Рубрики

BMW раскрывает секреты

14:40 02-11-2011

Во время прошедшего в Мюнхене технического семинара BMW журналистам были представлены самые разные разработки, которые в скором времени появятся в автомобилях компании.

Во время прошедшего в Мюнхене технического семинара BMW журналистам были представлены самые разные разработки, которые в скором времени появятся в автомобилях компании.

– СРЕДНИЙ возраст человека за рулем неуклонно растет, поэтому мы должны ориентироваться не только на молодых, но и на пожилых водителей, – говорит Ральф Кайзер, специалист лаборатории эргономики. – И при этом будем использовать совершенно новый подход.

Суть в том, что люди солидного возраста теперь тоже не те, что были 20-30 лет назад. Они не сторонятся прогресса, уверенно пользуются компьютерами, мобильными телефонами, современной техникой. Конечно, что-то им дается сложнее, чем молодежи. В этом, по мнению баварцев, и состоит главный вызов: сделать современные сложные системы в автомобилях более понятными и удобными в использовании. Логика простая: если с нововведениями достаточно легко разберутся пожилые люди, то молодые покупатели – тем более.

Приняв такую концепцию, специалисты компании стали наблюдать за повседневной жизнью пожилых автомобилистов, просили их вести дневник, проводили с ними пробные поездки.

Виртуальную модель человеческого тела лазерный 3D-сканер выводит на экран компьютера
через несколько секунд после измерений.

Параллельно, с помощью трех десятков других добровольцев разного возраста, велись исследования в области индивидуализации машины под каждого конкретного водителя. Ведь даже при схожей комплекции пропорции разных людей отнюдь не одинаковы. Результат оказался неожиданным: специалисты сделали вывод, что к 2030-2040 годам люди в массе своей перестанут, скажем так, увеличиваться в размерах. Кончится эпоха акселерации. Так что и тенденция постоянно увеличивать габариты автомобилей тоже должна пойти на спад.

Кстати, в этом антропологическом исследовании приняли участие и сами сотрудники BMW: параметры их тел измерялись с помощью специального лазерного 3D-сканера.

– Нужен доброволец. Я покажу, как работает сканер, – говорит Ральф.

Кто-то из корейских журналистов выходит на площадку и попадает под прицел лучей из четырех источников, которые проходят по всей его фигуре и отражаются на сенсоры. Полученные данные обрабатываются, и уже через минуту мы видим на мониторе практически точную компьютерную модель коллеги. Причем теперь этот компьютерный образ можно исследовать и в динамике, например, посадив его в виртуальную машину и подобрав для него наиболее удобное положение.

Принцип работы лазерных фар наглядно демонстрирует экспериментальная установка
(на фото – вверху). Синие лучи от разных источников направляются в небольшой кусочек
фосфора, где преломляются и превращаются в холодный белый свет.
По такому принципу и работает головная оптика концепта “i8”.

Подобный подход появился в автомобильной промышленности практически одновременно с самим понятием эргономики. Но в наши дни на смену громоздким измерительным устройствам пришел высокотехнологичный лазер.

Все полученные в результате таких исследований данные заносятся в специальную базу, которая ляжет в основу улучшения эргономики в будущих моделях компании.

Ассистенты в помощь

БАВАРЦЫ считают, что водителя в будущем должна сопровождать целая армия электронных ассистентов, которая значительно облегчит ему жизнь.

Новая разработка, которая пока носит кодовое название “TPAG”, призвана предупреждать водителя о поджидающих его впереди “сюрпризах”: от пробок и дорожных работ до гололедицы или разлитого по шоссе масла. Причем система не только подскажет, что трасса, например, перекрыта столкнувшимися автомобилями, но заодно порекомендует, какой ряд лучше занять и с какой скоростью ехать. Информация о положении на дорогах будет поступать в машину напрямую из online-сервисов. Причем система должна работать совместно с усовершенствованной навигацией, которая, в свою очередь, научится “ловить зеленую волну” светофоров, искать свободные места на парковке, следить за ценами на топливо на АЗС и даже, если пожелаете, информировать о концертных программах.

Кардинально изменится и проекционный дисплей на ветровом стекле. Он станет больше, и его функции расширятся. Например, в режиме реального времени на него будет выводиться не только показатель скорости, но и направление движения в соответствии с данными электронного штурмана, оптимальная траектория для поворота или обгона.

Я опробовал такой дисплей, “прокатившись” по виртуальным городским улицам за рулем специального симулятора. Действительно, удобно. Вот только размеры проецирующего устройства инженерам пока не нравятся – слишком громоздким оно получается. Этот вопрос еще предстоит решить.

По взмаху руки

ЧТОБЫ удобнее было пользоваться всем этим электронным хозяйством, баварцы разрабатывают систему управления ассистентами с помощью жестов.

– Возможность голосовых команд не всегда удовлетворяет наших клиентов, так что развитие подобной технологии неизбежно, – говорят технари из центра исследований.

Опытный образец представляет собой две камеры, прикрепленные к потолку в салоне автомобиля. Они фиксируют определенные жесты водителя, которые “заказывают” ту или иную функцию мультимедийной системы, и немедленно выводят ее на экран.

Подразумевается, что такой способ управления позволит водителю значительно меньше отвлекаться от дороги, чем при использовании обычных клавиш, джойстиков и даже сенсорных дисплеев.

В будущем площадь проекционного дисплея должна увеличиться, а ее функции расширятся.
На фото – система рекомендует водителю оптимальную траекторию движения
и показывает расстояние до поворота.

Вот только надо составить оптимальный набор жестов для общения с машиной. Ведь система должна быть подстрахована от случайных движений водителя и пассажиров.

Экономный лазер

НАПОСЛЕДОК нас приглашают в большой темный бокс, в конце которого светятся фирменные “ангельские глазки” оптики BMW. По темному силуэту машины можно узнать электрокар “i8”. Похоже, баварцы хотят нам показать новые лазерные фары, которые дебютировали на концептуальном купе.

Использовать такой свет в головной оптике удалось с помощью обычного фосфора. Принцип довольно прост: синий луч лазера направляется в небольшой кусочек фосфора, а так как у него структура пористая, то часть синего света проходит через фосфор, а другая преломляется и становится белой. В результате получается холодный белый свет, который собирается в пучок с помощью обычного зеркала. Такой луч слепит по субъективным ощущениям (я проверил на собственном зрении) не сильнее, чем ксеноновый. А главное преимущество лазерной фары в том, что она потребляет почти на 50% меньше энергии, чем схожие по силе света диодные фонари.

Еще одно ноу-хау – система освещения “Dynamic light spot”, которая работает с помощью серийного устройства ночного видения “Night Vision”. Как только инфракрасные камеры фиксируют вдалеке пешехода, на него сразу направляется пучок света и сопровождает все время, пока человек находится на проезжей части дороги.

…Ну а когда же все это появится на серийных машинах? На этот вопрос баварцы отвечают расплывчатым “I think soon”. Что ж, можно поверить, что ждать придется недолго. Ведь каких-то пару десятилетий назад обычная автомобильная навигация нам казалась чуть ли не фантастикой, а теперь мы возмущаемся, когда она выводит не в точно заказанную точку маршрута, а на пару метров в сторону...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: