Рубрики

“Audi” раскрыла новые возможности… лазера

Лазерный луч давно применяется в различных областях человеческой деятельности. В компании “Audi” его решили привлечь на службу автомобилистам.

ЯРКО-СИНИЙ спорткар «R8 LMX» оснащен пятилитровым двигателем V10, установленным прямо за спиной водителя. От предыдущих версий он отличается увеличенной на 20 л.с. мощностью. Всего через 3,4 секунды стрелка спидометра уже пролетает мимо отметки 100 км/ч и будет продолжать свое движение вплоть до 320. Агрессивные аэродинамические элементы установлены для создания эффективной прижимной силы, которая помогает удерживать автомобиль в скоростных поворотах. Впрочем, все это не для того, чтобы существенно повлиять на характер спорткара – все изменения лишь подчеркивают его обособленность от себе подобных. Ведь в «LMX» все затмевает технология, которая через несколько лет может распространиться повсеместно. Девяносто девять собранных вручную спорткаров послужат тестовыми лабораториями для проверки надежности технологии лазерного света.


Самый дальний


ЕСЛИ сильно упростить, то новая технология для автомобильных фар – это несколько лазерных указок, лучи которых с помощью линз направлены на дорогу, но есть несколько очень важных нюансов. Мощность легальных указок не превышает 5 мВт, некоторые китайские варианты имеют до 130 мВт. Источник в “R8 LMX” в десять раз мощнее – 1,3 Вт, и в каждой фаре “Audi” их четыре. Световой луч подобной силы опасен для глаз, даже кратковременное воздействие может сильно повредить роговицу и привести к слепоте. Чтобы это предотвратить, а также сделать свет приятным для восприятия, лучи через серию призматических линз объединяются в один поток и направляются на фосфорную пластинку размером меньше одного миллиметра. В этом аспекте выражается одна из существенных сторон новой технологии – она очень компактна, все детали миниатюрны, так как сам луч не толще волоса. Для сравнения, инженер компании сообщил, что размер отражателя в диодных фарах составляет четыре миллиметра.

<~1~>

После пластины луч из насыщенного синего становится ярко-белым (соответствует цветовой температуре в 5.500 К, что примерно на тысячу градусов выше температуры ксеноновых фар). Получается, «окончательным» источником света является уже не опасный для зрения лазер, а крошечное фосфорное сияние. И его сила такова, что после включения свет от него, сфокусированный уже другими линзами, пробивает ночную мглу на расстояние до 600 метров и создает для водителя увеличенную зону безопасности. Но поскольку эта технология еще только делает первый шаг, у нее есть множество сдерживающих факторов.


Техника безопасности


ОСНОВНЫЕ источники света в фарах «Audi R8 LMX» - это восемь диодов: шесть для ближнего и два для дальнего. Для активации лазера нужно перевести селектор управления фарами в режим «Auto» и включить автомат управления «дальним». Поморгать кому-нибудь лазером вручную не получится.

По достижении 60 км/ч, если на дороге нет других машин и уличного освещения и уже достаточно темно (по мнению датчика за зеркалом заднего вида), система даст команду на включение лазеров. Лучи и в самом деле прорезают темноту на такое расстояние, которое кажется невозможным. Правда, ширина светового пучка очень небольшая, и в этом один из главных недостатков новой технологии на сегодняшний день. Вторая проблема состоит в том, что пока заметить преимущества в работе лазера можно только на длинном прямике. Освещение близлежащих объектов, на которых попадает луч, получается настолько ярким, что сильно напрягает зрение. Это, кстати, объясняет, почему данная технология использовалась в фарах гоночных прототипах «R18 e-tron quattro», победивших недавно в престижном суточном марафоне в Ле Мане, трасса которого представляет несколько прямиков разбитых шиканами и связками поворотов. Но в 24-часовой гонке на Нюрбургринге, изобилующем сильными перепадами высот и сотней поворотов, пилоты, управлявшие «R8 LMS», после серии тестов предпочли отказаться от лазерных источников.

Внедряя лазерный луч в конструкцию передних фар, инженеры компании не могли забыть и о мерах безопасности, чтобы недопустить ослепления встречных или попутных машин. Специально для “R8 LMX” была модернизирована камера, отслеживающая присутствие на дороге других участников движения. Ее угол обзора и четкость настолько велики, что компьютер разглядел идущую мне на встречу машину, когда та еще находилась за поворотом , который скрывали кустарники. Сам я ее заметил лишь после того, как внезапно отключился дальний свет и я стал искать для этого причину. Хотя надо признать, что пару раз встречные водители были недовольны яркостью моих фар.

На случай, если что-то произойдет с фосфорной пластиной, которая преобразует луч, в конструкции фары предусмотрена ловушка, на которую будет перенаправлен лазер. Так заблокируется его «выход на свободу».

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: