Рубрики

Автомобиль как оружие самозащиты

В “Национальной водительской академии”, базирующейся на автодроме “Navak”, что примерно в часе езды от Белграда, разработана оригинальная программа, которая учит противостоять дорожной и криминальной агрессии с помощью собственного автомобиля. Методика разработана для повышения квалификации водителей дипломатических автомобилей и машин сопровождения.

ЛУЧШИЙ способ не допустить конфликта – избежать его. Сделать это буквально в одно мгновение можно при помощи “полицейского разворота” – маневра, суть которого заключается в развороте автомобиля при движении задним ходом на 180 градусов с мгновенным ускорением вперед.

Маневр в принципе не сложный. Надо сделать следующее: набрать максимально возможную скорость задним ходом, затем включить в автомате “нейтраль” (с механической коробкой – выжать сцепление), резко повернуть руль до упора и тут же вернуть его обратно... Это первая фаза – самая сложная, потому что в запале можно передернуть рычаг из положения “R” сразу в положение “D” и этим повредить автомат “Mazda6”, на которой мы и отрабатываем прием. Вторая фаза идет незамедлительно за первой, но очень проста: рычаг в “драйв” и полный газ.

В обычной жизни водителю такой маневр пригодится вряд ли. Но когда возникает перед тобой реальная опасность на пустой дороге, устроена засада или надо стремительно уехать, а автомобиль припаркован носом к стене, возникает резон не мешкая развернуться и двинуть в другую сторону, чтобы выиграть время. У маневра есть и сильный психологический эффект. Нападающие, как правило, не ожидают такой выходки от автолюбителя и, увидев почти каскадерский трюк, призадумаются, стоит ли вообще пускаться в погоню. А вдруг еще какой фортель выкинет...

Автомобиль, движущийся впереди, может развернуть на дороге от касания в край бампера
даже без намека на удар.

Разумеется, водитель обязан оценить обстановку сзади и учесть, на какой машине он выполняет разворот. Чем автомобиль длиннее, тем больше необходимо места. Следует принять во внимание и состояние дорожного покрытия. На скользкой поверхности, например, баранку следует рвануть чуть раньше, быстрее, но на меньший угол.

Я прикрою!

СЛЕДУЮЩИЙ прием на первый взгляд имел лишь опосредованное отношение к самозащите. На машину с VIP-пассажиром совершается нападение из другого автомобиля. Я еду за важной персоной и своими маневрами должен закрывать линию прицельной стрельбы, а заодно следить за тем, чтобы атакующая машина не зашла с борта для выстрела в тебя.

– Чудес не бывает, и надо сразу понимать, что если нападающий агрессивен и опытен, то шансов остановить его очень мало. В случае с кортежами для подобных ситуаций используется несколько машин прикрытия, – рассказывает Младен Алвирович, ведущий разработчик тренинговых программ “Navak Nacionalna Vozacka Akademia”. – К тому же статистика говорит о том, что атака из движущегося автомобиля – достаточно редкое явление. Но мы его отрабатываем, поскольку это занятие учит пониманию, как ваш автомобиль на дороге расположен по отношению к агрессору.

Упражнение "прикрытие" у водителя среднего автомобиля развивает умение
контролировать заднюю сферу.

Первую попытку заканчиваю с результатом “убит”. Сначала я довольно успешно прикрывал ведущую машину. Стрелок сумел лишь несколько раз попасть из пейнтбольного оружия в ее бампер, но после шарик с краской угодил в зеркало с водительской стороны, сбив его настройки. И я просто не решился на резкий маневр, когда надо было оборонять слепой фланг. С него меня и поразили смачной синей кляксой в боковое окно.

Перед второй попыткой я решил выведать у Младена какие-либо драйверские хитрости обороны. Но оказалось, что специальных приемов с тормозами или рулением нет.

– Все основывается на умении и чутье водителя автомобиля прикрытия. Ему необходимо оценить “почерк” нападающей машины, насколько прагматично, размашисто или резко ее водитель пытается открыть линию стрельбы. И представить, как он поступит на прямой, в повороте или в связке поворотов, чтобы грамотно обороняться. Выигрываешь, когда предугадываешь действия. И проигрываешь, когда реагируешь на уже произошедшее.

Но, помня о подбитом зеркале, я все же немного схитрил: на считаные миллиметры приспустил стекла на втором ряду, чтобы контролировать перемещение машины-агрессора еще и на слух. Вроде мелочь, а она помогла в следующем заезде подавить в себе ненужный азарт и прикрывать VIP-персону более расчетливо.


Удар под зад


ЭТОТ прием инструкторы называют между собой “машина как оружие”, потому что он позволяет сбросить с дороги автомобиль противника с минимальными повреждениями для себя.

– Это должен быть контакт, а не таран. Подчеркиваю! Важно выбрать верную точку касания и избежать удара колесом в колесо, – инструктируют нас. – Итак, машина агрессора едет впереди, вы плавно подводите нос своего автомобиля в боковой край его бампера. И лишь когда почувствуете касание, даете полный газ и совершаете короткий рывок рулем на машину противника.

– А дальше что? – возникает у нас резонный вопрос.

– Едете себе как ни в чем не бывало и в зеркалах заднего вида смотрите, как волчком крутится на дороге негодяй, – смеются наши учители, а вместе с ними улыбается и наш “злодей” – мужчина очень внушительной комплекции на старенькой “Audi”, которую нам предстоит убирать с дороги с помощью видавшей виды BMW.

К слову, на этих автомобилях прием был отработан уже сотни раз, а повреждения у каждого и в самом деле незначительные...

Первую попытку я проваливаю. Интуитивно отворачиваю от машины, с которой произошел контакт, когда от меня требуется ровно обратное. Вторая попытка также псу под хвост. Произвести касание следует на определенной скорости и в ограниченном пространстве, но из-за растущего волнения это сложно сделать чисто. И только в третий раз получилось сохранить хладнокровие и довести маневр до своей развязки. Даже позабавило, насколько изящно все получилось...

Оказывается, чем выше скорость движения, тем с большей легкостью можно подсечь автомобиль противника. Это можно сделать даже когда твоя машина заметно уступает агрессору в “весовой категории”. Главное – точность действий и умение попасть в ту самую уязвимую точку.

Полное осознание того, чему меня научили, пришло несколько позже, когда я ехал на редакционном автомобиле по МКАД и вдруг увидел в зеркале, как рискованно начал перестраиваться из левой полосы вслед за мной какой-то лихач. “Да он же сейчас попадет в мою уязвимую точку!” – мелькнула тогда мысль...

К счастью, все обошлось. Зато теперь я хорошо представляю, как важно следить за тем, кто вертится у твоего заднего бампера.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: