Рубрики

Авто-ляп, или самые неудачные автомобили

14:40 19-03-2021

«Клаксон» вспоминает горячую пятерку автомобилей, потерпевших неудачу в серийном производстве

Далеко не все автомобили ждет прекрасное будущее массовых тиражей и всенародная любовь. Многие из них по самым разным причинам не проходят испытания конвейером.

Михаил Калинин

DeLorean DMC-12

Самый феерический

Хрестоматийное «начали за здравие, кончили за упокой» – это целиком и полностью про DeLorean DMC-12. Кажется, все напасти этого несовершенного мира ополчились против одного из самых изящных и технологичных автомобилей конца XX века.

А ведь ему была сделана, пожалуй, лучшая в истории глобального автомобилестроения рекламная кампания. Она практически убедила клиентов, что на DeLorean DMC-12 можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Запала этой кампании хватило на несколько десятилетий. Так что модель не просто помнят до сих пор. Более того -- ею и сейчас восхищаются, глядя на эстетические изгибы поднимающихся вверх дверей. Да на харизматичные контуры кузовных панелей и декоративной облицовки.

Однако все испортили задержки с началом серийного производства и отвратительное качество сборки. Плюс -- многочисленные жалобы неудовлетворенных клиентов. И венцом всему застарелый, но очень принципиальный спор автора проекта –  Джона Закария Делореана с бывшим работодателем. Данный конфликт обернулся не шуточными судебными преследованиями и довольно быстро поставил точку в этой феерической истории. В итоге было собрано около 9 тыс. машин.

Впрочем, точка, как это не удивительно, в итоге смогла-таки обернуться многоточием. DeLorean Motor Company все еще пытается торговать подержанными DMC-12 (сохранилось примерно 6,5 тыс. экз.). И даже что-то производить. Но только под заказ. О серийной сборке речи не идет ни в каком случае.

Aston Martin Cygnet

Самый курьезный

«Британское помешательство» – так окрестили ловкие острословы Aston Martin Cygnet. Хотя причины появления суперкомпактной модели в линейке премиального английского бренда от помешательства были очень далеки. И даже напротив – они были более чем прагматичными и точно оцифрованными. Но этот вопиющий опыт создания автомобиля не инженерами и даже не маркетологами, а экономистами закончился полным провалом.

Ко второму десятилетию XXI века европейское автомобилестроение вступило в особенно ожесточенный этап экологической гонки. Нормативы требовали тотального снижения среднего значения эмиссии CO2, выпускаемого каждой маркой модельного ряда. Что в такой ситуации мог сделать патриархальный Aston Martin? Производитель, верный благообразным традициям старой, доброй Англии. Отдающий предпочтение массивным, крупноразмерным "атмосферникам".   

Чтобы избежать значительных инвестиций в разработку, руководство марки решило воспользоваться проверенной практикой бейджинжиниринга. Таким образом скрестились дворянские гены Aston Martin с трехдверным носителем Toyota IQ. Однако аристократическая публика получившегося таким образом мутанта ожесточенно не приняла. И не потому, что Toyota IQ плохой автомобиль. Toyota IQ вполне себе приличная машина. Но платить за нее в три раза дороже, когда ей на решетку радиатора цепляют бейджик Aston Martin, мало кто захотел. 

Поэтому загаданные тысячные тиражи с горем пополам доползли только до трех неполных сотен. После чего с Aston Martin Cygnet распрощались, постаравшись забыть как страшный сон.

GM EV-1

Самый преждевременный

Возрождение электромобилей в новейшей автомобильной истории было долгим. И гораздо более мучительным, чем большинству из нас кажется. Началось оно отнюдь не в XXI веке, а еще во второй половине 90-х гг. XX века. И называлось GM EV-1.

Этот первый серийный электромобиль новой эры электромобильности не продавался в собственность. Отнюдь, он был доступен по договорам долгосрочной финансовой аренды (что-то вроде лизинга) в нескольких штатах США. Собственно, помимо передовых технологий автомобилестроения, автогигант отрабатывал еще и необычную для своего времени бизнес-модель. Сегодня она известна как «подписка».

 Однако, как показали несколько лет надрывных попыток, произошло активное отторжение автомобильным сообществом передовых инноваций. Так что успеха в этой сфере достигнуто не было. Всего General Motors выпустил чуть более 2000 ед. EV-1. Эти автомобили оснащались никель-металл-гидридными аккумуляторами и 137-сильным электромотором. «Электричка» имела весьма недурной запас хода на одной зарядке – 160 км. Тем не менее, эпоха электромобилей тогда еще не пришла. Поэтому весь тираж в итоге был утилизирован, за исключением пары музейных экземпляров.   

Saab 9-4X

Самый печальный

Кроссовер от Saab ждали. На него рассчитывали. У него должно было быть большое красивое будущее. Но вынашиваемый несколько лет проект стал достоянием истории. И это после выпуска, как сообщает шведский Saab Museum, всего лишь 814 экземпляров.

И виной тут не техническое несовершенство автомобиля – у Saab 9-4X была очень сбалансированная агрегатная база. Как раз на ней бы строить и строить автомобили. И не дизайнерские просчеты. Внешне модель выглядела достаточно стильно, полностью соответствуя эстетике марки. И не шпионские страсти, и не мировой масонский заговор, а просто так сложились обстоятельства. Модель, как это иной раз бывает, появилась не в то время не в том месте.

У нее были шансы. Очень хорошие шансы. General Motors даже продав Saab голландскому «Спайекру», все равно продолжал поддерживать Saab 9-4X. Но потом новые владельцы, внезапно запаниковав, решили быстренько обанкротить Saab и перепродать его китайцам. Вот тогда концерн прекратил производство модели на своем Мексиканском заводе, опасаясь, что к конкурентам попадут его передовые технологии.

«Волга» ГАЗ-3111

Самый родной

Отечественное автомобилестроение также не обходилось без провалов. Одно из самых памятных – нелицеприятный финал грандиозного проекта «новой «Волги»»  ГАЗ-3111. По замыслу вдохновителей этого проекта, он должен был дать новую жизнь вожделенной мечте всей прогрессивной советской номенклатуры. Хотя десятилетиями выпускавшийся на Горьковском автозаводе автомобиль элитарного класса нравился и бандитам-кооператорам.

Начиналось все, в принципе, достаточно бодро. Толковые инженеры, иностранные партнеры, опытные образцы. Даже несколько престижных премий. ГАЗ-3111 должен был стать первой «Волгой» с реечным рулевым управлением и гидроусилителем. А еще с регулируемой по высоте травмобезопасной рулевой колонкой. Плюс -- широкой линейкой двигателей, включавшей V-образные агрегаты и дизельный мотор.

По всему выходило, что автомобиль обещает получиться неплохим и вполне современным. Но как ни старались технари, как ни пыжились дизайнеры, это по-прежнему была все та же «Волга». И от нее народонаселение 1/6 части суши уже порядком подустало. Как помните, в фильме: «До боли знакомый образ»?! Все та же удушливая стилистка 70-х гг. Только под чуть более аэродинамичным соусом. И катастрофический пластик с немыслимым узором передней панели.

Одним словом проект свернули и втихаря похоронили.  Даже толком не посчитав, сколько «одиннадцатых» «Волг» собрано. То ли 400, то ли 500 штук.

О самых необычных ляпах мировой и отечественной автоиндустрии читайте на страницах Автомобильного журнала Клаксон

Поделиться: