Рубрики

Большая перемена

Мировое ралли уходит на каникулы с новым лидером

После того как Себастьен Лоеб выиграл пять стартовых ралли сезона-2009 из пяти, в паддоке WRCостался лишь один человек, который не верил, что интрига в чемпионате мира может воскреснуть. По крайней мере говорил, что не верит. Был этим человеком сам Лоеб, и он, как ни странно, оказался прав. После триумфа в Аргентине Себу надо было не растерять преимущество в 20 очков за три ралли и спокойно уйти в отпуск. Но не получилось. Эльзасец сам интригу убил, сам же вызвался ее и оживлять. Прокол на Сардинии, удар о камень в Греции и о пень в Польше – и лидер чемпионата уже Микко Хирвонен. В мировом ралли – отпуск до начала августа. Самое время подвести промежуточные итоги.

CitroёnWorldRallyTeam

Командный зачет: 1-е место, 106 очков

ВСЮ ПЕРВУЮ часть сезона главе “Citroёn Sport” Оливье Кесснелю и руководителю раллийной команды Свену Смитсу только и приходилось, что придумывать речи для журналистов. О том, как сложно придется во второй половине чемпионата, о том, как сильны соперники и сколь невелик на самом деле отрыв. Все началось с дубля в Ирландии, затем продолжилось победой Себастьена Лоеба в Норвегии. Этот успех эльзасца был, пожалуй, самым важным в первой части чемпионата. Француз одолел пару финских пилотов “Ford” на снегу, где никогда не был особенно силен.

Дальнейшее воспринималось уже как должное. Победы на Кипре, в Португалии и Аргентине, казалось, окончательно убили возможность каких-либо сюрпризов в чемпионате. Тем более что лидер “Ford” Микко Хирвонен в Южной Америке впервые в сезоне сошел с трассы, и отрыв Себа от ближайшего преследователя стал равен уже 19 очкам. Причем преследователем этим был напарник Лоеба по заводской “Citroёn” испанец Дани Сордо. Лучший из пилотов “голубого овала” Хирвонен проигрывал даже ему.

Первый сбой случился на Сардинии. Себ занял четвертое место по итогам гонки, но все равно удостоился похвал. Во второй день ралли на его “Citroёn” пробило шину, и непосредственно на спецучастке Лоеб установил рекорд мирового ралли по скорости смены колеса. На это у пятикратного чемпиона мира и его штурмана Даниэля Элены ушла одна минута и три секунды. Тем не менее победа в гонке была упущена. Формально экипаж показал третье время на “Ралли Сардинии”, но уже после гонки Лоеб был оштрафован судьями. Причиной стало то, что во время инцидента с проколом колеса Элена раньше времени отстегнул ремень безопасности.

Казалось, ничего страшного не случилось, ведь Хирвонену и на Сардинии не удалось одержать победу, но черная полоса для Лоеба продолжилась. Больше того, выяснилось, что у него все-таки есть одно слабое место. Аварии в Греции и Польше еще раз подтвердили, что Себ не слишком уверенно чувствует себя на новых спецучастках. Было даже подсчитано, что 75 % аварий эльзасца приходятся на допы, где раньше он не выступал.

Греки в этом году практически полностью изменили маршрут своего ралли, и Лоеб налетел на камень на незнакомом для себя спецучастке. В Польше вообще никто из пилотов заводских команд раньше не ездил, и Себ “повстречался” с пнем, который он, как выяснилось, при ознакомлении с трассой не заметил. Как результат – второе место Себастьена по итогам двух третей чемпионата в личном зачете, несмотря на пять побед на старте.

В зачете марок дела у “Citroёn” идут значительно лучше – благодаря стабильным выступлениям Дани Сордо. В отличие от второго пилота “Ford” Яри-Матти Латвалы испанец со своей ролью справляется на отлично, и в командном первенстве французы лидируют с весьма солидным перевесом.

“BP Ford World Rally Team”

Командный зачет: 
    
2-е место, 89 очков

ПЕРЕД финским этапом положение у команды “Ford” весьма неплохое. Микко Хирвонен возглавляет личный зачет чемпионата мира, хотя выиграл всего две гонки. Финн продолжает доказывать, что в первенстве мира он – самый стабильный гонщик. В прошлом году Микко финишировал во всех ралли. Никому кроме него этого сделать не удалось. В сезоне-2009 сход у Хирвонена все-таки есть, но, как говорится, “не свой”: в Аргентине финн сошел из-за механических проблем на “Focus”.

Именно благодаря стабильности Микко сейчас лидирует в чемпионате. Если не считать Аргентину, то все гонки в этом году Хирвонен закончил на подиуме. Но вот проблема – одолеть в очной схватке Лоеба он по-прежнему не может. Две его победы в этом сезоне пришлись на две неудачи Себа – в Греции и Польше. И подобное положение вещей не может Микко не напрягать. Как признается сам Хирвонен, его ребенок, “когда играет в машинки, представляет себя Лоебом и говорит, что он непобедим”...

Выступления Яри-Матти Латвалы – тема отдельная. 24-летний финн – любимчик босса команды “Ford” Малькольма Уилсона. Пилот варится в структуре “конюшни” почти уже десять лет, и именно в нем долгое время руководство спортивного подразделения видело будущего чемпиона мира. Но сейчас в карьере Латвалы – самый сложный период. Финн в этом году из-за собственных ошибок не закончил половину ралли.

Ошибки Латвала допускает на любой вкус. Череда глупых аварий была и в прошлом году. В середине сезона он несколько раз разбивал машину, но затем дела вроде бы выправились, и его оставили в заводской команде. Однако со старта сезона-2009 все вновь пошло наперекосяк. В Португалии Яри-Матти вылетел с трассы и перевернулся 18 раз через крышу. Потом, правда, проблему Латвалы выяснили: финн иногда просто перестает слушать штурмана. Теперь Микку Антиллу попросили кричать, когда их “Focus” приближается к опасному месту на трассе. Помогло. Латвала даже выиграл на Сардинии, а затем финишировал третьим в Греции.

Но в Польше Яри-Матти еще раз вызвал гнев руководства. На последнем спецучастке он врезался в бочку с песком, когда шел на втором месте с преимуществом в минуту над ближайшим преследователем. Эту ошибку Малькольм Уилсон назвал самой страшной в карьере Латвалы, а сам финн признался, что “не удивится, если в команде больше не захотят его терпеть”.

Пока Уилсон подтвердил, что Яри-Матти останется пилотом заводской “Ford” на ралли в Финляндии. Но что будет после этого – большой вопрос.

Stobart Ford

Командный зачет: 3-е место, 60 очков

ВТОРАЯ команда “Ford” пока выигрывает очную дуэль у “Citroёn Junior”. Все потому, что в ее составе выступают более опытные пилоты. Старший брат Петтера Сольберга Хеннинг даже успел в этом году подняться на подиум, воспользовавшись проблемами у пилотов заводских команд. Мэттью Уилсон – сын руководителя заводской команды “Ford” – также прогрессирует. В этом году он чаще появляется в очковой зоне, реже допускает ошибки, и на похвалы в его адрес не скупится даже отец. Однако вряд ли Мэттью ждет карьера в заводской команде “голубого овала”. В чемпионате мира хватает более перспективной молодежи. Уилсона-старшего неоднократно видели в компании с Евгением Новиковым. То, что Малькольм хочет заполучить к себе молодого россиянина, – уже ни для кого не секрет.

“Citroёn Junior”

Командный зачет4-е место, 29 очков

ПЕРВУЮ половину сезона “юниоры” провалили. У всех пилотов команды были ошибки. Однако постепенно результаты молодежной команды “Citroёn” становятся лучше. Прежде всего это касается Себастьена Ожье. В Греции француз финишировал на втором месте, уступив лишь Микко Хирвонену, а затем в Польше также потенциально мог подняться на подиум. До последнего дня Себастьен держался в четверке лучших, но затем сошел из-за механических проблем.

Несмотря на то что по очкам лучший в трио “юниоров” – Ожье, публика больше внимания обращает на другого пилота – 18-летнего россиянина Евгения Новикова. Он набрал свои четыре очка на Сардинии, но мог еще несколько раз финишировать в зачетной зоне. Мешали и собственные ошибки, и проблемы с машиной. К примеру, в Греции, где Ожье стал вторым, Новиков выиграл четыре спецучастка, но побороться за подиум помешала поломка дифференциала. Нахваливают россиянина не только журналисты, но и представители “Citroёn Sport”. Себастьен Лоеб сказал, что Новиков производит на него наибольшее впечатление из всех пилотов молодежной команды. Руководитель спортивного подразделения марки Оливье Кесснель говорит, что Евгений уже сейчас – один из самых быстрых гонщиков мирового ралли, а глава “Junior” Бенуа Ногье отмечает, что “у Новикова лишь один недостаток – ему пока часто не везет”.

Petter Solberg WRT

Командный зачет: не заявлена

ПОСЛЕ ухода “Subaru” из WRC чемпион мира 2003 года Петтер Сольберг наскоро сделал собственную команду и теперь выступает на “Xsara”. Впрочем, в руках норвежца “старушка” держится весьма неплохо. Сольберг к середине чемпионата уже успел набрать больше очков, чем в прошлом году, когда выступал за заводскую “конюшню”. Больше того, Петтер в этом сезоне уже дважды поднимался на подиум, а если бы не сход в Греции, то мог претендовать и на победу. За день до конца гонки норвежец отставал от лидера гонки Микко Хирвонена всего на 20 секунд, но затем на “Xsara” не выдержала нагрузок подвеска.

ПЕРЕД СТАРТОМ

Календарь сезона-2010

В конце июня Международная автомобильная федерация (FIA) опубликовала календарь чемпионата мира на сезон-2010. В его предварительной версии в прошлом году значился этап в России. Теперь его нет.

ПО КАКОЙ причине российский этап исчез из календаря – не сообщается. В некоторых СМИ прошла информация, что он не выдержал проверки FIA в прошлом году. В Новороссийске, где предполагалось проводить ралли, состоялась так называемая кандидатская гонка, и якобы чиновники из федерации остались недовольны увиденным.

Как пояснили “Клаксону” организаторы российского этапа WRC, истинная причина в другом. В этом году в Новороссийске планировалась вторая кандидатская гонка, после которой и должно было быть принято окончательное решение. Но из-за финансовых проблем российская сторона попросила перенести гонку на следующий год. Соответственно и возможный дебют этапа нашей страны в мировом ралли отложен на 2011 год.

Что же касается комиссии, то чиновники из FIA остались довольны организацией ралли в Новороссийске. Заявка получила лучшую оценку, чем гонка в Болгарии, которая значилась в календаре, опубликованном FIA. Единственное, что беспокоит комиссию, – инфраструктура и в первую очередь наличие гостиниц. В регионе пока всего один пятизвездочный отель, рассчитанный на прием 700 гостей. В нем могут разместиться лишь 3-4 заводские команды. Однако сейчас строится еще несколько гостиниц того же уровня.  

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: