“Volvo” отметила юбилей лаборатории краш-тестов
Можно себе представить, сколько людей избежало гибели в ДТП с того момента, когда “Volvo” в 1959 году стала первой оснащать свои автомобили ремнями безопасности, а ее примеру последовали другие производители. Шведская компания и сейчас находится в авангарде технологий безопасности. Построенная десять лет назад лаборатория краш-тестов каждый день бьет прототипы и серийные модели, чтобы спасти наши водительские жизни.
В ЗАСТЕКЛЕННОЙ ложе, которая находится как раз над пятаком краш-теста, царило оживление, которое вовсе не характерно для такой закрытой организации, как “Crash Test Lab”. Но сегодня в честь десятилетия центра безопасности компания “Volvo” устроила день открытых дверей и пригласила журналистов со всего света.
События развивались подчеркнуто театрально. Прозвучала сирена – “первый звонок” к предстоящему спектаклю. Погас свет, и ослепительно зажглись софиты над “сценой”. В гробовой тишине начался обратный отсчет. Старт!
Невесть откуда зазвучало змеиное шипение, усиленное в сотни раз, – это включились тросовые разгонные приводы. Из темноты вылетели два желтых пятна навстречу друг другу и ударились так, что все вздрогнули. Секунду назад мы ждали увидеть аттракцион, но краш-тест оказался настолько натуралистичен, что стало жутко. В машинах на ремнях повисло пять манекенов – пять потенциальных покойников...
А ведь в точно такую аварию 15 октября 2009 года в 17.15 угодили две шведские семьи – столкнулись лоб в лоб новенькая “Volvo V70”, в которой ехали супруги с полуторагодовалым ребенком, и “V70” 1998 года выпуска, тащившая прицеп с мотоциклом. Суммарная скорость удара – 120 км/ч. Все остались живы. Больше всех пострадал 42-летний водитель старой “Volvo”. Спасатели подозревали переломы ног и позвоночника – с машины срезали крышу, чтобы бережно извлечь пострадавшего, но медики установили только переломы ребер и левой стопы. И пассажирке нового “Volvo” не повезло – в момент удара она держала на коленях ноутбук, о который повредила нос и выбила несколько зубов. Малыш, сидевший лицом против движения на заднем ряду в специальном кресле, ушиб бедро.
Сотрудники центра стянули покрывала, и все увидели те самые машины – они, оказывается, стояли здесь же. Нас пригласили вниз в лабораторию для сравнения реальной и смоделированной аварии. Отличия, конечно, были, но настолько несущественные, что даже не возникло вопросов. Представители “Crash Test Lab” начали сами объяснять, зачем нужна такая высокая точность лабораторного воспроизведения аварии.
Система “City Safety” на скоростях свыше 35 км/ч не может предотвратить аварии, зато значительно снижает ущерб от нее. Для сравнения рядом с новой “S60”, которую направили на препятствие со скоростью 45 км/ч, стоит модель прежнего поколения без “City Safety”, разбитая при тех же условиях, – она ремонту уже не подлежит. |
У “Volvo” уже давно сложилась собственная методика, которую здесь называют “кольцом жизни”. Автомобили, попавшие в дорожные коллизии, тщательно изучаются, затем краш-тестом реконструируется авария, что позволяет в мельчайших деталях зафиксировать процесс разрушения и таким образом выявить слабые места в конструкции и системах безопасности. Далее производится модификация, строится прототип для испытаний, разбивается и, если достигнуты улучшения, готовится документация для внесения изменений в выпускаемые автомобили. И все повторяется по кругу.
Так моделируется сход автомобиля в придорожный кювет. Треть аварий в Швеции относится именно к такому типу. Хотя машина попадает в подобную коллизию, как правило, на скорости “всего” 80 км/ч, последствия бывают тяжелыми. Ведь после первого удара может последовать второй (о дренажные колодцы, насыпь примыкающего перекрестка и т.д.), причем еще большей силы. От подушек в этот момент проку мало – они не срабатывают дважды. |
– Снова аварии, снова – моделирование, модификация, прототипы? – продолжаю мысль экспертов “Volvo”.
– Да. – отвечает Бенгт Лекенсгард, руководитель группы по исследованию дорожных коллизий, и пожимает плечами. – Увы, так устроена жизнь.
– И много у вас работы? Сколько вот таких же искореженных машин пришлось доставить сюда для препарации?
– Две тысячи. А если считать и те, что обследовались на месте, то за сорок лет группа проанализировала 45 тысяч происшествий.
Пока я пытался представить себе масштабы, Бенгт продолжил:
– Но сейчас все усилия лаборатории сводятся к разработке систем, которые помогают избегать ДТП. Устранять последствия, сами понимаете, всегда дороже. Лучше их предотвращать. Вот следующая демонстрация как раз и должна показать это.
Эпизод второй
НО ТУТ уже я должен сказать “увы”. Этот эпизод, заснятый камерами сотен журналистов, впоследствии обошел весь Интернет. “S60” последнего поколения, оснащенная системой “City Safety”, должна была самостоятельно затормозить перед грузовым трейлером со скорости 35 км/ч, однако электроника дала осечку, и новенькая машина получила повреждения.
Такого не могло случиться! В эффективности системы я убеждался лично, когда тестировал кроссовер “XC60”. В успехе эксперимента были на 100% уверены и в “Volvo”. Накануне презентации машину десятки раз выстреливали на препятствие в присутствии высшего руководства компании – все работало как часы. А тут такой неприятный сюрприз.
Пока нам демонстрировали третий эксперимент – краш “S80” в придорожном кювете, специалисты разобрались в произошедшем. К тесту “City Safety” перед журналистами готовились так тщательно, что из-за многочисленных проверок на стенде работоспособности всех датчиков, камер и электронных блоков системы просто подсадили аккумулятор автомобиля. Ну как тут не вспомнить поговорку – и незаряженное ружье раз в год, да стреляет!
Однако Томас Броберг, старший эксперт по системам безопасности “Volvo”, кажется, нисколько не переживал за неудачу. Оно и понятно. У этих людей профессия такая – сперва бить машины, а затем делать их еще безопаснее.
Факты о “Volvo Crash Test Lab”
Лаборатория, построенная в 2000 году, располагает двумя разгонными треками, один из которых оборудован уникальной системой поворота под углом 0-90 градусов к точке столкновения. Стационарный 154-метровый трек позволяет разогнать автомобиль до скорости 120 км/ч, а подвижный 108-метровый – до 80 км/ч. Арена столкновения оборудована 50 видеокамерами, выполняющими съемку с разных ракурсов со скоростью 200.000 кадров в секунду. Ежегодно центр проводит около 400 краш-тестов. Стоимость каждого испытания составляет 45.000 евро плюс стоимость разбитых машин. Цена каждого манекена, представленного здесь целым семейством из сотни “вольводроидов” разной комплекции, варьируется от 80.000 до 110.000 евро.
Руслан ТАРАСОВ,
фото автора и“Volvo”
Гётеборг – Москва
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон