Рубрики

ATV: от шести до шестнадцати

Освоить ATV никогда не рано


Четырехколесники для детейэто не игрушки, лишь внешне копирующие ATV, а настоящая техника. И она приобщает маленьких водителей к увлекательному виду спорта и активного отдыха.

ВЫ НЕ задумывались о том, почему на чемпионатах мира и Европы по техническим видам спорта россиян не встретишь даже в двадцатке? Да потому, что в свое время нашим ребятам просто не на чем было ездить. Когда на Западе дошкольники вовсю рассекали на маленьких кроссовых мотоциклах, четырехколесниках и снегоходах, наши дети могли увидеть всю эту технику разве что по телевизору. Сейчас, слава богу, появилась она и у нас. Впрочем, вовсе не обязательно готовить из мальчишек и девчонок профессиональных спортсменов. Пусть просто катаются на свежем воздухе, развивая координацию, реакцию, решительность. Одно дело – ехать с родителями в роли пассажира, и совсем другое – владеть собственным АТV или снегоходом. Сложно ли освоить четырехколесник малого формата? Наверное, достаточно сказать, что двое из тройки юных участников нашего тест-драйва сели за руль впервые.

 

Все настоящее!

 

“АRCTIC Cat 90” так мал, что на улицу из мотосалона мы его не выкатили, а вынесли. Тем не менее это настоящий квадроцикл с настоящим четырехтактным (заметьте, не двухтактным!) двигателем. По-взрослому заливаешь бензин в бак – и вперед.

У двигателя верхнеклапанная головка с двумя клапанами, а охлаждение – принудительно-воздушное. С правой стороны стоит улитка вентилятора, которая гонит холодный воздух вокруг самых горячих деталей мотора – поршня, стенок цилиндра и клапанной головки. Трансмиссия – клиноременная передача (вариатор) с задним ходом. Передняя подвеска, как у больших четырехколесников,на А-образных рычагах, задняя – маятниковая с моноамортизатором. Задняя неразрезная ось приводится цепью (это и ради борьбы с весом, и для удешевления конструкции). Тормоза: передние барабанные, задний –дисковый, с гидравлическим приводом.

Бестрепетно усевшись на квадроцикл, семилетняя Соня нажала кнопку на левой стороне руля, и мотор моментально ожил. Ну а если аккумулятор подсядет? На такой случай у детских машин предусмотрен полноценный кик-стартер, как у скутеров, сделанный как раз под ногу маленького пилота.

Что мне не очень понравилось в этом образчике компактной техники, так это хитро припрятанный рычаг включения передач вперед/назад. Чтобы включить, надо сильно наклониться и нашарить его под бензобаком. Я уже хотел сказать пару ласковых слов в адрес конструкторов, но тут выяснилось, что сложной эта схема кажется только мне, большому дяде. А вот Сонечка, едва ей показали, как включать передачи, моментально начала ими пользоваться безо всяких затруднений. Мало того, вскоре возникла другая проблема: как остановить малолетнюю гонщицу, которая азартно сновала на мини-ATV туда и обратно со скоростью челнока швейной машинки…


Серьезная машина


ОБЪЕМ двигателя у второго четырехколесника равен 149 куб. см. Это в три раза больше, чем у популярных скутеров-"полтинников". Разумеется, у АТV львиная доля мощности направлена не на скорость, а на тягу, но все равно "Аrctiс Cat 150" – машинка весьма резвая. Потому для совсем малышей и не предназначена. С ней могут справиться лишь пилоты младшего школьного возраста.

Мотор здесь одноцилиндровый, четырехтактный, с двухклапанной головкой и воздушным охлаждением. Цилиндр в алюминиевой рубашке с сильно развитым оребрением охлаждается встречным потоком воздуха. Понятно, что весной и летом (особенно после покатушек по бездорожью) ребра цилиндра будут забиваться грязью. Чтобы двигатель из-за этого не перегревался, юный владелец должен после каждой прогулки тщательно вычищать грязь. Придется родителям приучить чадо к технической аккуратности или… самим следить за чистотой мотора.

Ходовая у "150-го" классическая: передняя подвеска независимая с А-образными рычагами. Задняя – маятниковая с моноамортизатором, неразрезной осью и приводом цепью. Тормоза, как и у предыдущей модели: спереди два барабанных, сзади – один дисковый с гидравлическим приводом.

Пилотом на "Аrctiс Cat 150" выступает десятилетний Олег. Это его первая поездка на четырехколеснике,и видели бы вы, как загорелись глаза мальчишки, когда ему разрешили сесть за руль. Первые два круга с инструктором, потом самостоятельно. Ну что сказать, современные дети мгновенно обучаются всему, что им интересно. И это касается не только компьютеров или мобильных телефонов, но и ATV. По тому, с каким сожалением Олег покинул седло четырехколесника, с которым успел за короткое время сильно подружиться, было кристально ясно: его родителей ждет осада на предмет покупки собственного квадроцикла.


Максимальное приближение


МОДЕЛЬ ATV для подростков по конструкции уже максимально приближена к "взрослым" аналогам. Форма и качество пластика, головные фары, сиденье – все точно такое же, только более изящное. Даже жидкокристаллический дисплей под стать большому АТV – с полным набором показателей практически всех важных функций четырехколесника.

Мотор объемом 270 куб. см, четырехтактный, верхневальный, с двумя клапанами на цилиндр. Охлаждение жидкостное, принудительное, то есть имеется помпа. Двигатель запускается электростартером, а как аварийный вариант имеется шнур кик-стартера, словно у спортивных квадроциклов. А теперь самое интересное: привод на заднюю ось у "Аrctiс Cat 300" осуществляется уже не цепью, а совершенно по-взрослому – карданным валом, и у этого маленького четырехколесника есть понижающая передача. И все тормоза (два спереди, один – сзади) – дисковые. Маятниковая задняя подвеска с моноамортизатором и А-образные рычаги на передней подвеске.

15-летний Саша – не новичок, а спортсмен, и на "квадриках" накатался, пожалуй, уже больше, чем я за всю жизнь. Поэтому пару километров до кроссовой трассы я решил сам проехать на "трехсотке". Конечно, мужик весом за 95 килограмм на подростковом АТV выглядит не слишком презентабельно, но в принципе, смею заверить, эта маленькая машинка вполне подходит и для взрослых людей. Я в нее за время короткой поездки влюбился. Двигателя, укутанного в водяную рубашку охлаждения, практически не было слышно. Он, тихонько мурлыча, с недетской страстью тащил маленького "Арктического кота" по подтаявшему снегу, позволяя легко, просто и предсказуемо проходить повороты веером. Похоже, наши маленькие тест-пилоты решили, что дядя из "Клаксона" сам впал в детство. А я жалел только об одном – что в моем собственном детстве о такой технике не приходилось даже мечтать...

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • - Помимо самого четырехколесника маленькому пилоту понадобится соответствующая экипировка. В том числе на случай падений с ATV. На голову – хороший кроссовый шлем, очки. Обязательно – защита груди, спины, рук (тоже кроссовая или “черепашка”, в которой ездят на мотоцикле). Плюс наколенники, перчатки с карбоновой защитой и, желательно, мотоботы.
  • - Разумеется, сразу сажать малыша за руль нельзя. Для начала нелишне показать ему приемы езды на взрослом АТV. Это может сделать инструктор, а лучше – сами родители. Сажаете ребенка на колени, и он рулит под контролем ваших рук, пока не научится нажимать на курок газа и рычаг тормоза. После этого можно пересаживать его на мини-квадроцикл. Для этого необходима большая площадка (скажем, чистое поле), где нет риска врезаться в какое-то препятствие. Сначала на неподвижном ATV закрепляются навыки обращения с курком газа и рычагом тормоза. Потом есть резон провести экзамен на небольшом уклоне, с которого квадроцикл может скатиться с выключенным мотором. В движении маленький пилот должен мгновенно выполнять ваши команды: “газ” или “тормоз”. В это время ключ зажигания лежит в вашем кармане. Мотор можно заводить только тогда, когда будете на 101% уверены, что ребенок уже готов ехать самостоятельно.
  • - Для катания желательно выбрать подготовленную трассу. Подойдет и любое свободное пространство близ вашего загородного дома, только надо тщательно убедиться, что на нем нет глубоких ям, канав, притаившихся в траве или под снегом пеньков, коряг и валунов. Понятно, что за самыми младшими квадроциклистами необходим постоянный присмотр взрослых членов семьи. А с детьми постарше следует раз и навсегда договориться, что выезд за пределы определенного участка строго запрещен. Не забывайте, что самый компактный детский ATV может развить скорость под 30 км/ч, а “трехсотка” – до 60 км/ч. При отсутствии вашего контроля риск аварии возрастает многократно.
  • - Даже если вы доверяете ребенку кататься самостоятельно, он должен постоянно находиться в зоне видимости. Модели для самых маленьких обычно снабжаются простым, но весьма эффективным маячком в виде яркого вымпела на высоком древке. Если такого штатного сигнала нет, то несложно соорудить его своими руками, прикрепив к четырехколеснику, например, обычную удочку и прицепив к ней флажок. Кататься она не помешает, а вам легко будет проследить передвижения ATV даже на приличном расстоянии.
  • - Владение собственной техникой, помимо всего прочего, поможет мальчику или девочке с самых ранних лет приучиться к порядку и аккуратности. Логично, если малыш научится заливать в бак топливо, проверять перед поездкой давление в шинах, уровень масла и работу рычага тормоза, а после катания – самостоятельно помыть свой четырехколесник. В этом смысле детский ATV служит вдобавок и хорошим средством воспитания.

Поделиться: