Рубрики

“Audi Q5 Hybrid Quattro”: полный гибрид

17:36 07-07-2011

Новые ощущения в кроссовере “Audi Q5 Hybrid Quattro”

Компания “Audi” не зря называет эту модель “полным гибридом” – в ее конструкции есть немало остроумных технических решений, не характерных для обычных машин.

Новые ощущения в кроссовере “Audi Q5 Hybrid Quattro”

Компания “Audi” не зря называет эту модель “полным гибридом” – в ее конструкции есть немало остроумных технических решений, не характерных для обычных машин.


ЗНАТОКИ бренда наверняка припомнят универсал “100 Avant Duo” из 80-х и еще несколько моделей, в которых компания “Audi” использовала помимо обычного мотора еще и электрический, получающий питание от батарей в багажнике. Иными словами, свои первые гибриды спецы из Ингольштадта вывели давно. Тогда почему новый кроссовер “Q5 Hybrid” был представлен именно как первый гибрид “Audi”? Дело в том, что в этом автомобиле используется самая прогрессивная схема гибридного привода, которая получила название “полной”.


Ищем отличия


ВЫСТАВЛЕННЫЕ во дворе гибридные “Q5” внешне не отличались от своих бензиновых и дизельных собратьев.

– Выглядят как обычные, – неосторожно заметил кто-то из журналистов.

– Да вы что? – обиделись немцы. – Разве не видите, что у гибридной модели радиаторная решетка отделана черным лаком? А эксклюзивные колесные диски, стилизованные под роторы турбин, вы тоже не заметили? И таблички “Hybrid” спереди, сзади, сбоку?..

Для пущей убедительности представители “Audi” перешли от декоративных отличий к внутренним. Открыли капот (алюминиевый, к слову) и продемонстрировали большое количество высоковольтных кабелей и солидный инвертор – ну точь-в-точь как на электромобилях. Тут же нам указали на знакомый “2.0 TFSI” c прямым впрыском и турбонаддувом. Оказывается, он прошел основательную доработку, начиная с коренных подшипников и заканчивая программой управления зажиганием и впрыском. Ведь на маломощных и переходных режимах бензиновому двигателю здесь не придется работать часто – ему будет помогать гораздо более эффективный электропривод. И потому все настройки оптимизированы под режимы, где от ДВС выгоды больше – при средних и высоких нагрузках.

– Видите, на моторе нет вспомогательных устройств? – ткнули нас носом в то место, где у любого обычного двигателя громоздится витиеватая система из шкивов и ремней.

– И в самом деле нет.

– Вот! У этого гибрида отсутствует большинство механических, гидравлических или вакуумных приводов: усилитель руля и тормозов, привод компрессора кондиционера – все электрическое. Упразднен даже гидротрансформатор в восьмиступенчатом “автомате”. Его функцию выполняет кольцевой электромотор-генератор, который через систему сцеплений соединяет ДВС с коробкой передач.

На тупой вопрос: “И зачем такие сложности?” – представители “Audi” ответили просто: все системы автомобиля остаются работоспособны даже при выключенном двигателе внутреннего сгорания. Вдобавок у электроприводов выше КПД. Тратим меньше энергии – меньше расходуем топлива.

– Но если так важна экономия, то почему выбран бензиновый, а не дизельный мотор в качестве основного? – не сдавались мы.

– Потому что параллельно решалась задача, как получить от гибрида тот мягкий и мощный разгон, которым славятся старшие модели с бензиновым V6.

У автомобиля и в самом деле завидные динамические данные – это факт. “Q5” сам по себе имеет лучшую в классе кроссоверов аэродинамику. А разработчикам удалось еще и вес машины удержать в приемлемых рамках: “гибридизация” дала прибавку лишь в 130 кг.

– Откройте багажник! Что видите?

– Ничего, – честно ответили мы. – Обыкновенный багажник.

В этом, оказывается, и был фокус. Батареи в гибридных автомобилях часто отъедают немало грузового пространства. Но специалисты из Ингольштадта составили из 72 литий-ионных элементов тонкую 266-вольтовую матрицу, которая вместе с системой охлаждения разместилась под полом багажника.


Безмоторный полет


НЕСМОТРЯ на небольшой вес (38 кг), упомянутая батарея накапливает в себе немало – 1,3 кВтч. Их вполне хватает, чтобы разогнать “Q5” до 100 км/ч без активации бензинового мотора. Или чтобы проехать три километра в неспешном городском темпе, не сжигая ни капли бензина. Поэтому трогаемся в путь мы совершенно беззвучно, как на электромобиле.

Ассоциация с EV возникает еще и потому, что на месте указателя температуры двигателя стоит индикатор заряда силовой высоковольтной батареи, а на месте тахометра – “паурметр”, который разделен на четыре зоны: “форсаж”, диапазон нормальной мощности, экономичный электрический режим и область рекуперации.

По уровню комфорта автомобиль, пожалуй, выигрывает у негибридных “Q5”. Движение предельно плавное, из воздуховодов веет приятной прохладой — климат-контроль продолжает работать в привычном режиме всегда и не жадничает на потоки холодного воздуха, как отмечалось у некоторых электрокаров. Отмечаем и улучшенную систему MMI – навигационная программа теперь автоматически подгружает с Google аэрофотоснимки местности, по которой мы едем, и выдает на дисплей такую четкую панораму, что вдоль изгибов дороги видны строения, заборы и “зебры” пешеходных переходов.

Когда на приборном дисплее зеленые стрелки “наматываются” на колеса, это означает,
что идет рекуперация.

– Ух ты! – оживляется мой попутчик, читая описание к MMI. – Эта система теперь выполняет еще и функцию точки доступа. Интернет-кафе на колесах!

Точные сведения о расходе бензина и доле возвращенной энергии получаешь из меню
системы MMI.

По правде говоря, “Q5 Hybrid” весь из себя напоминает модный гаджет. Во-первых, момент включения бензинового мотора не слышен вообще – лишь на высших оборотах едва-едва улавливается его знакомая песня. Во-вторых, между приборами выводится интересная анимация. Сразу видно, когда машина едет только на электротяге, когда активирует ДВС, а когда начинает “собирать” с дороги энергию для рекуперации. И в-третьих, необычно работают педали. Отпускаешь газ – машина не замедляется, а просто катится. Такого процесса, как торможение двигателем, здесь просто нет. Но при несильном нажатии на педаль тормоза немедленно начинается фаза торможения генератором, а если педаль прижать посильнее, то вступают в работу и хваткие тормозные колодки.

Мы выходим на скоростное шоссе и давим на газ до упора – спустя мгновение гибридный “Q5” стряхивает с себя задумчивость и выдает солидный разгон. Мало? Переходим в динамичный режим, перекинув рукоятку “автомата” в положение “S” – отклик автомобиля на акселератор становится почти молниеносным, гибридная задемпфированность уже не проявляется никак. А ведь и в самом деле машина быстра! Сворачиваем в сторону гор и вскоре оказываемся на узкой извилистой дороге с многочисленными подъемами и спусками. Если они короткие, чередующиеся, то прыть “Q5 Hybrid” не угасает. Форсированный режим при “наборе высоты” весьма эффективен, и генератор на крутых спусках успевает передать аккумулятору немало энергии для следующего рывка. Но как только пошли затяжные подъемы, кроссовер явно стал сдавать темп. По приборам четко видно, как истощается аккумулятор, отключается электромотор и бензиновый двигатель лишается весомого 45-сильного бустера.

– М-да, все-таки гаджет... – задумчиво заключает колега.

– Это плохо? Ну проигрываем мы сейчас по числу “лошадок” более мощным кроссоверам. Но вот подкопим сил и догоним кого хочешь. И при этом даже сэкономим топливо. Привыкай мерить силу интеллектом.

 

ИНЖЕНЕРИЯ

Параллельная система гибридного привода на “Audi Q5 hybrid quattro” автоматически выбирает один из пяти алгоритмов работы. При плавном старте и заряженной высоковольтной батарее (или при активированной функции “EV”) в работу включается только электромотор. При обычном движении система задействует оба мотора в зависимости от скорости для оптимального расходования энергии. При разгоне с неполным нажатием на акселератор ускорение достигается за счет бензинового двигателя. А если педаль газа продавить до конца, то включится форсированный режим, когда обе установки кратковременно переходят в режим максимальной мощности. Пятый алгоритм относится уже к торможению. ДВС мгновенно отсоединяется от привода для минимизации инерционных потерь, а электромотор переходит в режим генерации – рекуперирует кинетическую энергию в электрическую. Фактически есть и шестой алгоритм, когда оба мотора деактивируются при срабатывании системы “старт/стоп”, но считать его режимом не корректно – хотя в этот момент все бортовые системы автомобиля работают как обычно, сам привод своей функции не выполняет.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: