Рубрики

Без них – никуда. “Bosch” представил перспективные разработки

14:59 26-08-2013

Некоторые из них появятся на автомобилях в ближайшее время. Очередь других наступит, возможно, через десятилетия… Новые системы от немецкого производителя автомобильной электроники не только облегчат жизнь водителям, но и сделают наши дороги значительно безопаснее.

Некоторые из них появятся на автомобилях в ближайшее время. Очередь других наступит, возможно, через десятилетия... Новые системы от немецкого производителя автомобильной электроники не только облегчат жизнь водителям, но и сделают наши дороги значительно безопаснее.


Смотри в оба

Видеокамеры наряду с радарами и лазерами все чаще используются в автомобилях для распознавания потенциально опасных ситуаций вроде выскочившего на дорогу пешехода. Раньше эти камеры были монокулярными (проще говоря, оснащались одним объективом), так что требовали долгой и тщательной настройки, чтобы правильно оценивать размеры объекта и дистанцию до него. Проблему решило появление бинокулярных камер, которые работают подобно человеческому зрению и видят объемную картинку, сопоставляя изображение из двух точек.

Стереовидеокамера от “Bosch” представляет самое компактное на сегодняшний день устройство такого рода. Расстояние между оптическими осями объективов составляет 12 см. За ними расположено по отдельному CMOS-сенсору разрешением 1,2 мегапикселя. Каждый “глаз” способен видеть пространство в 25 градусов по вертикали и 45 по горизонтали, что позволяет получать объемную картинку на расстоянии до 50 метров – этого достаточно, чтобы на “городской” скорости распознать пешехода или велосипедиста и дать электронике команду на автоматическое торможение.

Ведется работа и над альтернативными способами защиты пешеходов. Как вариант нам демонстрируют систему, которая видит человека (в данном случае надувной манекен) и автоматически прокладывает оптимальную траекторию для его объезда. Баранку вращает, разумеется, водитель, но электроника оптимизирует усилие на руле и при необходимости притормаживает некоторые колеса, чтобы идеально вписаться в требуемую траекторию.

Бинокулярная камера способна видеть объемное изображение объектов на дороге
и точно оценивать расстояние до них.

Поскольку система еще проходит испытания, оценить ее работу мы могли только с пассажирского сиденья. На дисплее компьютера видно панорамное изображение со стереовидеокамеры, а под ним – обнаруженный пешеход в виде кубика и прописанная траектория движения. На первый взгляд, в действиях водителя нет ничего особенного – просто рулит быстро и плавно, а машина с возрастающей раз от раза скоростью спокойно объезжает манекен. Хотя в обычной ситуации это было бы чревато как минимум ощутимым заносом.

Только без рук!

Голубая мечта спецов по безопасности движения – исключить “человеческий фактор”, чтобы машины самостоятельно оценивали обстановку и разъезжались друг с другом. Первые автомобили-роботы, пока экспериментальные, уже ездят по германским дорогам общего пользования.

…На крыше серийного универсала BMW возвышается внушительная надстройка – лазерная радарная система с круговым обзором. Но это не значит, что в будущем все автомобили станут похожи на маленькую телебашню. По словам разработчиков, работа над компактностью радаров ведется параллельно с настройкой “мозгов” системы. Вся машина обвешана датчиками и камерами. Хотя эта BMW считается полностью автоматизированной, сейчас ее обслуживают два оператора: один задает на компьютере параметры движения, а другой готов в экстренном случае перехватить управление.

Автомобиль бодро берет старт и уверенно двигается в пределах полосы, ориентируясь, главным образом, на разметку. Впрочем, и без нее он способен совершать маневры и объезжать препятствия. Сбоку на главной дороге показался ассистирующий нам минивэн – наша машина моментально его засекает и пропускает, предварительно справившись о статусе дороги в навигационной системе. А если бы у нас был приоритет и какой-то лихач захотел проскочить, нарушив правила? Лазерный сканер это обнаружил бы и дал системе команду затормозить.

Ассистент едет перед нами, то замедляя ход, то ускоряясь. Наш роботизированный экипаж следует за ним как приклеенный, удерживая неизменную дистанцию. А теперь испытание посложнее: “пешеход” шагает с обочины прямо под колеса. Автомобиль замедляется и застывает в ожидании, пока тот пройдет, а затем снова набирает ход...

Внушительная надстройка – лазерный радар с круговым обзором. В будущем он станет
компактным и незаметным.

Полностью роботизированные машины появятся на дорогах еще не скоро. Зато к концу текущего десятилетия концерн обещает подготовить промежуточный вариант – систему автономного управления автомобилем на автомагистралях, где нет светофоров, перекрестков и сложных развязок. По сути, речь идет о продвинутом адаптивном круиз-контроле с функциями удержания своей полосы и следования по заданному маршруту.


Зажигай под контролем

Не секрет, что вспомогательные электронные системы по своим возможностям уже опережают навыки достаточно опытного водителя. Вот и на этом семинаре “Bosch” некоторых участников “закручивало винтом” при самостоятельном выполнении упражнений вроде двойной переставки на хорошей скорости, в то время как под надзором электроники они спокойно проходили препятствие в более высоком темпе. К чему я это? Да к тому, что бошевцы решили поставить под контроль даже такое священное для многих водителей понятие, как “езда для удовольствия”.

…На тестовой BMW установлена электронная система, сочетающая ESP и электроусилитель руля. Задание простое – выполнить змейку между конусами на максимально высокой, но безопасной скорости. В руках у ассистента на пассажирском сиденье планшетный компьютер, с помощью которого он перенастраивает электронику. Сначала проходим слалом в спокойном режиме. Автомобиль чутко слушается руля. Однако с увеличением скорости синусоида траектории становится все размашистей, а попадать в “ворота” – сложнее. Затем электроника активирует спортивный режим. Казалось бы, усилия на руле и диапазон вращения те же самые, но повадки машины стали заметно резче, и она гораздо охотнее заныривает между конусами. А напоследок неожиданный для крупного седана режим “дрифт”. Вращаю руль чуть интенсивнее, но со стороны, наверное, кажется, что водитель работает в поте лица – ведь BMW заметно “метет хвостом” и резко забрасывает нос в “ворота”. На самом деле автомобиль все время остается под контролем – электроника готова вовремя погасить любой занос и не дать машине развернуться вокруг своей оси. А вот если вы вывернете руль сильнее и прибавите газу, то система поймет, что от нее требуется нечто противоположное, и позволит сделать круг на месте в эффектном скольжении. С таким ассистентом даже не очень искушенный водитель, пожалуй, может сойти за своего в компании дрифтеров. Причем без лишнего риска.

Не надо тормозить “в пол”

Любопытная деталь: в то время как АБС и ESP год от года совершенствуются, сам гидромеханический привод тормозной системы с вакуумным усилителем до недавнего времени оставался прежним. Так что с ростом мощи и динамики автомобилей становилось все сложнее находить оптимальный баланс, чтобы тормоза не были, с одной стороны, слишком “ватными”, а с другой – чрезмерно “кусачими”, рывком останавливающими машину при малейшем прикосновении к педали. И самое главное – этот привод мало подходит гибридным и электрическим моделям, для которых важно полностью контролировать процесс рекуперации – превращения энергии торможения в электрическую.

Новый усилитель тормозной системы “iBooster” работает с помощью электромеханического привода, который контролируется бортовым компьютером. Теперь электроника может отдавать команды приводу исходя из конкретной ситуации – скорости автомобиля, качества дорожного покрытия, степени проскальзывания колес и т.п.

Когда мне предложили опробовать прежний привод и новый, то в обычном режиме движения я не почувствовал заметной разницы. Зато при экстренном торможении новая система реагирует на касание педали тормоза в среднем за 120 миллисекунд – в три раза быстрее обычной. Соответственно повышаются и шансы избежать столкновения с другой машиной или наезда на пешехода.

Кроме того, “iBooster” позволяет индивидуально программировать информативность педали тормоза – от вальяжных повадок до подчеркнуто резких, в зависимости от модели автомобиля и предпочтений клиентов. Ну а в нештатных ситуациях, независимо от этих настроек, система сработает с необходимой быстротой.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: