Репрессии или профилактика?
У гаишников есть термин “повторные нарушения” – он относится к водителям, которые неоднократно попадаются на пренебрежении Правилами. За прошлый год их число увеличилось более чем на 14%. Как считают в Департаменте ОБДД МВД РФ, положение дел можно исправить, возродив балльную систему учета нарушений ПДД. Своим мнением по этому поводу с нами поделился Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов.
– ХОТИТЕ еще туже “закрутить гайки” автомобилистам?
– Ничего подобного! Это не репрессивная мера, а больше профилактическая. Она принята во многих странах – США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Канаде, Японии, Арабских Эмиратах… Для аккуратного автомобилиста, не нарушающего ПДД или нарушившего случайно, допустим, по невнимательности, балльная система – простая формальность. Кому следует опасаться, так это злостным нарушителям. Если водитель постоянно проезжает на красный свет, превышает скорость, ездит по обочинам и т.п. – значит, обычные штрафы на него не действуют и необходимы более серьезные меры. Набрал предельное количество штрафных баллов – на некоторое время лишился прав.
– Полагаете, у нас эта система будет эффективной?
– Безусловно, будет. Она уже работала в нашей стране с 1959 по 1997 год, и все это время количество повторных нарушений было минимальным. А вот когда ее отменили, число злостных нарушителей сразу стало расти. Например, в прошлом году было зафиксировано почти семь миллионов повторных нарушений. Что грозит злостному нарушителю, попавшемуся во второй, третий, десятый раз? Ну, заплатит он еще один штраф (а может, и не станет платить) – и все. А соблюдать ПДД по-прежнему не будет. А при балльной системе многие задумаются – стоит ли лихачить, рискуя, что в итоге у тебя отберут права?
– Когда балльная система вновь начнет действовать в России?
– Точный срок не назову. Сначала надо подготовить массу документов, внести изменения в ряд законов. Определить, за какие нарушения ПДД будут начисляться или, наоборот, списываться (как, допустим, в Испании) штрафные баллы. Решить, выдавать ли водителям карточку учета правонарушений или вести учет в автоматическим режиме, с помощью компьютеров. Это колоссальная работа. Разумеется, если наша инициатива найдет поддержку, мы примем самое активное участие в разработке соответствующего законопроекта. Но в итоге, думаю, балльная система у нас возродится.
Беседу вел
Кирилл САЗОНОВ