Рубрики

“Audi”: “Не бойся, мы тебе поможем!”

14:51 16-01-2012

Новые технологии активной безопасности от “Audi”

Автомобили становятся все более самостоятельными. Многие из них уже помогают водителю справляться с возникшей опасностью. А в будущем электроника научится вообще предотвращать критические ситуации. До конвейера таким системам, по мнению экспертов “Audi”, остался один шаг.

Новые технологии активной безопасности от “Audi”


Автомобили становятся все более самостоятельными. Многие из них уже помогают водителю справляться с возникшей опасностью. А в будущем электроника научится вообще предотвращать критические ситуации. До конвейера таким системам, по мнению экспертов “Audi”, остался один шаг.

ОБИЛИЕ разнообразных электронных помощников порой заставляет задуматься: не чересчур ли важной становится роль компьютера в управлении автомобилем? А ведь инженеры пока специально ограничивают функции искусственного интеллекта. Да, по статистике, 90% аварий в Европе происходит из-за человеческих ошибок. И все же, демонстрируя свои разработки в области активной безопасности, специалисты “Audi” подчеркивают: задача “ассистентов” – поддерживать, а не опекать водителя; предупреждать его об опасности, но не ограничивать в действиях.

Для начала специалисты компании напомнили о знакомых вещах, которые уже работают на серийных машинах: активный круиз-контроль, автоматический парковщик, контроль полосы... Зачем? Дело в том, что все это помогает и в создании новых систем.

Действительно, если каждая перспективная разработка потребует установки собственного датчика или камеры, то как подводить воздух к двигателю? Ведь почти вся площадь радиаторной решетки будет занята разнообразными электронными “глазами”. На этот мой вопрос инженеры заверили, что стараются максимально использовать уже установленные датчики. И наглядно показали, как это делается.

Пластиковый гараж, перед ним стоит сверкающая “А8”. То есть якобы подъехал владелец к дому и собирается поставить машину в бокс. Вылезать из нее в тесном помещении, конечно, неудобно. Да и зачем мучить себя? Можно выйти заранее и нажать на кнопку на брелке. Я, изображая хозяина, так и делаю. В ответ машина неспешно двинулась вперед, попискивая парктрониками. Доехав до дальней стены гаража, она остановилась, закрыла окна, заглушила мотор и моргнула поворотниками: режим охраны включен! Ту же операцию можно проделать в обратном порядке: при нажатии кнопки автомобиль отпирает двери, заводит мотор и, медленно выехав на улицу, замирает в метре от ворот.

Представители компании комментируют: для реализации этой системы доработать пришлось лишь программную часть, а лишних датчиков не понадобилось.

То же самое касается и новых предупреждающих систем. К примеру, при выезде с парковки видимость нередко оставляет желать лучшего. А если по дороге в этот момент едет другая машина или велосипедист? В этом случае помогут ультразвуковые датчики системы контроля “слепых” зон, установленные по углам автомобиля, а также широкоугольные парковочные видеокамеры. Для проверки сажусь в “А6”, втиснутую на площадке между парой других машин. Инструктор по рации дает команду “препятствию”: вдоль стоянки на хорошем ходу начинает курсировать “Q3”. Включаю задний ход, чтобы выбраться… а на экране, поверх картинки с камеры, загорается красная стрелка. Значит, придется подождать. Через несколько секунд в объективе проносится силуэт кроссовера. Если бы я, не имея электронных помощников, нажал на газ, авария была бы неизбежна.

<~1~>

Те же ультразвуковые датчики могут выполнять еще одну функцию. Поставив машину вдоль дороги, я привычно “сканирую” окрестности по зеркалам: безопасно ли открывать дверь? Но что произойдет, если водитель забудет осмотреться? Тогда “Audi” предупредит об опасности. Сенсоры могут засечь другую машину на расстоянии около 70 метров. Как только она появляется в поле их зрения, на дверной панели, прямо над ручкой, вспыхивает тревожно-красная светодиодная полоса: дверь открывать нельзя!

По такому же принципу работает система предупреждения на перекрестках. Для ее проверки меня загнали в своеобразный туннель: справа и слева все затянуто белой тканью, а впереди Т-образное пересечение дорог. Подъехав к нему, понимаю, что ситуация очень опасная. Ведь едущую наперерез машину я не увижу до последнего момента, когда увернуться от удара уже не удастся. Но и тут система предупреждения не подвела: проанализировав данные с передних ультразвуковых датчиков и широкоугольной видеокамеры, компьютер выдал на экран предупреждение: слева приближается автомобиль.

Инструктор просит продвинуть мою машину еще на метр вперед. Так и делаю. В этот момент у нижней кромки стекла вспыхнула алая полоса и загудел зуммер – последнее предупреждение! В будущем подобная система будет использовать не только данные собственных датчиков, но и информацию, полученную по обмену “автомобиль – автомобилю”. По радиоканалу WLAN 802.11p (в Европе в 2012 году собираются ввести на него единый стандарт) машины смогут не только предупреждать друг друга на перекрестках, но и обмениваться данными о дорожной обстановке.


Осторожно: пешеход!


НО ВСЕ же без новых сканеров и сенсоров в XXI веке не обойтись. К примеру, перспективная система “Pre sense city” использует инфракрасную камеру, совмещенную с лазерной системой для отслеживания как стационарных, так и движущихся препятствий. Анализируя полученное изображение, электронный мозг выстраивает для себя трехмерную картинку, благодаря чему рассчитывает расстояние до объектов.

И вот меня заставляют не спеша ехать к имитации пешеходного перехода. Я знаю, что там из-за припаркованной машины должен выскочить манекен ребенка, но инструктор велит не трогать тормоза. Дальше все произошло мгновенно: “ребенок” выскочил, но прежде чем я успел среагировать, затянулись преднатяжители ремней, а машина, замигав аварийкой, сама остановилась как вкопанная.

До полной остановки автоматика может затормозить только с 30 км/ч. Но если ехать быстрее, тормоза сработают точно так же, чтобы уменьшить скорость, а вместе с ней и последствия столкновения.

Прошу инструктора сделать еще одни проезд, а сам вооружаюсь фотокамерой. В объективе видно, как автомобиль приближается к манекену. Вот они сходятся, и... машина задевает “ребенка” лакированным крылом. Немецкий специалист смущенно пожимает плечами: система пока экспериментальная, предстоит еще много работы по ее настройке...

И все же, несмотря на некоторые осечки, прогресс систем активной безопасности внушает оптимизм. Ведь электроника помогает серьезно снизить влияние основной причины ДТП – человеческого фактора. Будем надеяться, что вместо этого мы не получим проблему фактора компьютерного. Пока инженеры успешно балансируют на той грани, где техника содействует водителю, а не пытается его заменить. Хорошо бы, так оставалось и впредь.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: