Создать автомобили, выбивающиеся из общего ряда, пытались как крупные компании, так и энтузиасты-одиночки. Одни просто хотели сорвать банк, другие свято верили в свой гений.
Davis Divan: автомобиль будущего из прошлого
Американец Гордон Дэвис, занимавшийся продажей автомобилей с пробегом, был уверен в том, что вся индустрия движется не в том направлении. Мол, сейчас, в 1940-х годах, народу нужно нечто другое, а не то, что предлагали все автопроизводители. Будучи человеком азартным и увлеченным, Дэвис решил создать «автомобиль будущего». Под этим термином он подразумевал трехколесную машину с футуристическим обликом. По сути, это был двухместный трицикл, завернутый в обтекаемую обертку. Потайные передние фары, обилие хрома и скромные по объемам и отдаче моторы делали Davis Divan похожим на машинку из парка развлечений, а не полноценное транспортное средство. Но Дэвис был настоящим художником и именно так он видел будущее.
Гордон вложил целое состояние в рекламную компанию. Автомобильные издания пиарили «автомобиль будущего» как только могли, рассказывая про удивительную экономию топлива (4 литра на 100 километров пробега), поразительную маневренность и решение проблемы с парковочным местом. Особое внимание уделялось сходству Davis Divan с самолетами, ведь авиация была очень модной в послевоенной Америке.
На деле Davis Divan оказался пшиком. Публика вроде как проявляла интерес к машине, но заказы практически отсутствовали. А те «счастливчики», которые осмелились отдать деньги не могли получить товар. Финансов не хватало на производство и зарплату рабочим мастерских. Дилеры, устав ждать, прекратили сотрудничество с Дэвисом. А добили предпринимателя профсоюзы, подавшие против него иск. Суд отправил Гордона за решетку на три года. Освободившись, Дэвис продолжил заниматься автомобильным бизнесом.
По официальной версии, прежде, чем оказаться в тюрьме, Дэвис все-таки сумел произвести четырнадцать машин и отдать их покупателям.
1957 Aurora Safety Car: мыльный пузырь на колесах
Католический священник Альфред Джулиано вошел в историю вовсе не благодаря своей профессии, а своему призванию. Он мечтал создать самый безопасный и продвинутый автомобиль своего времени. И поэтому Джулиано оснастил свое детище под названием Aurora защитными брусьями в дверях (от боковых ударов), усиленным каркасом, ремнями безопасности, мягкой приборной панелью, а запасное колесо разместил спереди, чтобы оно могло поглотить удар при столкновении. Но это было не все. Переднюю часть кузова священник заполнил специальной пеной, которая могла бы не только смягчить удар, но и сыграла был роль подушки безопасности для пешехода, уменьшим количество травм. А передние кресла могли разворачиваться на 180 градусов, если было понятно, что столкновения избежать не получиться.
Aurora, собранная на раме Buick 1953, оснащалась кузовом из стекловолокна, ударопрочным прозрачным куполом кабины, напоминавшим мыльный пузырь. Джулиано так сильно верил в свой инженерный гений, что не стал устанавливать на машину стеклоочистители. Священник считал, что благодаря аэродинамичной форме лобового стекла капли дождя или грязи будут мгновенно сдуваться потоками воздуха.
На создание «Авроры» Джулиано потратил около четырех лет и тридцати тысяч американских долларов. На выходе получилась странная машина, которая часто ломалась и не являлась такой безопасной, как заверял создатель. А стоимость ее составляла порядка двенадцати тысяч долларов, что для конца 1950-х годов было очень и очень много. Естественно, затея священника провалилась, Aurora оказалась невостребованной. После болезненного провала Джулиана объявил себя банкротом и отказался от мечты.
FIAT Multipla
Иногда на ровном месте спотыкались и именитые бренды. В 1999 году такая история произошла с итальянской компанией FIAT, которая начала серийное производство модели Multipla. Самое главное в данном автомобиле – его внешность. Итальянские дизайнеры попытались соединить в «одном флаконе» минивэн и хэтчбек. В итоге получилось нечто очень странное, «двухэтажное» с причудливыми маленькими фарами, зато шестиместное.
В базовой версии Multipla оснащалась бензиновым 1,6-дитровым мотором на 103 «лошадки». Был и 1,9-литровый турбодизель, выдававший, в зависимости от версии, от 116 до 120 л.с. Предлагалась еще и битопливная версия с силовым агрегатом 1,6-литра. Она могла работать как на бензине, так и на газе. Коробка передач была лишь одна – 5-ступенчатая «механика».
Чудо народу не понравилось. Продажи были настолько мизерными, что в компании подвергли машину рестайлингу уже в 2004 году.
Chevrolet SSR
Начудили в свое время и в Chevrolet, представив в 2003 году пикап-кабриолет SSR. Странная внешность автомобиля, напоминавшая карикатуру, не должна вводить в заблуждение. Chevrolet SSR являлся настоящим «американцем», поэтому и получил мотор на 5,3-литра, выдававший 300 «лошадей». Это позволяло пикапу разогнаться до 100 км/ч примерно за восемь секунд. Через два года автомобиль получил еще более солидный агрегат – шестилитровый V8 на 390 л.с. А компанию ему составляла 4-ступенчатая АКПП. Правда, в виде опции можно было заказать 5-ступенчатю «механику». Привод же был только задний.
Но никакая мощь под капотом не могла затмить карикатурность внешнего облика. Плюс пикап пострадал от невнятного позиционирования. Народ не мог понять для кого этот «стальной конь»? Для фермеров он выглядел слишком мультяшно, а для рядовых горожан был слишком неудобен и непрактичен. У молодежи Chevrolet SSR и вовсе вызывал улыбку. Плюс цена в сорок две тысячи долларов никак не вязалась с машиной. В общем, в 2006 году компания отправила модель на заслуженный отдых.
Citroen E-Mehari
Французские автомобильные компании всегда славились своим умением произвести нечто эпатажное. Вспомнить хотя бы Renault Avantime или Citroen C6. Но это все было давно. А всего лишь шесть лет назад все тот же «Ситроен» вновь отличился, представив субкомпактный электрический кросс-кабриолет E-Mehari. Машина является переосмыслением некогда культовой модели Mehari, которая находилась на конвейере с 1968 по 1988 годы.
Новый E-Mehari получил открытый кузов и четырехместный салон. А вот для привычного ДВС места не нашлось, его заменил 50-киловатный электромотор и литий-металл-полимерный аккумулятор емкостью 30 кВт/ч. Запас хода скромный – всего пара сотен километров. Время на зарядку зависит от силы тока и может составить от пяти до восьми часов. Мощности в 68 л.с. хватает на то, чтобы разогнать «француза» до 110 км/ч. Он может ехать и быстрее, да вот ограничения не позволяют.
Автомобиль, естественно, продается только в Европе. Главная его аудитория – молодежь. В этом французы не ошиблись.
Текст: Павел Жуков