Рубрики

Бесступенчатая правда

14:07 10-02-2022

Вариатор. Все мифы о популярной трансмиссии. И их опровержения.

Технические верования, формирующиеся в сознании отечественных автомобилистов под влиянием случайных статей из журналов, разговоров с гаражными умельцами и чтением комментариев на интернет-форумах, порой столь же увлекательны, как мифы и легенды эллинов в пересказе Куна. Между тем от реальности знания о том или ином механизме или системе на поверку оказываются еще дальше, чем история о ловком боге, обернувшемся лебедем, стоглавых чудищах и буйных кентаврах. Более того, время и прогресс отправляют в царство мифов даже когда-то верные представления. Как показывает практика, вариатор – один из самых «мифологизированных» автомобильных узлов. Наши эксперты – ведущий инженер по качеству компании Jatco Александр Томских и эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault в России Анатолий Калицев – помогли отделить правду от вымысла.

Руслан Машин Фото Renault

Битый ремнем

Одно из самых распространенных заблуждений о вариаторе касается ремня. Ремень современного автомобильного вариатора некоторые до сих пор сопоставляют с тем, что используется на иных снегоходах или газонокосилках. Отсюда простой и ошибочный вывод – механизм хлипкий и капризный. На самом деле автомобильный «ремень» – это не полоска из кожи или резины. Это либо цепь, либо, как в Jatco, набор из стальных пластин, скрепленных стальной лентой. Согнуть его не получится даже у чемпиона по бодибилдингу. Конечно, как и все механизмы, ремень подвержен износу. Но при разумной эксплуатации автомобиля и он, и вариатор служат так же долго, как автомат или механика. 

«Наша Раша»

Списывать технические сбои на погоду или плохие дороги не в правилах Renault. Пробег по трассе «Колыма», который компания организовала в декабре 2020 года и в котором участвовали и журналисты «Клаксона», все доказал. Свою надежность кроссоверы марки сохраняют и при 60-градусных морозах. Достойно показали себя и вариаторы Jatco. Тем самым развеяв стереотип, что такие коробки не для сурового климата.

Кстати, инженеры компании еще на этапе разработки учли особенности «режима Russian». В итоге были усилены корпус и некоторые детали. Более того, в Jatco проанализировали опыт использования автомобилей с вариатором в наших каршеринговых сервисах. И поставили на вариатор защиту от дурака в виде модернизированного программного обеспечения блоков управления. При варварском насилии над автомобилем и опасных пробуксовках электроника ограничивает отдачу двигателя или даже разблокирует гидротрансформатор. Точно так же она страхует и дисциплинированных водителей. Когда они сталкиваются с риском излишних нагрузок на коробку на трамвайных путях, нечищеных участках дороги или дорожной разметке.

Вариации на тему вариатора

Многие автолюбители склонны приписывать достоинства и недостатки какому-то среднестатистическому вариатору. Хотя разные автомобили оснащаются моделями вариатора, отличающимися и по типу, и по конструкции. Например, на автомобилях с продольным расположением двигателей и вариатор используется тоже продольный. А на некоторых автомобилях устанавливаются вариаторы с двухступенчатой планетарной передачей. Они представляют собой по сути некий гибрид автомата. С другой стороны, поклонники Renault склонны ошибочно разделять, в частности, «заводскую» трансмиссию CVT X-Tronic и вариатор компании Jatco. Хотя речь идет об одном и том же.

Ведущий инженер по качеству компании Jatco Александр Томских

Являясь самостоятельной компанией, Jatco вот уже много лет выступает в роли внутреннего официального поставщика альянса «Рено-Ниссан-Мицубиси». На современные модели Renault Kaptur, Duster, Arkana устанавливаются вариаторы Jatco JF015E (для версий до 150 Н‧м) и JF016E (до 250 Н‧м). «Железо» во всех случаях одно и то же. А вот «софт» отличается, поскольку отличаются данные габаритов, массы, развесовки… Калибровки Duster учитывают еще и его характерную внедорожную специализацию. Так, в режиме 4WD Lock, в частности, трансмиссия имеет более позднюю блокировку трансформатора.

Частый сервис

Потребность в якобы особо частом и якобы дорогостоящем обслуживании у вариатора не больше, чем у любой другой коробки передач. Вариаторы Jatco JF015E и JF016E, представленные уже более десяти лет на рынке, созданы с большим запасом прочности. К примеру, в отличие от многих других моделей, жидкость в них рассчитана на весь срок службы автомобиля. Менять ее – лишняя трата денег и времени.

К байкам относится и то, что заменив тип масла, можно чудесным образом улучшить работу трансмиссии. Только рекомендованная для конкретной модели жидкость обеспечит все заявленные характеристики динамики и расхода топлива, а также надежность и долговечность. Единственной оправданной причиной для сервисной замены может служить сигнал так называемого счетчика деградации масла. Данный счетчик самостоятельно вычисляет его старение и износ по нескольким параметрам. Главный из них – продолжительность эксплуатации при очень высокой внешней температуре. Что в России встречается крайне редко. Снять данные с этого счетчика возможно лишь при помощи сервисного диагностического оборудования на плановом ТО.

Горячая тема

То, что вариаторы не любят перегрева, – это правда. Но не более, чем любая другая трансмиссия. Включая старую добрую механику. В теории угроза перегрева могла бы возникнуть в горной местности. Особенно на скользких склонах или на тяжелом бездорожье с продолжительным буксованием. Резкие спурты со светофора и езда на максимальной скорости также представляют потенциальную угрозу. В этих режимах подвижные элементы вариатора подвержены большим нагрузкам. Неприятны для трансмиссии, например, и прыжки на разгоне через лежачих полицейских, при которых раскрученное в воздухе колесо резко соприкасается с дорожным покрытием. Стоит помнить, что на всех кроссоверах актуальной линейки Renault вариаторы Jatco имеют собственные радиаторы охлаждения. А стало быть, и «горячий» порог у них существенно выше.

Ваш ход

Экономичность бесступенчатой трансмиссии по праву считается одним из главных ее достоинств. Многие автолюбители справедливо указывают и на особую плавность хода, которую дает вариатор. А вот то, что вариатор – это удел пенсионеров, абсолютный миф. Его легко развеивает, например, пробная поездка за рулем купе-кроссовера Arkana.

Этот автомобиль оснащается турбированным мотором TCe-150 с электронно-управляемым перепускным клапаном, который делает отклик на нажатие педали акселератора быстрым и точным. И автоматической трансмиссии CVT X-Tronic с увеличенным диапазоном передаточных чисел. Великолепная комбинация двигателя и коробки даже для искушенного драйвера.

Поделиться: