Рубрики

“Bowler” – суперкар для любых покрытий

17:23 05-02-2013

Маленькую компанию “Bowler” не каждый знает даже в ее родной Англии. Ведь раньше ее гоночные внедорожники можно было увидеть разве что в репортажах с ралли-рейдов. Теперь все должно измениться. Наладив тесное сотрудничество с “Land Rover” и получив доступ к его технологиям, в “Bowler” рискнули построить оригинальный дорожный автомобиль. Так получился “EXR-S” – гремучая смесь трекового суперкара, раллийного прототипа и люксового внедорожника на агрегатах “Range Rover Sport”.

Маленькую компанию “Bowler” не каждый знает даже в ее родной Англии. Ведь раньше ее гоночные внедорожники можно было увидеть разве что в репортажах с ралли-рейдов. Теперь все должно измениться. Наладив тесное сотрудничество с “Land Rover” и получив доступ к его технологиям, в “Bowler” рискнули построить оригинальный дорожный автомобиль. Так получился “EXR-S” – гремучая смесь трекового суперкара, раллийного прототипа и люксового внедорожника на агрегатах “Range Rover Sport”.

“НЕ СБРАСЫВАЙ ГАЗ!” – мой шлем лишен радиосвязи, и потому я едва слышу команды заводского тест-пилота “Bowler” сквозь грохот мотора, вой трансмиссии и бесконечную дробь камней по днищу. На полном ходу влетаю на торчащий из земли бетонный блок, затем перескакиваю еще один... Перед глазами мелькнул указывающий налево палец и вслед за ним еще два – мой наставник дублирует свой крик жестами. Они означают, что впереди левый вираж, пора врубать вторую передачу. Цепляюсь за внутреннюю бровку, газом тяну автомобиль по дуге. Затем молниеносная перекладка руля, очередной занос, и внедорожник, разбрасывая во все стороны грязь, лихо перелетает через холм, обвитый толстыми корнями деревьев... Грунтовую трассу размывает дождем, ветровое стекло запотело, сквозь неплотности кузова и вентиляционные лючки вода брызгает на лицо... Но если мне приходится бороться еще и с непогодой, то машине все трудности как будто нипочем – она прет напролом, не разбирая дороги, но в то же время оставаясь под полным контролем…

Так состоялось мое знакомство с ралли-рейдовым спортпрототипом “Nemesis” – идеологическим прообразом новой модели, которая впервые изначально разрабатывалась инженерами “Bowler” в двух вариантах: боевом “EXR” и гражданском “EXR-S”. Концептуально и даже внешне они почти одинаковы с “Nemesis”, но наделены более мощным мотором, другим силовым каркасом и доработанным шасси.

Ярко-желтый “EXR-S” в предсерийном исполнении ждал меня на другом конце полигона “Millbrook” – на динамометрической прямой. Конечно, этот внедорожник способен также уверенно, как “Nemesis”, дубасить по проселку. Но дело в том, что для гражданской версии в “Bowler” предусмотрели три варианта колес: 18-дюймовые раллийные усиленные покрышки “Kumho”, универсальные размером 20 дюймов и заточенные на езду по более-менее твердым покрытиям низкопрофильные 22-дюймовые. Как раз за доводкой асфальтовых настроек я и застал суперкар.

И никакой роскоши

НЕЗАВИСИМО от комплектации “EXR-S” по духу все равно стоит гораздо ближе к гоночным болидам, нежели к обычным скоростным внедорожникам. Сквозь клетку каркаса безопасности протискиваюсь на водительское место и опускаюсь практически на пол, в плотные объятия гоночного “ковша” – ни повернуться, ни разогнуться. От роскоши “Range Rover Sport” в салоне “Bowler” остались лишь воспоминания в виде двухзонного климат-контроля, карбоновых вставок на передней панели да обшитого кожей руля. Кругом голый металл и пластик, шумоизоляции практически нет, а из развлечений лишь простенькая музыкальная установка. Впрочем, и от нее толку немного, поскольку при запуске мотора в салоне начинают солировать вибрации и железный рокот системы выпуска. Неслучайно специалисты “Bowler” предлагают своим клиентам сразу же заказать интерком – без него вести диалог в салоне невозможно.

За рулем сидишь вполоборота: педальный узел заметно смещен к двери и при этом настолько тесный, что правильно оперировать им можно только в спортивной обуви. Это обусловлено компоновкой машины, ведь “EXR-S” стал фактически среднемоторным: инженеры опустили двигатель к земле и сдвинули его назад на 30 см, упаковав в пределы колесной базы ради получения развесовки 56:44 в пользу передних колес. При этом силовой агрегат более чем наполовину вошел внутрь автомобиля, отняв жизненное пространство у пилота и штурмана.

Мой “EXR-S” оснащен омологированным FIA развитым скелетом, интегрированным в силовую структуру кузова. Он у “Bowler” представляет собой лонжеронную раму, усиленную трубчатой надстройкой, к которой крепятся навесные панели из композитных материалов. Все стекла, кроме ветрового, заменены прозрачными плексигласовыми панелями. В результате удалось почти на 30% снизить массу по сравнению со стандартным “Range Rover Sport”.

<~1~>

Перед выездом на старт скоростной прямой перевожу селектор шестиступенчатого “автомата” в режим “Dynamic” – единственный, что остался от фирменной ленд-роверовской многозадачной системы “Terrain Response”. Разработчики уверяют, что этого вполне достаточно для экстремальной езды, поскольку настройки трансмиссионной электроники подверглись тотальному пересмотру. В частности, ее научили управлять блокировками центрального и заднего дифференциалов в расчете на размашистый раллийный стиль пилотирования. Коробка передач “ZF6HP28” теперь раньше блокирует гидротрансформатор и отменяет смену передач, если по датчикам бокового ускорения чувствует вход в поворот. Тем самым обеспечивается жесткая связь мотора с колесами, и потому машиной в большинстве ситуаций можно управлять одной лишь тягой.

...Левой ногой удерживаю тормоз, правой прожимаю газ. “Bowler” в ответ приседает на задние колеса и начинает мелко дрожать всем корпусом. Старт! Успеваю погасить легкий занос, задравшаяся вверх кромка капота оставляет мне для обзора лишь дальний горизонт и кусочек неба... 700 Нм форсированного с 510 до 550 л.с. компрессорного пятилитрового V8 катапультируют “EXR-S” до “сотни” за 4,2 с! Но сейчас цифровой спидометр отсчитывает скорость в милях: 60, 80, 100… И вдруг инструктор дает команду на экстренное торможение, хотя асфальт под колесами залит водой, а в метре от нас силовой отбойник! Мысленно готовясь к худшему, бью по педали: механизмы “Brembo” с такой силой сжали колодки, что не будь я намертво зафиксирован четырехточечным ремнем, вероятно, вылетел бы через лобовое стекло. “Bowler” остановился быстро и почти без рысканий на траектории. Но основное достоинство этих спортивных тормозов даже не в достаточной мощности, а в высокой стабильности. Буквально сразу же я повторил цикл разгон-торможение, потом еще раз, но не заметил даже первых признаков перегрева.

Правило твердой руки

ВОЗВРАЩАЮСЬ на исходную по участку спецдорог для проверки подвески. Но для “Bowler” эти препятствия все равно что мелкие выбоины в асфальте. Приведу один пример: ради сохранности испытателей и техники, скорость на этом отрезке полигона ограничена 50 миль/ч, я же совершенно спокойно шел по волнам и “гребенке”, когда на дисплее светилась цифра “80” и даже мог еще прибавить. Впрочем, после того, какое безразличие к неровностям показала на грунтовом треке раллийная версия “EXR”, это было очевидно. Ведь у гражданской машины очень похожая по конструкции ходовая часть: каждое колесо крепится к раме посредством двух мощнейших поперечных рычагов с шарнирами размером с мужской кулак. Разве что гоночные винтовые стойки “Donerre” для “EXR-S” идут только за доплату. В базе используется более простое сочетание амортизаторов “Bilstein” и регулируемых по преднатягу пружин “Eibach”.

Подобная всеядность автомобиля к различным типам покрытия и его покладистый характер порождают опасное чувство вседозволенности. Кажется, что умный полный привод, непробиваемая ходовая и изолированное от ударов рулевое с мощным гидроусилителем выручат в любой ситуации. О том, что это далеко не так, я убедился на скоростном профилированном овале полигона. С набором скорости “Bowler” из раллийного любителя скольжений превращается в хирургически точный асфальтовый спорткар. На спидометре всего 110 миль/ч (около 180 км/ч), но легкий сверхжесткий кузов и прецизионные настройки шасси делают машину весьма чуткой к любым командам. Прыжок в сторону может вызвать не то что минимальный поворот баранки, но даже легкий сброс или подача газа! И страховки на случай ошибки у меня нет: “EXR-S” лишен не только системы стабилизации, но даже подушек безопасности.

“Bowler EXR-S”, получив допуск на дороги общего пользования, лишь чуть глубже запрятал свой дьявольский характер. Чтобы его укротить полностью, необходимы устойчивые спортивные навыки и трезвая оценка своих способностей. Иначе финал будет трагичным. Выпросив у организаторов еще пару кругов по грунту, я заметил в одном из виражей уходящие за бруствер следы. Это один из немецких коллег, упоенный послушностью внедорожника, едва не убрал его в дерево на склоне, чудом избежав аварии. С “Bowler” сойтись накоротке дано не каждому…

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Land Rover читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: