне самому исполнилось пятьдесят, я понимаю, что это – ничего, что еще многое можно успеть. Пример тому Галина Павловна Вишневская или Майя Михайловна Плисецкая, которые до сих пор плодотворно работают. Теперь я стараюсь передать правила безопасности дочери. Впрочем, Ксюша родилась в Германии и с детства привыкла к тому, что даже в такси ребенка сажают в детское кресло и пристегиваться надо обязательно. Она и мне иногда делает замечания, не разрешая трогаться с места, пока не пристегнут ремень. Еще я вожу с собой молитву водителя. Ее можно приобрести в любом храме, а я выписал текст в записную книжку. Вот он: “Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех охраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, грешнаго, и вверенных мне человек и помози невредимых доставлять каждого по его потребе. Боже Милостивый! Избави мене от злаго духа лихачества, нечистой силы пианства, вызывающих несчастия и внезапную смерть без покаяния. Сподоби мене, Господи, с чистой совестию дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных по моему нерадению людей, и да прославится имя Твое Святое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.


Андрис и Илзе Лиепа

– А как вы в жизни относитесь к “пианству” за рулем?

– Очень трепетно. Я дважды попадал в подобную историю и оба раза попался сотрудникам ГИБДД. В первый раз меня уговорили выпить бокал шампанского на именинах моей партнерши, балерины Нины Ананиашвили, а во второй и последний – когда Ирма Ниорадзе танцевала в Петербурге премьеру “Жар-птицы”. Любопытно, что меня поймали буквально сразу. А когда я спросил, как меня вычислили, гаишник ответил: “Вы слишком медленно ехали”. Однажды я это проверил: ехал в Москве вдоль набережной, а за мной – патрульная машина. Я нарочито снизил скорость и включил сигнал поворота. Меня остановили. На вопрос “почему?” был дан ответ: “Вы включили поворотник за полкилометра, и мы решили, что с вами что-то не так”.

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Родился 6 января 1962 года в Москве.
В 1980 году окончил Московское академическое хореографическое училище по классу педагога А. Прокофьева. По окончании училища зачислен в труппу Большого театра.
В течение восьми лет станцевал ведущие партии в балетах “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Жизель”, “Иван Грозный”, “Лебединое озеро”.
Работал в труппе Американского театра балета; танцевал на сценах “Ла Скала”, Парижского оперного театра и театра Лозанны.
В 1986 году получил звание заслуженного артиста России.
В 1989 году приглашен в труппу Кировского балета (теперь Мариинский театр в Санкт-Петербурге).
В 1993 году восстановил балеты М. Фокина “Петрушка”, “Шехерезада” и “Жар-птица”, созданные для “Русских сезонов” С. Дягилева в Париже.
В 1997 году организовал Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы.
В 2009 году получил звание народного артиста РФ.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: