Рубрики

Авторынок в России: подъем не за горами?

17:11 14-03-2017

2017 год может стать поворотным для автомобильной индустрии в России. Участники рынка начали проявлять сдержанный оптимизм, при этом некоторые негативные тенденции сохраняются.

Постучат ли со дна?


2017 год может стать поворотным для автомобильной индустрии в России. Участники рынка начали проявлять сдержанный оптимизм, при этом некоторые негативные тенденции сохраняются.


Стабилизация – это слово стало главным для всех участников рынка в 2016 году. По всем признакам четырехлетний спад, в результате которого объем реализации новых автомобилей сжался до 1,2 миллиона единиц, завершается. Результат в общие -11% по отрасли закладывался как оптимистичный, поэтому на новый год многие эксперты ожидают переход к росту и сходятся во мнении, что “дно кризиса” для российского автопрома пройдено. По прогнозу аналитиков компании PwC, рост продлится как минимум до 2020-го. “В текущем году производство и продажи легковых автомобилей в России вырастут на 15 и 17%, а к 2021 г. – на 30 и 35% соответственно”, – говорится в отчете. Оценка PwC является, пожалуй, самой оптимистичной, однако ее эксперты точно предсказали результаты прошлого года.

Прогноз от АЕБ также носит позитивный характер, предполагает более умеренный рост продаж на четыре процента относительно результатов 2016 года. “Этот прогноз предполагает, что правительственная поддержка автомобильного сектора в 2017 году будет на запланированном уровне и что новые программы окажутся эффективными”, – рассказал на пресс-конференции глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. На позитивную оценку также влияет несколько факторов. И стабильный рост нефтяных котировок относится к числу первоочередных.

Кроме того, в стране копится отложенный спрос из тех, кто не стал менять на новый или покупать первый автомобиль после 2012 года. Даже у машин с продленным сроком заводской гарантии она подходит к концу, и многие захотят воспользоваться текущим моментом для обновления. Также продолжается снижение банковских ставок по займам. Автокредиты начнут дешеветь вслед за ипотекой, а спрос на них будет тем сильней, чем более предсказуемой будет общая ситуация в стране. Для восстановления спроса необходима уверенность в завтрашнем дне. Часть опрошенных экспертов высказали надежды, что за год до новых выборов главы государства власти приложат все силы для противодействия негативным изменениям в экономике.


> В нынешнем году многие эксперты ожидают переход к росту продаж и сходятся во мнении, что “дно кризиса” для российского автопрома пройдено.


Кроме позитивных сигналов в экономике присутствуют и негативные тренды. Главным отрицательным фактором остается падение покупательской способности населения. На этом фоне продолжают повышаться цены на автомобили, особенно импортируемые, что делает их менее привлекательными. При этом новых сборочных предприятий в ближайшие три года не появится, а действующие автозаводы все еще остаются малозагруженными из-за сокращения продаж, что производители частично компенсируют за счет экспорта в страны ближнего зарубежья. “Государство поддерживает эти инициативы и в 2017 году планирует увеличить общую сумму финансирования программы  компенсации части затрат”, – рассказал генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков. Оптимистичный прогноз предполагает удвоение объемов экспорта до 100.000 машин. В 2016 году объем выделенных средств составил 3,3 миллиарда рублей.


Дилеры


Если продажи еще имеют шансы выйти в плюс, то число дилерских предприятий продолжит уменьшаться. Количество автодилеров сократилось на восемь процентов, или 300 точек. Всего в стране осталось около 3.500 дилерских центров. “В этом году падение продолжится. Автосалонов станет еще на 150 меньше”, – заявил президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Олег Мосеев. Вице-президент ассоциации Владимир Моженков также сообщил: “Никаких позитивных тенденций в целом дилеры не наблюдают, и 1.200.000 новых автомобилей будет продано только при условии господдержки. Иначе продажи рухнут до 900.000 единиц, что обернется закрытием примерно 1.000 дилерских центров”.

Еще одной проблемой этого года станет снижение загрузки сервисных зон. Как уже отмечалось ранее, в 2017 году у значительного числа автомобилей, приобретенных накануне кризиса, заканчивается срок заводской гарантии. Их обслуживанием теперь будут заниматься неавторизованные предприятия, привлекающие низкими ценами. Новой возможностью для отрасли в это непростое время может стать восстановительный ремонт по ОСАГО. “Очень надеюсь, что своевременная реализация новой редакции закона позволит поддержать станции технического обслуживания” – такое пожелание высказала Наталья Жильцова, генеральный директор “Независимость-Финсервис”. Однако правительство вернется к обсуждению законопроекта лишь в феврале, и когда он может вступить в силу, неизвестно.

В сложных экономических условиях продолжится тренд на консолидацию автодилеров вокруг крупнейших сетей. Мелкие участники будут испытывать сложности с рефинансированием своих кредитов и текучкой клиентской базы. “Многие монобренды в 2017 году будут закрываться, на плаву останутся только крупные финансово устойчивые группы, которые будут в том числе поглощать закрывающиеся предприятия, – считает Алексей Потапов, директор департамента розничных продаж новых автомобилей ГК “АвтоСпецЦентр”. – В зоне риска сейчас находятся региональные компании, но и среди московских дилеров есть слабые игроки”.

Однако не все так беспросветно. По мнению директора по развитию компании РОЛЬФ Владимира Мирошникова, “Точкой роста в бизнесе официальных дилеров останется продажа автомобилей с пробегом”. Одновременно с этим он подчеркивает, что этот сегмент рынка требует от дилера наличия свободных финансовых ресурсов для оперативного выкупа автомобилей, наработанной экспертизы для качественной проверки и, конечно, незапятнанной репутации.


Классовая борьба


Кроссоверы продолжат теснить седаны с топовых позиций в рейтингах продаж. Конечно, лидерству “Solaris”, “Rio” и “Vesta” они еще не угрожают, но половину мест в ТОП-25 самых продаваемых автомобилей по итогу 2016 года занимают SUV. Наибольшую популярность сохранят компактный и субкомпактный сегменты. Общая картина потребительских предпочтений вряд ли будет сильно меняться. Впрочем, “Nissan” и “Mazda”, упавшие в два раза сильнее рынка в 2016 году, могут восстановить утраченные позиции. У первого наращивает производство сборочная линия в Петербурге, а у второй ожидается старт продаж нового поколения главного бестселлера – кроссовера “СХ-5”.

Как ни странно, но заметным драйвером роста станет сегмент легкого коммерческого транспорта. Уже в 2016 году он выступил лучше основного рынка – рост составил 0,1 процента, по оценке агентства “Автостат”. Свою роль сыграла низкая степень насыщенности этого сегмента. Подобное развитие событий можно также трактовать как индикатор восстановления экономики в целом.

Разделяет оптимистичную точку зрения и Михаил Семенихин, руководитель “Volkswagen Коммерческие автомобили”: “Очевидный потенциал для стабилизации и роста рынка, а как следствие, снижение негативных ожиданий потребителей и повышение спроса. Средний возраст коммерческого парка более десяти лет, что означает необходимость замены автомобилей”.

Одновременно с тем, как одни производители будут наращивать свои объемы и доли, другие попадают в зону риска. Не исключено, что мы увидим уход отдельных представителей. В их число, вероятно, попадет ряд китайских брендов, которые никак не могут закрепиться на нашем рынке. При негативном сценарии цен на энергоносители и дальнейшей дестабилизации ситуации в стране к ним могут примкнуть концерны PSA (“Peugeot”, “Citroёn”) и FCA (FIAT, “Alfa Romeo”, “Jeep”). В 2016 году их показатели были хуже рынка в три и четыре раза соответственно.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: