"Audi RS Q3" открыл новый класс в спортивной гамме компании
Есть по меньшей мере пара важных причин считать "RS Q3" особенным: он стал первым представителем внедорожной линейки "Audi" в спортивной гамме "RS", и это единственный серийный компакт-кроссовер мощностью более 300 л.с. Впрочем, у него еще немало отличительных свойств. Их мне удалось познать на альпийских горных дорогах, где состоялись тестовые испытания "RS Q3".
"Q3" Я ЗНАЮ достаточно хорошо. Однако, оказавшись за рулем спортивной модели, я был вынужден чуть ли не заново знакомиться с салоном. Здесь был совершенно иной стиль. Черный потолок, алюминиевые накладки на педалях, компактный спортивный руль с подрулевыми лепестками, глубокие кресла, украшенные фирменными тиснением "RS"... Да, многое здесь указывает на принадлежность "RS Q3" к элитным спорткарам. Но это поначалу и сбивает с толку...
Хочется, к примеру, опустить сиденье как можно ниже, вытащить руль на себя и зафиксировать так, чтобы он сам "ловился" ладонями при быстром вращении с перехватом... Хочется, наконец, расположить ноги в правильном для гоночного болида полусогнутом состоянии, используя левую площадку в качестве крепкого упора для дополнительной фиксации тела... Но в "RS Q3" это невыполнимо. Все равно сидишь высоко, педали выжимаешь не столько вперед, сколько вниз, опустишь рулевую колонку – баранка перекрывает приборы, поднимешь чуть выше – наклон получается какой-то "автобусный". И ничего не поделаешь – этот автомобиль навязывает свою, типично кроссоверную эргономику...
Представляя нам "RS Q3", люди из "Audi" не раз называли ее уникальной. Дескать, это первая Q-модель в племени "RS"; первая в своем компактном кроссоверном классе машина с характеристиками спортивного болида и т.д. Что ж, действительно получился этакий автомобиль-многоборец, способный выступить сразу в нескольких дисциплинах. И то, что в этом "внеформатном" спорткаре надо примириться с непривычной посадкой – всего лишь следствие смелой концепции скрещивания гоночных технологий с сугубо утилитарным автомобилем.
<~1~>
Кстати, едва я тронулся в путь, как тут же забыл о всех притязаниях к водительскому месту. Теперь меня все полностью устраивало: ковшеобразный профиль сидений в сочетании с высокой посадкой, классная обзорность и ясные драйверские ощущения. Возвращающее усилие на руле линейное и чистое. Ходы педалей не "пустые", как на "гражданских" моделях, а с приятным прогрессирующим сопротивлением...
Если же подходить к "RS Q3" просто как к миниатюрному внедорожнику, то и тут претензий не предъявишь. Клиренс достаточно высок. Багажник в меру объемен. Салон не кажется зауженным, а на втором ряду становится тесно лишь в том случае, если передние пассажиры бессовестно сдвигаются назад до упора. Шумоизоляция у этой модификации определенно лучше, чем у простых "Q3". В штатное оснащение уже входят парковочные датчики с индикацией на центральном цветном дисплее, аудиосистема с десятью динамиками, ксенон и светодиодные огни, автоматический климат-контроль на две зоны, шесть подушек. Желаете большего? На "RS Q3" доступна панорамная крыша, электроприводы сидений, комплекс MMI с навигацией, встроенной точкой доступа WiFi и DVD-проигрывателем в сочетании с 465-ваттной аудиосистемой "Bose" пространственного звучания.
Кровосмешение
ТЕХНИЧЕСКИ "RS Q3" имеет много общего со спортивным купе "TT RS". И не только с ним. На модели применяется рядный пятицилиндровый мотор, который ведет свою родословную от легендарного агрегата раллийного болида "Audi Quattro". Естественно, силовая установка претерпела массу модернизаций. В современной версии 2.5 TFSI получил прямой впрыск и высокопроизводительный наддув с 64-миллиметровой крыльчаткой, которая при максимальной скорости вращения подает в цилиндры 335 литров воздуха в секунду. Инженеры "Audi", выбрав этот мотор для спорткроссовера, лишь немного подстраховались: на "ТТ RS" он выдает до 360 л.с., а здесь его мощность ограничена на 310 л.с.
С упомянутым купе "RS Q3" также роднит компоновка с поперечно-расположенным мотором, семиступенчатый робот "S tronic" с двумя сцеплениями, система полного привода "Quattro" с гидравлической многодисковой муфтой и быстродействующим электронным управлением. Кузов, сделанный у "Q3" из высокопрочной стали, тоже весьма удачен по спортивным соображениям – он обтекаем, отличается высокой жесткостью на кручение и малым весом.
Это означает, что недостатка в остроте ездовых ощущений не будет. Спокойно катишь себе, затем внезапно даешь полный газ: робот тут же подхватывает низкую передачу, межосевая муфта мгновенно зажимается, направляя долю крутящего момента на задние колеса, и "RS Q3" бросается вперед с задором крутого "горячего" хэтчбека. Ну какой еще серийный кроссовер способен за пять секунд набрать "сотню"?
Единственное, чего не хватает в моменты бурного разгона, так это звука, чтобы необычный фальцет пятицилиндрового мотора был еще звонче. Так и напрашивается опционная выпускная система с переключаемыми каналами-прямотоками, как на старших "RS"-моделях, чтобы ревела и постреливала, когда тебе это надо. Но это противоречит функционально-ценовой концепции автомобиля. Поскольку "RS Q3" является самой доступной и "мирной" моделью в гоночной гамме "RS", по статусу ей полагается лишь "обыкновенный" спортивный раздвоенный глушитель.
По той же причине и шасси построено по принципу "чем проще, тем лучше". Никаких дорогих пневмо- или гидроподвесок. Бортовая система предлагает выбор динамических режимов (спортивный, индивидуальный, комфортный), но они не сказываются на жесткости амортизаторов. В этой модели необходимые ездовые данные достигаются не хитростями в подвесках, не регулированием характеристик демпфирования, а правильной калибровкой всех частей ходовой.
Подвеска занижена на пару с половиной сантиметров относительно стандартного "Q3". Нижние рычаги в передних стойках McPherson сделаны из легкого сплава. Задние независимые подвески на четырех штангах и с разнесенными пружинами-амортизаторами оптимизированы так, чтобы лучше смягчать вертикальные и продольные силы, но в то же время гарантируют максимальную поперечную жесткость. Для минимизации кренов установлены усиленные стабилизаторы спереди и сзади.
Вот откуда отменный "хват" в пологих виражах! Вот отчего такая быстрота реакций. Умение стоек обкатывать каждую неровность просто запредельное. Это чувствуется и по тому, насколько эффективно торможение на опасном кочковатом спуске, и по стабильности выхода на полном газу из "шпильки", завивающейся крутым штопором вверх.
Нажал, увидел, обогнал...
АЛЬПИЙСКИЕ перевалы на "RS Q3" мы штурмовали в компании куда более мощных "эр-эсок". И на открытых прямых участках удержаться за 560-сильными "RS6" или "RS7 Sportback" шансов у меня почти не было. К стремительной езде поначалу не располагали и психологические факторы. Ведь "RS Q3" из-за высокого кузова не кажется таким же надежным и устойчивым. Из его водительского кресла пропасти почему-то видятся глубже и страшнее, а все изгибы трассы – опаснее и круче...
Но вскоре я понял, что это вовсе не минус модели. Наоборот! Обзорность однозначно лучше. Раньше видишь коварный участок и можешь точнее оценить его. Там, где нас накрывал дождь, уверенности прибавляла возможность разглядеть дорогу на несколько автомобилей вперед поверх плотной мокрой пелены.
"RS Q3" намного легче своих старших легковых собратьев. И поэтому ему достаточно вентилируемых 36,5-сантиметровых тормозных дисков спереди. Даже на самых утомительных спусках с многочисленными "шпильками", где машину нужно было постоянно осаживать с полного хода, тормоза ни разу не утратили эффективности. Спроектированы они с должным запасом.
Но к самым ценным качествам "RS Q3" я бы отнес маневренность, компактность и безошибочное ощущение габаритов, которое этот автомобиль дает водителю. На нем бесстрашно заходишь в тесную "шпильку" – разъехаться со встречным транспортом труда не составит. Попутные машины он догоняет с такой резвостью, что их водители сразу понимают – этому лучше уступить дорогу. А когда мы помчались по совершенно отчаянной дороге между отвесных скал, где устраивают этапы знаменитого "Ралли Монте-Карло", "RS Q3" как будто и вовсе поместили в родную для него среду.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон