Рубрики

Антикризисный вариант. Часть V. Пора менять свой подход при выборе автомобиля

15:46 22-12-2015

В предыдущем выпуске мы рассказали о ценовых тенденциях на рынке легковых иномарок в России. В таком же формате, используя наиболее показательные примеры, сопоставляя маркетинговые условия и неизбежные дальнейшие траты*, мы поговорим о минивэнах, кроссоверах и внедорожниках. Сегодня, когда рынок лихорадит, нет гарантий, что модель любимой марки, удовлетворяющая ездовыми и потребительскими качествами или просто подходящая по средствам, окажется удачным и выгодным приобретением. Автомобиль с самой привлекательной ценой может оказаться накладным в эксплуатации или неликвидным при перепродаже. А какая-либо престижная или мощная модификация заставит платить либо очень высокие налоги, либо окажется слишком дорогой в страховке. Мы же попробуем выбирать автомобиль, избегая перечисленных выше ловушек и обращая в свою пользу складывающиеся на автомобильном рынке условия.

* Подсчеты эксплуатационных, страховых и прочих затрат производились исходя из ежегодного пробега в 15.000 км применительно к средним тарифам для Москвы.

В предыдущем выпуске мы рассказали о ценовых тенденциях на рынке легковых иномарок в России. В таком же формате, используя наиболее показательные примеры, сопоставляя маркетинговые условия и неизбежные дальнейшие траты*, мы поговорим о минивэнах, кроссоверах и внедорожниках. Сегодня, когда рынок лихорадит, нет гарантий, что модель любимой марки, удовлетворяющая ездовыми и потребительскими качествами или просто подходящая по средствам, окажется удачным и выгодным приобретением. Автомобиль с самой привлекательной ценой может оказаться накладным в эксплуатации или неликвидным при перепродаже. А какая-либо престижная или мощная модификация заставит платить либо очень высокие налоги, либо окажется слишком дорогой в страховке. Мы же попробуем выбирать автомобиль, избегая перечисленных выше ловушек и обращая в свою пользу складывающиеся на автомобильном рынке условия.

* Подсчеты эксплуатационных, страховых и прочих затрат производились исходя из ежегодного пробега в 15.000 км применительно к средним тарифам для Москвы.


МИНИВЭН

ДИАПАЗОН. Выбор однообъемных моделей схлопнулся в разы, но здесь по-прежнему представлены модели во всех трех размерных подсегментах. Наиболее доступны компактвэны – от 800.000 рублей. Верхняя планка проходит на уровне 1,5 млн рублей (или два миллиона, если речь идет о компактном однообъемнике премиальной марки). Второй рыночный слой представляют более просторные минивэны на семь мест. Цена таких модификаций без учета каких-либо дополнительных опций – от 1,1 до 1,7 млн. Небольшим числом, но на весьма твердых позициях присутствуют на рынке и крупные минивэны, среди которых есть как доступные машины стоимостью от 1,3 млн рублей, так и премиальные “бизнес-вэны” ценой под четыре миллиона.

Наиболее доступный компактвэн “Kia Venga” (1) одновременно является и лидером в сбережении средств. Престижный “Mercedes-Benz B-сlass” (2) обходится дороже, но это единственный представитель компактных однообъемников, предлагающий полный привод. В случае с “Citroёn Grand C4 Picasso” (3) полностью оправдана покупка дизельной модификации. А роскошный “Toyota Alphard” (4) доказывает, что даже на мощные японские автомобили каско может быть весьма гуманным.

ПРОГНОЗЫ. В России сектор однообъемников переживает самые тяжелые времена. Его доля сократилась до 1,5% в 2014 году, его покинули модели “Ford”, “Chevrolet” и “Opel”, “Mazda” и “Renault”. Компания BMW, в гамме которой появились минивэны, даже решила повременить с их дебютом в России. Поэтому о всем классе можно говорить как о достигшем дна, что открывает отличные возможности для выгодного приобретения. Минивэны всегда были привлекательны для тех, кто ищет автомобиль с наилучшей вместительностью и функциональностью при наименьших вложениях денежных средств. Но сейчас присмотреться к однообъемным машинам стоит также из-за относительно низких тарифов каско. Как правило, их рассчитывают по минимальной ставке – страховая статистика говорит о том, что минивэны реже моделей других классов бывают угнаны или попадают в аварии.

ЗАТРАТЫ. По нашим подсчетам, наименее затратным после покупки компактвэном является “Kia Venga 1.4” – содержание модификации с механической коробкой обойдется в 101.200 руб/год, а версия с мотором объемом 1,6 литра и автоматом – в 111.800 руб/год. Единственный представитель премиум-марки в этом сегменте – “Mercedes-Benz B-class” с двигателем сравнимой мощности – за год вытащит из кармана уже 148.200 рублей. А наиболее дорогая модификация “B 200 CDI 4Matic” с турбодизелем и полным приводом заставит раскошелиться на топливо, страховки и налоги на сумму 175.900 рублей. Среди семимест-ных моделей укажем на дизельный “Citroёn Grand C4 Picasso” как на пример бережливости в классе (123.500 руб/год). Под стать ему бензиновый “Toyota Verso 1.6” c механической коробкой (129.800 руб/год). Сравните: мощный, но не экономичный “Fiat Freemont 2.7” обойдется уже в 176 тысяч рублей в год, что сравнимо с затратами на полноценный микроавтобус. В лиге больших минивэнов нет равных по доступности содержания “SsangYong Stavic”, который производят как в малобюджетном варианте, так и в версии с полным приводом.


КОМПАКТНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

ДИАПАЗОН. “Входной билет” в категории массовых моделей российского производства – “Renault Duster” за 599.000 рублей. Среди премиальных – “MINI Cooper Countryman” за 1,21 млн. Соответственно, самыми дорогими модификациями среди маленьких кроссоверов являются “Jeep Renegade 1.4T 4WD” (от 1,8 млн) и опять же модель “MINI”, но теперь в 192-сильной версии “Cooper S Countryman ALL4” за 2 млн.

Под “компактными внедорожниками” подразумевают также и кроссоверы более крупных размеров, построенных на платформах автомобилей гольф-класса. Здесь ценовая вилка существенно шире. Среди стандартных моделей – от миллиона за новый “SsangYong Action 2.0” и до 2,57 млн рублей за 240-сильный “Land Rover Discovery Sport”. Премиальные компакт-кроссоверы вроде “Range Rover Evoque 2.2 Si4” переносят ценовую планку на отметку в три миллиона и выше.

К числу доступных кроссоверов “Ford Kuga” (1) не отнесешь, но именно он наименее расточительный в плане дальнейших расходов. Присмотреться можно и к “Volkswagen Tiguan” (2) – под грядущую смену поколений дилеры могут пойти на хорошие скидки. Разница же в содержании премиальных кроссоверов примерно одинаковой мощности может различаться почти вдвое, как в случае с “Audi Q3” (3) и “Infiniti QX50” (4).

ПРОГНОЗЫ. Выбор автомобилей по цене, размерам и дизайну, типу привода, мощности мотора и оснащенности в сегменте компактных внедорожников огромен, поэтому здесь воцарилась жесточайшая конкуренция. Их совокупная рыночная доля, согласно исследованиям аналитического агентства “Автостат”, в 2014 году достигла 28%. Это как минимум будет выступать против роста цен. Но есть нюанс. У бедных покупателей в кризис деньги заканчиваются раньше, чем у богатых. И, похоже, они уже иссякли – продажи самых доступных кроссоверов упали в 2015 году очень резко. Дальнейшая динамика цен зависит от того, решит ли государство стимулировать спрос на наиболее массовые модели. А в секторе премиум-кроссоверов, напротив, ничто не помешает и дальше расти стоимости при очередных курсовых колебаниях.

ЗАТРАТЫ. Самым не обременительным в содержании малым кроссовером является переднеприводный “Peugeot 2008” (98.100 руб/год), если вы готовы довольствоваться его 82-сильным двигателем. Из мощных моделей выгоден “Opel Mokka” (101.800 руб/год) в версии со 140-сильным атмосферником объемом 1,8 литра. Эта модель, как и вся марка, покидает наш рынок (отсюда, кстати, и такие привлекательные цены), однако ее едва ли не точный аналог уже представлен в России как “Chevrolet Tracker”. Из кроссоверов с приводом 4х4 в содержании выгодны дизельный “Renault Duster” и “Ford EcoSport” c двухлитровым бензиновым мотором (соответственно 118.900 и 129.300 руб/год). Популярные японские компакт-кроссоверы в эксплуатации куда дороже. За год “Mitsubishi ASX 2.0 4WD CVT” съест 153.700 рублей, а 190-сильный “Nissan Juke 1.6T” – все 185 тысяч. Причина – повышенные расходы на страхование.

В подсегменте более крупных компакт-моделей картина иная. Самые дешевые кроссоверы не так выгодны в содержании, как лидеры класса – “Ford Kuga 1.6” и “Volkswagen Tiguan 1.4 TSI” (115.400 и 115.800 руб/год соответственно). Но если говорить о модификации с автоматом, то наиболее привлекательным окажется “Hyundai ix35 2.0 CRDi” (136.100 руб/год). А с приводом 4х4 и мощным мотором – 184-сильный “Kia Sportage 2.0 D” (144.400 руб/год). Корейские компании здесь превосходят и европейские модели, и даже такие популярные японские машины, как “Honda CR-V”, “Mazda CX-5” и “Toyota RAV-4”. Наиболее дорогими в эксплуатации раньше считались кроссоверы “Subaru”, однако новый “Land Rover Discovery Sport” поднял планку ежегодных расходов до 200-250 тыс. руб. Не потому ли эта модель спустя почти год после дебюта так и осталась экзотикой на московских улицах? Сравнимые расходы несут лишь обладатели премиальных “Evoque” и “Lexus NX” наиболее мощных модификаций. В то же время эксплуатация кроссовера престижной марки может быть и не накладной, что доказывает 120-сильный дизельный “Volvo V40 Cross Country” (138.200 руб/год) или 150-сильный бензиновый “Audi Q3 1.4 TFSI” (156.600 руб/год). Среди полноприводных премиальных моделей самым легким для семейного бюджета станет “BMW X1 18d xDrive” нового поколения (182.900 руб/год).


СРЕДНЕРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

ДИАПАЗОН. Этот класс еще недавно был представлен преимущественно рамными внедорожниками. Но теперь простые крепкие вездеходы испытывают все более и более серьезный прессинг со стороны кроссоверов-середняков, сравнимых по динамике, габаритам и стоимости. Речь идет о нише автомобилей с моторами мощностью не менее 150 л.с. и ценой от 1,5 млн рублей за “Mitsubishi Outlander 2.4 4WD” до 2,7 млн за “Jeep Cherokee 3.2”. В премиальной категории отсчет начинается с “Volvo XC60 D3” за 2,1 млн, а наверху стоит кроссовер “Porsche Macan Turbo” за 4,87 млн.

Рамный полноприводный вездеход “Mitsubishi Pajero Sport” (1), несмотря на архаичность, по стоимости владения получается все же выгоднее многих модных кроссоверов – например, той же “Toyota Venza” (2). В премиальном секторе прослеживается такая же тенденция: новинки вроде “Mercedes-Benz GLC” (3) и “Lexus RX” (4) нового поколения в содержании получаются ощутимо дороже моделей, давно присутствующих на рынке.

ПРОГНОЗЫ. Говорить об относительной устойчивости цен на среднеразмерные кроссоверы и внедорожники можно лишь по отношению к тем моделям, которые собираются в России. Все остальные автомобили в большой степени подвержены складывающимся рыночным тенденциям. Признаки ослабления спроса здесь ощущаются меньше, что видно по растущей рыночной доле – за девять месяцев этого года она увеличилась сразу до семи процентов, тогда как в 2014 году составляла лишь 6,5%. Поэтому снижения цен не прогнозируется. Покупательский интерес стимулируется еще и тем, что среднеразмерные кроссоверы, в том числе и премиальных марок, одни из самых ликвидных на вторичном рынке и мало теряют в стоимости в сравнении со средними или бизнес-седанами. Поэтому они интересны даже как инвестиция.

ЗАТРАТЫ. Самым дешевым в пользовании кроссовером является “Hyundai Santa Fe” с механической коробкой и с начальным 2,4-литровым мотором (167.800 руб/год). Он же и самый доступный вариант с полным приводом. Из версий с автоматом выделяется “Kia Sorento Prime 2.2 D” (177.800 руб/год). Если выбирать среди серьезных внедорожников с 4х4, то наименее обременительными окажутся дизельные “SsangYong Rexton 2.0 XDi” и “Mitsubishi Pajero Sport 2.5 DI-D” (146.600 и 173.700 руб/год соответственно). Наибольшие расходы принесет своим владельцам 272-сильный “Jeep Cherokee” (297.000 руб/год). Из-за дорогого каско эта модель получается менее выгодной в содержании, чем даже “Mazda CX-9” с 3,7-литровой “шестеркой” (266.600 руб/год). Понимая, что высокие страховые тарифы снижают привлекательность автомобилей, некоторые автопроизводители уже начинают вводить собственные. В частности, полная страховка машины по программе от “Mitsubishi Motor Finance” производится не по обычной ставке в 6-8%, а по льготной 4,1%.

В премиум-сегменте тон бережливости задает “Volvo” c переднеприводной версией кроссовера “XC60 D3” (173.900 руб/год). Из моделей с 4х4 выделяются сразу несколько модификаций “Audi Q5” – дешевле всех моделей-конкурентов в пользовании обходится и начальная 180-сильная версия, и 225-сильная в подклассе машин с автоматом, и начальная турбодизельная среди моделей на тяжелом топливе... Не позавидуешь обладателям “Infiniti Q60” – содержание модели довольно скромной мощности обходится почти в 400 тысяч рублей в год. Даже 340-сильный “Porsche Macan S” не настолько накладен.


ПОЛНОРАЗМЕРНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК

ДИАПАЗОН. Из-за того что в Европе и США под понятием полноразмерного внедорожника подразумевают все-таки отличающиеся машины, мы рассмотрим одновременно два подкласса. Если подходить по старосветским меркам, то среди больших вездеходов с механической коробкой дешевле всех “Mitsubishi Pajero”, а среди кроссоверов с автоматом – “Hyundai Grand Santa Fe” (1,7 и 2,2 млн соответственно). Самый дорогой представитель – “VW Touareg 4.2 TDI” (3,8 млн). В полноразмерном классе наиболее широкий выбор предложений по цене у “Toyota Land Cruiser 200” (от трех до четырех миллионов рублей). Ценовой коридор у крупных кроссоверов и внедорожников престижных премиум-марок существенно шире. Нижний порог задает “Infiniti QX70” (2,9 млн), верхний – “Range Rover LWB 5.0 S/C” за 8,4. Надо заметить, что в сегменте есть и отдельный сектор особо мощных внедорожников, цена которых может заходить за 10 млн, но в рамках этого обзора мы не рассматриваем спортивные модификации.

Начальная модификация “Land Rover Discovery IV” (1) имеет почти такой же ценник, как и огромный “Chevrolet Tahoe” (2), но в стоимости владения существенно выгоднее из-за мотора вдвое меньшей мощности. В премиальном секторе самым малозатратным кроссовером является новый “Volvo XC90” (3), а среди солидных полноразмерных моделе по этому показателю нет равных “Mercedes-Benz GL 350d” (4).

ПРОГНОЗЫ. Представленные в России производители крупных внедорожников разделились на два лагеря. Одни компании все еще стараются удерживать цены на минимально возможном уровне (BMW, “Infiniti”, “Toyota”, “Jeep”), чтобы не терять завоеванные доли рынка. Другие уже скорректировали стоимость автомобилей в большую сторону. В любом случае такая двусмысленная ситуация дает редкий шанс именно сейчас сделать удачное приобретение, поскольку на многие “дорогие” модели дилеры готовы предоставлять существенные скидки, чтобы конкурировать с “дешевыми”.

ЗАТРАТЫ. Текущие лидеры продаж – большой премиальный кроссовер “BMW X5” и полноразмерный внедорожник “Toyota Land Cruiser 200”, если рассматривать самые доступные модификации, за год своим владельцам обойдутся в 295.800 и 336.500 рублей соответственно. Но на рынке есть модели и с более скромными затратами. Например, новый “Volvo XC90” с дизельным мотором (от 216.300 руб/год), представляющий премиальный сегмент, или “Kia Mohave” (186.200 руб/год). Последний, обладая 250-сильным мотором, полным приводом и автоматической коробкой, по стоимости владения окажется лучше даже самого доступного на рынке 178-сильного “Mitsubishi Pajero 3.0”. Рейтинг же самых дорогих в пользовании больших моделей возглавляют “Volkswagen Touareg” c 360-сильным мотором V8 и, как ни странно, безобидный с виду “Nissan Pathfinder 2.5” (оба обходятся под 370 тысяч рублей в год). Среди премиум-брендов тоже есть этакий “пожиратель денег” – это модификация “Infiniti QX70” с пятилитровой 400-сильной “восьмеркой” (690.000 руб/год). Страховые компании установили на модель настолько высокие тарифы каско, что она получается гораздо менее выгодной как в сравнении с еще более мощным полноразмерным “Infiniti QX80” (514.100 руб/год), так и на фоне изначально более дорогих престижных моделей “Mercedes-Benz GL 500” (562.100 руб/год) или 510-сильного “Range Rover 5.0 S/C” (637.500 руб/год).

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: