“Mulsanne” – первый “Bentley” новой эпохи
Последние 80 лет модели “Bentley” строились на платформах других автопроизводителей. Сначала это был “Rolls-Royce”, затем – “Volkswagen”. Но теперь британцы решили вернуть своим машинам оригинальность и самобытность. Поворотной точкой в истории фирмы должен стать новый представительский седан “Mulsanne”.
В САМОЛЕТЕ нам показывали фильм про “скорую помощь”. Напряженный момент – распахиваются двери больницы, в приемную влетает каталка с пациентом, врач кричит: “Два кубика адреналина!” В руке медсестры мелькнул шприц. Укол. Сердце заработало, человек спасен.
Образно говоря, с флагманским седаном “Bentley” вышла похожая история. Прежнему лидеру – “Arnage”, который на фоне соперников выглядел откровенно старомодно – подарили новую жизнь. Но здесь одной инъекции не хватило – понадобился курс интенсивной терапии и легкое хирургическое вмешательство, в результате чего “пациент” получил более современную трансмиссию, доработанные двигатель, шасси и электронику. Впору говорить если не о новой, то о кардинально переработанной платформе. А самое главное, чтобы подчеркнуть новизну автомобиля, вернувшегося в элиту представительского класса, ему дали совершенно другой кузов и сменили имя. Отныне самый респектабельный и шикарный “Bentley” носит название “Mulsanne”.
Правда, дебютант не избавился от некоторых спорных решений. Хотя кто-то, возможно, увидит в этом особый британский шарм...
О пользе низких оборотов
ВЛАДЕЛЬЦАМ “Bentley” повезло. У них нет жестких рамок поведения. Так уж повелось, что яркое спортивное прошлое марки наложило свой отпечаток и на имидж сугубо гражданских машин. Поэтому, если вы решите отпустить водителя домой и самостоятельно приехать на светский раут, никто на вас косо не посмотрит. Все понимают – это демонстрация активной жизненной позиции.
Стал ли “Mulsanne” другим? Я направляюсь к машине вместе с Кеном Скоттом, главным инженером проекта, которого ангажировал для беседы в эту поездку. А он, ни секунды не сомневаясь, сел на переднее кресло, уважительным жестом пригласив меня занять место за рулем. Значит, британцы чтят свои традиции.
Еще одно подтверждение тому – едва слышное сквозь толщу шумоизоляции размеренное бормотание 6,75-литрового бензинового V8. Этот мотор, пожалуй, самый древний из ныне выпускаемых автомобильной промышленностью. Его родословная уходит корнями в середину прошлого века. Конечно, с тех пор он постоянно совершенствовался и стал на 150% мощнее, на 99,5% экологичнее и на 40% экономичнее. Столь внушительный рост показателей обеспечили электронное управление, другая система питания, двойной турбонаддув. А на “Mulsanne” вдобавок появились более легкие детали, системы изменения фаз газораспределения, а также отключения навесных агрегатов и половины цилиндров при частичных нагрузках, что позволило уложиться в жесткие нормы “Евро-5” по выбросу вредных веществ. И все это сочетается с такими примитивными вещами, как, например, нижний распредвал и лишь два клапана на цилиндр.
– Что вас заставило пойти на такой шаг? – спрашиваю мистера Скотта. – Ведь у концерна “Volkswagen” (которому до сих пор принадлежит британская марка. – Прим. авт.) хватает современных мощных моторов.
– Вы правы. Но для флагманского “Bentley” нужен был именно такой двигатель. У него есть одно очень важное, практически утраченное сегодня у конкурентов качество – отменная тяговитость на малых оборотах. Пусть по мощности 512 л.с. мы не лидеры в своем классе, зато у соперников нет такого гигантского крутящего момента – 1.020 Нм. Причем, прошу заметить, он доступен уже с 1.750 об/мин. Это очень важно для плавного старта с места и уверенного, комфортабельного движения.
С этим не поспоришь. В ответ на прикосновение к правой педали “Mulsanne” солидно и неторопливо, словно океанский лайнер, начинает набирать ход. Но за этой усыпляющей неспешностью чувствуется скрытая сила, бездонный колодец, из которого можно до бесконечности черпать адреналин. Я жму на газ сильнее, а в ответ 2,5 тонны стали и алюминия улетают вперед, как мячик для гольфа после удачного удара.
Низкооборотный мотор, похоже, вообще равнодушен к любой нагрузке. Он всегда готов выстрелить автомобиль вперед. Именно выстрелить, по-другому и не скажешь. Все-таки 5,3 с разгона до 100 км/ч – показатель, достойный уважения. Право слово, не ожидал от столь древней конструкции такого темперамента.
Правда, в этом заслуга не только двигателя, но и новой восьмиступенчатой автоматической коробки. И плавная работа –не единственное ее отличие. Две дополнительные (по сравнению с предшественницей) ступени увеличили диапазон передаточных чисел и позволили шире варьировать тягу на колесах.
Кажется, что ускорению нет предела. Что, впрочем, недалеко от истины, ведь искусственного ограничителя скорости здесь нет. Буйство силы продолжается… Но тактичная реплика мистера Скотта вернула меня в реальность:
– Эх, если бы в Шотландии не было столько камер на дорогах… – произнес он.
Настройся на лучшее
ВЫДОХНУВ, сбрасываю скорость. Ведь эти узкие, петляющие между холмов шоссе – еще и отличная проверка для шасси. У “Mulsanne” оно в целом такое же, как у “Arnage”: двойные рычаги спереди, “многорычажка” – сзади, пневмобаллоны, адаптивные амортизаторы… Но на новой модели подвеска стала немного жестче, а у водителя появилась возможность специальным регулятором системы “Dynamic Driver Control” менять настройки ходовой части. На выбор – четыре варианта: стандартный (названный “Bentley”), комфортный, спортивный и индивидуальный, параметры которого можно запрограммировать через мультимедиасистему.
Поворачиваю переключатель в разные стороны, и “Mulsanne” послушно меняет свой нрав. Причем оптимальными мне показались именно стандартные настройки. Вот он, настоящий “Bentley”! Машина стоит на дороге непоколебимо, как виднеющийся за окном замок Бамбург, не докучает пассажирам излишней тряской и живо реагирует на повороты руля. Спортивные настройки тоже хороши, но на стыках асфальта я всем телом ощущаю легкую дрожь – подвеска начинает транслировать на кузов неприятные вибрации огромных 20-дюймовых колес. В “комфорте” плавность хода становится чуть лучше, но я уже не чувствую былого единства с автомобилем. Рулевое управление теряет точность, и “Mulsanne” превращается из гигантского болида в обычный дорожный лимузин.
И теперь понимаешь, что с эргономикой здесь не все гладко. Например, спидометром и тахометром пользоваться неудобно. Все дело в “обратной” оцифровке – стрелки перемещаются справа-налево через нижний сектор шкалы. Впечатления от эргономики смазывает и руль, расположенный слишком вертикально, словно на “Bentley 8-Litre” начала прошлого века, в котором дизайнеры, по их словам, черпали вдохновение.
Пожалуй, пора сменить амплуа. Прошу мистера Скотта взять управление, а сам вживаюсь в роль VIP-персоны.
Уютно и по-домашнему
ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ – вот главная характеристика интерьера “Mulsanne”. Будьте уверены, если вам кажется, что какая-нибудь деталь сделана из стали, то так оно есть. Никакой бутафории, минимум пластика и других заменителей. На моих глазах мистер Скотт выкрутил из передней панели один из рычажков и не без гордости протянул мне. Ладонь ощутила приятную тяжесть и холод металла… Да что там говорить, даже сорта кожи здесь специально подобраны, чтобы создавать в салоне неповторимый аромат традиционной английской роскоши.
И все это обильно сдобрено самыми последними достижениями концерна “Volkswagen” в области автомобильной электроники. “Mulsanne” получил активный круиз-контроль, камеры контроля обстановки вокруг машины, функцию бесключевого доступа в салон, продвинутую навигацию с трехмерными картами.
“Mulsanne” заметно крупнее своего предшественника “Arnage”. В частности, колесная база выросла на 15 см, что вывело новый “Bentley” в лидеры класса по простору на втором ряду сидений. Вытягиваю ноги, включаю массажер и в приятной полудреме предвкушаю встречу со стаканчиком элитного виски в конце поездки.
Вдруг машину ощутимо тряхнуло, и я уткнулся головой прямо в заднюю стойку кузова, которая расположена слишком близко. Благо британцы предусмотрели на этой стойке специальную мягкую подушечку. Трогательная забота.
Еще одно замечание – чисто декоративные, на мой взгляд, складные столики на спинках передних кресел. Я положил на один из них мобильный телефон, и в первом же повороте он улетел на пол. Нетрудно догадаться, что такая судьба постигнет и любой другой предмет, положенный на скользкую поверхность лакированного дерева, за исключением разве что тяжелого ноутбука. Но пользоваться ноутбуком в “Mulsanne” непросто – столики закреплены слишком высоко.
И все же создателям машины удалось придать задней части салона прямо-таки домашний уют. Дело здесь не только в упомянутой шикарной отделке, ковриках из овечьей шерсти и обилии люксовых опций вроде раздельных кресел с электроприводом, вентиляцией и массажем, четырехзонного климат-контроля или развлекательной системы с DVD. Для современных представительских автомобилей все это – вещи сами собой разумеющиеся. Просто управление этими функциями неплохо продумано. У “Bentley” нет мудреных интерфейсов – только обычные кнопки и клавиши, которые уместились в нише центрального подлокотника. Чтобы освоиться здесь, хватит пары минут, даже инструкцию читать не надо. Чувствуешь себя словно в родном доме, где тебе известен каждый сантиметр пространства и найти любой переключатель можешь на ощупь даже в кромешной темноте.
Именно за такую простоту и некоторую старомодность поклонники и ценят “Bentley”. Вот только хватит ли этого, чтобы открыть марке путь в новую эпоху? Британцы уверены, что да. Ведь они считают, что сделали лучший автомобиль в истории марки.