Как показывают практически все аналитические выкладки, российский авторынок движется по "кубинскому" сценарию. Это значит, что парк машин стремительно дряхлеет. Продажи новых автомобилей уменьшаются, тогда как на первое место выходят сделки на "вторичке".
Так, по данным агентства "Автостат", за весь прошлый год на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 1,5 трлн. рублей. И это вдвое ниже уровня годичной давности. Более того, это худший результат за последние 12 лет, т.е. начиная с 2011 года. Можно только в качестве курьеза воспринимать информацию, что среди всех российских регионов рост рынка новых легковых машин по итогам 2022 года случился только в одном регионе страны. А именно Чукотском автономном округе. Так, за весь 2022 год здесь было куплено аж 72 автомобиля. Между тем во всех остальных субъектах РФ падение рынка выразилось двузначными числами, в диапазоне от 40% до 70%. При этом сильнее всего авторынок сократился в Калининградской области (-69,5%). Впрочем, не менее впечатляют и цифры по столичным регионам: Московская область, Москва и Санкт-Петербург. Соответственно - это 62,2%, 55,8% и 60,6%.
На фоне такого пике дела на рынке б\у автомобилей кажутся замечательными. Ну или во всяком случае - примечательными. Согласно данным того же аналитического агентства «Автостат», объем вторичного рынка в 2022 году составил 4 млн 864,7 тыс. легковых машин. Он также ниже уровня годичной давности. Но "всего лишь" на 18,8%. Причем, половина всех купленных б/у машин пришлась на пять марок.
ТОП-10 МАРОК НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ ЗА ДЕКАБРЬ И 2022 ГОД (шт.)
Что касается моделей, то больше всего на "вторичке" ожидаемо продаются самые массовые образцы. В лидерах ходят модели Lada, "фокусы" и "солярисы", ну а также "японки". Кстати, количество поддержанных авто из страны восходящего солнца выросло благодаря импорту через Владивосток. Так, по данным Владивостокской таможни, их сотрудники оформили в 2022 году более 197 тыс. автомобилей с пробегом. Что на 72% больше по сравнению с предыдущим годом.
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ В РОССИИ ЗА ДЕКАБРЬ И 2022 ГОД (шт.)
В условиях общего падения рынка было бы наивно ждать низких цен даже на поддержанные модели. Собственно, автомобили с пробегом в России все это время постоянно дорожали. В итоге их средняя стоимость выросла на 35% — с 1,3 до 1,8 миллиона рублей. Как утверждают эксперты портала Авто.ру, причин подорожания б/у-продукции несколько. Во-первых, на рынке возник дефицит некоторых моделей, которые теперь почти невозможно найти среди новых. А вот среди подержанных — вполне реально. Во-вторых, увеличилось предложение подержанных машин, привезённых из-за границы. Поскольку среди них немало дорогих, из высоких ценовых сегментов, средняя стоимость автомобилей с пробегом в целом выросла.
Аналитики Авто.ру изучили базу объявлений о продаже популярных автомобилей с пробегом разных возрастов. А именно: не старше 5 лет, от 6 до 10 лет, от 11 до 15. В результате был сделан вполне ожидаемый вывод, что наиболее значительный рост в цене показали “свежие” машины, которым не больше 5 лет. "Этот сегмент сильно востребован и обычно зависит от новых автомобилей. А они резко подорожали за последний год", -- объяснил Алексей Муханов, руководитель группы исследований и клиентской аналитики Авто.ру.
Стоит отметить с сожалением, что даже откровенное старье поднялось в цене. Так, подержанные автомобили возрастом 11–15 лет сейчас в среднем стоят 863,5 тысячи рублей. То есть, на 32,6% больше, чем в январе 2022 года. А более всего - аж на 39% - в цене прибавила Lada-2107!