Рубрики

Брак по расчету. Как правильно выбрать снегоход

12:41 10-11-2015

Совсем скоро зима, а значит, пора подумать о снегоходах, способных подарить много положительных эмоций и сделать преимущественно серые дни более яркими. Главное, правильно выбрать класс и модель, исходя не только из своих желаний, но и опыта. А также учитывая особенности той или иной климатической зоны. Словом, здесь тот самый случай, когда брак надо заключать по расчету.

Совсем скоро зима, а значит, пора подумать о снегоходах, способных подарить много положительных эмоций и сделать преимущественно серые дни более яркими. Главное, правильно выбрать класс и модель, исходя не только из своих желаний, но и опыта. А также учитывая особенности той или иной климатической зоны. Словом, здесь тот самый случай, когда брак надо заключать по расчету.

Итак, определитесь: где будете использовать снегоход? На равнинах, в лесной или холмистой местности? Помимо особенностей рельефа нужно учесть и обычное для конкретного региона состояние снега. Специалисты предупреждают: снег может быть плотным, укатанным, пушистым, глубоким... И везде он имеет собственную структуру: одну – в горах, другую – в лесу, третью – на поле. Все это абсолютно разные покрытия. Конечно, современный снегоход “всеяден”, но до определенных пределов. Так что при выборе обязательно учитывайте возможности того или иного класса сноумобилей.


“Утилитарники”: надежность вместо комфорта

“Yamaha VK540”

Такие машины проектировали в первую очередь для работы. Обычные для них задачи – привезти груз на прицепе в лесничество или провести спасательную операцию... Почти все снегоходчики прошли через седло утилитарной техники. Она, как правило, самая недорогая, неприхотливая и не очень капризная по отношению к состоянию снега. Чтобы улучшить тяговые способности машин, производители устанавливают на них широкие (50-60 см) гусеницы. Грунтозацеп не очень высок: два-три сантиметра. Но общей площади хватает и для того, чтобы не тонуть, и для того, чтобы тянуть тяжелый груз. При этом снежные “проходимцы” не особенно дружелюбны с точки зрения комфорта. Простое седло, низкий руль, минимум электронных устройств. Даже указатели уровня топлива порой представляют собой пластиковую колбу. Вдобавок вы получаете архаичные переднюю и заднюю подвески, шумные двухтактные двигатели. Обратная сторона медали: высокая ремонтопригодность, колоссальный запас прочности и хорошая ветрозащита. Хороший вариант для северных регионов, где снегоходчики за зиму накатывают по 50 тыс. км.

“Arctic Cat Bearcat 2000”

Многолетний лидер сегмента – “Yamaha VK540”. Шумный, с посредственной управляемостью, совершенно не комфортабельный, но неубиваемый и проходимый. В умелых руках проедет и в горах, и по глубокой целине. Хотя для “VK” больше подходят равнины или небольшие сопки. Глубина снега – от пары сантиметров до метра. Управлять таким снегоходом с легкостью сможет новичок, но удовольствия получит мало. Как аппарат для прогулок этот снегоход лучше не рассматривать. Интереснее выглядит, например, “Arctic Cat Bearcat 2000”, хотя бы потому, что у него рычажная передняя подвеска и место для водителя удобнее. В этой же нише играют и российские производители, но эта техника пока уступает по множеству параметров иностранным моделям, разработанным еще десять лет назад.


На все случаи жизни

При создании класса многоцелевых снегоходов ставилась цель повысить уровень комфорта. Аппараты становятся мощнее и тише. За рулем больше пространства, сиденье анатомической формы, удобные подножки для водителя и пассажира, а багажник спроектирован для крепления различных оригинальных аксессуаров, например герметичных кофров. В основе таких машин лежит “утилитарная” база, но активнее используются алюминий для снижения веса, передовые решения в подвесках и приводах. Двигатели – более экологичные и экономичные четырехтактники. Вариаторы работают адекватнее, выбор режимов движения зачастую контролируется электроникой, а у водителя перед глазами уже не аналоговые приборы, а жидкокристалличе-ский дисплей с приличным функционалом.

“Yamaha VK-Professional II”

Новинка этого сезона “Yamaha VK-Professional II”, пожалуй, больше других подходит на позицию “труженика”, тогда как “Polaris Indi Voyager 550” ближе к туристическому формату. “Ski-Doo” со своей моделью “Expedition SE 1200” также переместил вектор в сторону туризма, но при этом снегоход обладает огромным запасом прочности и мощности.

“Ski-Doo Expedition SE 1200”

У покупателя есть возможность выбора ширины гусеницы при покупке такого типа снегохода. Шире (50-60 см), если техника нужна для работы, уже (до 50 см), если хочется больше путешествовать или просто кататься. Такие машины переваривают любую консистенцию снега, но лезть в глубокий сугроб все же не стоит. Выкопать из белого плена аппарат весом 300 кг очень непросто.



Туристу на заметку

“Arctic Cat Pantera 7000 Limited”

Распространение туристических снегоходов связано с сетью снегоходных дорог. В Скандинавии их чуть ли не больше, чем асфальтовых. Недавно подобные маршруты стали появляться и на наших просторах. Тем не менее снегоходные экспедиции для России – пока экзотика. Ведь у нас почти нет необходимой инфраструктуры – гостиниц, служб спасения и заправок. Но даже если вы не планируете многодневное путешествие, а потратите на него лишь день, членам экипажа должно быть максимально комфортно. Отсюда – развитые ветровые стекла, особая форма корпуса для защиты ног от ветра и снега, мощные подогревы, в том числе и сидений, максимально комфортная подвеска, облегченное за счет электроусилителя рулевое управление, тихие двигатели и огромные бензобаки.

“Lynx GT 900 ACE”

Пальму первенства в рейтинге самых тихих и легких в управлении машин пока удерживает финский “Lynx” с моделью “GT 900 ACE”, главная особенность которого – управление по проводам и электронный курок газа, практически не требующий усилий. Американский “Polaris” не столь прогрессивен и предлагает лишь улучшенную версию “утилитарника” “Indy” в комфортной модификации “Adventure”. Японский флагман “Yamaha RSVenture GT” помимо стандартных для класса подогревов и регулируемых спинок балует водителя тонко настроенным электроусилителем и огромным ветровым стеклом, за которым можно спрятаться всей семьей. “Arctic Cat” (США) в своей модели “Pantera 7000 Limited” предложила не только боковые пластиковые кейсы, как на туристическом мотоцикле, но и возможность взять с собой на борт третьего пассажира. Так что теперь не придется оставлять ребенка с бабушкой.

“Yamaha RSVenture GT”

Туристические снегоходы рассчитаны на быстрые броски по подготовленным трассам. Укатанный, но в то же время мягкий снег – идеальное покрытие для их в меру широких (40-50 см), но не самых длинных траков. Именно длина и невысокий грунтозацеп осложняют движение в глубоком снегу. К тому же база лыж, как правило, достигает метра, что не очень удобно в лесу и на сложном рельефе. Зато на открытых пространствах за рулем будет спокойно водителю любой степени подготовки. Мощность двигателей нивелируется комфорт-ными настройками трансмиссии, а “Lynx” и вовсе предлагает электронный ключ новичка, вдвое ограничивающий мощность и максимальную скорость.



И здесь тоже кроссоверы

“Arctic Cat XF 9000 High Country Limited”

Стремительно развивающийся сегмент вобрал в себя все самые высокотехнологичные разработки. И появился он благодаря стараниям маркетологов, но это, пожалуй, единственный пример их хорошей работы. Дело в том, что спортивная техника пугает массового потребителя. Слишком мощная и непредсказуемая, уверенно чувствует себя только на трассе... Снегоходные бренды предложили покупателю все как у спортсменов, только удобнее.

“Ski-Doo Renegade 800R”

Подвески чуть мягче, трак длиннее, грунтозацеп выше, сиденье удобнее, настройки вариатора плавнее. В итоге – без малого спортивная динамика плюс комфорт. “Polaris Switchback 800 Pro-X”, “Ski-Doo Renegade 800R” и “Arctic Cat XF 9000 High Country Limited” – наглядное тому подтверждение. Мощные и легкие двухтактные двигатели (в случае с первой парой) и четырехтактный турбированный литровый мотор “кота” выдают мощность более 160 л.с. Узкие гусеницы средней длины, массивные грунтозацепы и широко расставленные лыжи – идеальное сочетание для прогулок по трассам или неглубокому снегу. Глубокой целины такие аппараты не боятся, но очень требовательны к мастерству водителя. “Запрограммированные” на повышенную стабильность кроссоверы не очень-то любят поворачивать на склонах. Так что лучшие места для использования такой техники – равнины и небольшие холмы. Отсутствие специализированных трасс можно компенсировать скоростными участками по заснеженным руслам рек. Новичкам и водителям с небольшим опытом за руль таких снегоходов лучше не садиться. Они требуют четких действий, мужской силы, отсутствия страха и хорошей физической подготовки, поскольку ездить придется активно и стоя.



Горцы

“Ski-Doo Summit”

Олицетворение передовых технологий в снегоходном строении. Горные сноумобили самые легкие (в среднем вес чуть меньше 200 кг) и самые мощные (160-180 л.с.). Практически все силовые элементы изготовлены из алюминия. А некоторые производители, например “Polaris”, вовсю используют еще и карбоновые силовые трубы и рычаги подвески. Минимально возможная колея лыж, узкие траки и высоченные (семь и больше сантиметров) грунтозацепы рассчитаны на поездки в глубоком снегу и высокую маневренность. И чем длиннее гусеница (137, 146, 154, 163, 174 дюйма), тем глубже может быть снег под ней. Конечно, помнят производители и о новичках.

“Polaris PRO RMK”

Устанавливают в легкие шасси моторы “поскромнее”, объемом в 600 кубиков... Но тут нужно понимать, что новичком на таком снегоходе в горах становится даже опытный в обычных условиях снегоходчик.

“Yamaha SRViper M-TX 162”

“Polaris PRO RMK” и “Ski-Doo Summit” – лидеры сегмента. В этом сезоне к ним присоединился “Yamaha SRViper M-TX 162”. В один ряд с “горцами” можно смело поставить новые модели “Lynx” линейки “Boondocker”. Да, их двигатели не настроены на работу на высоте, но остальной запас энерговооруженности позволяет по некоторым показателям почти на равных спорить с горными моделями.



Доступная альтернатива

Не стоит отказываться от активного зимнего отдыха, если снегоход не по карману. Популярность мотокросса, фристайла на кроссовых мотоциклах и эндуро добралась и до снежных дисциплин. По понятным причинам мотоциклу даже на шипованной резине делать на снегу ровным счетом нечего. А вот “Snowbike” справится с любыми снежными переметами без труда. Идея “скрестить” мотоцикл и снегоход реализуется уже лет десять.

Самые первые системы были построены на основе зубчатого колеса, которое ставилось вместо штатного мотоциклетного. Система привода и подвеска также оставались родными. Потом появились варианты с собственными алюминиевыми подрамниками и подвесками, дополняющие штатные. В итоге сформировался общий тренд, подразумевающий замену задней части мотоцикла (маятник, подвеска, колесо и цепь) на кит-комплект. Сама же конструкция полностью повторяет снегоходный трак, включая подвеску и привод. С той лишь разницей, что система чуть ли не втрое уже.

Вместо переднего колеса устанавливается лыжа. Такие комплекты в изобилии продаются через Интернет, и их инсталляция занимает несколько часов. Преимущество перед снегоходом очевидно: малый вес, потрясающая маневренность и проходимость. Интересно, что “Polaris” уже “засветил” концепт такого сноубайка и в следующем году мы увидим серийную модель. Управление таким гибридом похоже на езду на мотоцикле, так что если у вас есть права категории “А”, точно справитесь. Что касается снежного покрова, то производители предлагают траки разной длины с несколькими вариантами грунтозацепов.



И даже квадроциклы!

Четырехколесники тоже умеют ездить по снегу, но не на колесах. Как и в случае со сноубайками, придется обзавестись комплектом гусениц. Замена не потребует вмешательства в конструкцию: снял колесо, поставил комплект на те же болты. Безусловно, квадрик становится тяжелее, а увеличившаяся масса колес снизит прыть четырехколесника минимум на треть.

С другой стороны, можно ездить по снегу глубиной больше метра, штурмовать крутые подъемы и, самое главное, если снега немного, проезжать через грязь и весеннюю распутицу. Управление аналогично квадроциклу, с той лишь разницей, что придется прикладывать чуть больше усилий к рулю.

Поделиться: