Новые технологии активной безопасности от “Audi”
Автомобили становятся все более самостоятельными. Многие из них уже помогают водителю справляться с возникшей опасностью. А в будущем электроника научится вообще предотвращать критические ситуации. До конвейера таким системам, по мнению экспертов “Audi”, остался один шаг.
ОБИЛИЕ разнообразных электронных помощников порой заставляет задуматься: не чересчур ли важной становится роль компьютера в управлении автомобилем? А ведь инженеры пока специально ограничивают функции искусственного интеллекта. Да, по статистике, 90% аварий в Европе происходит из-за человеческих ошибок. И все же, демонстрируя свои разработки в области активной безопасности, специалисты “Audi” подчеркивают: задача “ассистентов” – поддерживать, а не опекать водителя; предупреждать его об опасности, но не ограничивать в действиях.
Для начала специалисты компании напомнили о знакомых вещах, которые уже работают на серийных машинах: активный круиз-контроль, автоматический парковщик, контроль полосы... Зачем? Дело в том, что все это помогает и в создании новых систем.
Действительно, если каждая перспективная разработка потребует установки собственного датчика или камеры, то как подводить воздух к двигателю? Ведь почти вся площадь радиаторной решетки будет занята разнообразными электронными “глазами”. На этот мой вопрос инженеры заверили, что стараются максимально использовать уже установленные датчики. И наглядно показали, как это делается.
Пластиковый гараж, перед ним стоит сверкающая “А8”. То есть якобы подъехал владелец к дому и собирается поставить машину в бокс. Вылезать из нее в тесном помещении, конечно, неудобно. Да и зачем мучить себя? Можно выйти заранее и нажать на кнопку на брелке. Я, изображая хозяина, так и делаю. В ответ машина неспешно двинулась вперед, попискивая парктрониками. Доехав до дальней стены гаража, она остановилась, закрыла окна, заглушила мотор и моргнула поворотниками: режим охраны включен! Ту же операцию можно проделать в обратном порядке: при нажатии кнопки автомобиль отпирает двери, заводит мотор и, медленно выехав на улицу, замирает в метре от ворот.
Представители компании комментируют: для реализации этой системы доработать пришлось лишь программную часть, а лишних датчиков не понадобилось.
То же самое касается и новых предупреждающих систем. К примеру, при выезде с парковки видимость нередко оставляет желать лучшего. А если по дороге в этот момент едет другая машина или велосипедист? В этом случае помогут ультразвуковые датчики системы контроля “слепых” зон, установленные по углам автомобиля, а также широкоугольные парковочные видеокамеры. Для проверки сажусь в “А6”, втиснутую на площадке между парой других машин. Инструктор по рации дает команду “препятствию”: вдоль стоянки на хорошем ходу начинает курсировать “Q3”. Включаю задний ход, чтобы выбраться… а на экране, поверх картинки с камеры, загорается красная стрелка. Значит, придется подождать. Через несколько секунд в объективе проносится силуэт кроссовера. Если бы я, не имея электронных помощников, нажал на газ, авария была бы неизбежна.
<~1~>
Те же ультразвуковые датчики могут выполнять еще одну функцию. Поставив машину вдоль дороги, я привычно “сканирую” окрестности по зеркалам: безопасно ли открывать дверь? Но что произойдет, если водитель забудет осмотреться? Тогда “Audi” предупредит об опасности. Сенсоры могут засечь другую машину на расстоянии около 70 метров. Как только она появляется в поле их зрения, на дверной панели, прямо над ручкой, вспыхивает тревожно-красная светодиодная полоса: дверь открывать нельзя!
По такому же принципу работает система предупреждения на перекрестках. Для ее проверки меня загнали в своеобразный туннель: справа и слева все затянуто белой тканью, а впереди Т-образное пересечение дорог. Подъехав к нему, понимаю, что ситуация очень опасная. Ведь едущую наперерез машину я не увижу до последнего момента, когда увернуться от удара уже не удастся. Но и тут система предупреждения не подвела: проанализировав данные с передних ультразвуковых датчиков и широкоугольной видеокамеры, компьютер выдал на экран предупреждение: слева приближается автомобиль.
Инструктор просит продвинуть мою машину еще на метр вперед. Так и делаю. В этот момент у нижней кромки стекла вспыхнула алая полоса и загудел зуммер – последнее предупреждение! В будущем подобная система будет использовать не только данные собственных датчиков, но и информацию, полученную по обмену “автомобиль – автомобилю”. По радиоканалу WLAN 802.11p (в Европе в 2012 году собираются ввести на него единый стандарт) машины смогут не только предупреждать друг друга на перекрестках, но и обмениваться данными о дорожной обстановке.
Осторожно: пешеход!
НО ВСЕ же без новых сканеров и сенсоров в XXI веке не обойтись. К примеру, перспективная система “Pre sense city” использует инфракрасную камеру, совмещенную с лазерной системой для отслеживания как стационарных, так и движущихся препятствий. Анализируя полученное изображение, электронный мозг выстраивает для себя трехмерную картинку, благодаря чему рассчитывает расстояние до объектов.
И вот меня заставляют не спеша ехать к имитации пешеходного перехода. Я знаю, что там из-за припаркованной машины должен выскочить манекен ребенка, но инструктор велит не трогать тормоза. Дальше все произошло мгновенно: “ребенок” выскочил, но прежде чем я успел среагировать, затянулись преднатяжители ремней, а машина, замигав аварийкой, сама остановилась как вкопанная.
До полной остановки автоматика может затормозить только с 30 км/ч. Но если ехать быстрее, тормоза сработают точно так же, чтобы уменьшить скорость, а вместе с ней и последствия столкновения.
Прошу инструктора сделать еще одни проезд, а сам вооружаюсь фотокамерой. В объективе видно, как автомобиль приближается к манекену. Вот они сходятся, и... машина задевает “ребенка” лакированным крылом. Немецкий специалист смущенно пожимает плечами: система пока экспериментальная, предстоит еще много работы по ее настройке...
И все же, несмотря на некоторые осечки, прогресс систем активной безопасности внушает оптимизм. Ведь электроника помогает серьезно снизить влияние основной причины ДТП – человеческого фактора. Будем надеяться, что вместо этого мы не получим проблему фактора компьютерного. Пока инженеры успешно балансируют на той грани, где техника содействует водителю, а не пытается его заменить. Хорошо бы, так оставалось и впредь.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон