Рубрики

Человеческий фактор. У кого лучше приобретать подержанный автомобиль

12:13 07-02-2014

Кое-что узнать о машине с пробегом можно еще до ее осмотра. Надо всего лишь обладать минимальными навыками и уметь составить примерный психологический портрет ее прежнего владельца.
Порой даже вид объявления о продаже и телефонное общение с продавцом могут дать знающему покупателю немало полезной информации.

Кое-что узнать о машине с пробегом можно еще до ее осмотра. Надо всего лишь обладать минимальными навыками и уметь составить примерный психологический портрет ее прежнего владельца. Порой даже вид объявления о продаже и телефонное общение с продавцом могут дать знающему покупателю немало полезной информации.

Объявление

Поиск подержанного автомобиля, как правило, начинается с просмотра предложений в Интернете или специализированных печатных изданиях. На этом этапе уже вполне возможно отобрать подходящие варианты. Причем ориентируясь не только на цену, но и форму самого объявления.

Например, многие потенциальные покупатели принципиально не обращают внимания на предложения без снимков и развернутого описания машины. А зря. Ведь подобное объявление, к примеру, мог поместить человек, которому было просто некогда (или лень) фотографировать свой автомобиль. Как показывает практика, рассказывает генеральный директор компании “Autocrash” Ярослав Левашов, за сухими строками вроде “все ТО пройдены, документы в порядке, комплект зимней резины” и отсутствием иллюстрации нередко скрывается вполне достойный вариант.

Правда, обычно автовладельцы такого типа не слишком утруждают себя и предпродажной подготовкой машин. Зато с техническим состоянием и документами на автомобиль у них, как правило, все в порядке. Кроме того, такие продавцы обычно не избалованы повышенным вниманием покупателей, а потому охотнее торгуются и готовы к значительным уступкам.

Противоположный вариант тоже достоин внимания. Большое, красочно оформленное объявление с множеством фотографий, показывающих машину со всех сторон, и подробным описанием ее биографии вплоть до точных дат прохождения технического обслуживания и внеплановых ремонтов… Как правило, такие объявления публикуют педантичные владельцы, которые тщательно следят за состоянием своих автомобилей и своевременно посещают сервис. Вдобавок они частенько сохраняют всю документацию, накопившуюся за время эксплуатации машины, и порой готовы передать новому владельцу даже чеки с заправок.

Покупка автомобиля у такого хозяина выглядит довольно привлекательной. Однако следует помнить, что подобные продавцы чаще всего полагают, что их машины стоят дороже, чем это есть на самом деле. По крайней мере заметно выше среднерыночной цены. Причем доводы покупателей обычно их не убеждают.

Также стоит обратить внимание на грамотность публикации. Порой перекупщики (особенно представители дальних регионов страны), маскируясь под педантичных владельцев, стараются привести в объявлении как можно больше фактов о машине. Однако их, как правило, выдает обилие грамматических ошибок и нескладно составленный текст.

Наконец, обратите внимание на контактные данные владельца автомобиля. Наиболее надежен вариант, когда в объявлении указан прямой мобильный номер и хозяин просит называть себя по имени-отчеству. Особенно это важно при покупке очень дорогой престижной модели. В этом случае даже “федеральный” сотовый номер подозрителен, тем более если рядом с ним написано сразу несколько имен.

Разговор по телефону

Из телефонного разговора также можно почерпнуть немало полезной информации. В первую очередь, советует Ярослав Левашов, надо выяснить – кто вам отвечает на том конце провода: владелец машины или профессиональный торговец, от которого достоверных сведений ждать бесполезно. Для этого подойдут нейтральные традиционные вопросы: “Здравствуйте, это вы машину продаете?”, “А вы первый хозяин?”, “Какой пробег?” и т.д. Если на том конце провода в ответ спрашивают, какой именно автомобиль вас интересует, можете смело вешать трубку. Продолжать разговор не имеет смысла. Первый владелец всегда знает, о какой машине он давал объявление.

Порой продавец по какой-либо причине не склонен общаться по телефону и настойчиво просит вас приехать, осмотреть машину и на месте задать все вопросы. Его интерес понятен: при личной встрече найти общий язык проще, и есть шанс, что покупатель все же заинтересуется даже не слишком привлекательным экземпляром. Ну а покупателю, дабы не терять время на бесполезные визиты, желательно все же разговорить собеседника. Например, поинтересуйтесь, где он хочет устроить встречу, и посетуйте на то, что вам очень далеко ехать.

Кстати, этот прием можно использовать и для того, чтобы узнать, за какую сумму реально предыдущий хозяин готов отдать автомобиль. Вопрос “это окончательная цена?” обычно раздражает продавца. Но если объяснить, что вам придется ехать за покупкой издалека и надо точно знать, сколько брать с собой денег, то он скорее всего согласится назвать максимальный размер скидки.

Бывает и так, что продавец вообще не дает вам слова сказать и просит перезвонить позже, или же его номер постоянно занят. Это не обязательно означает, что он хам. Есть и второй вариант – он просто человек деловой и ценит свое время. Если действительно так, с ним можно иметь дело. Практика показывает, что такие люди воспринимают автомобиль как инструмент для работы и не пытаются сэкономить на его обслуживании и ремонте. Кроме того, продажа машины для подобных владельцев – далеко не самое важное занятие в жизни, и они охотно идут на уступки, лишь бы поскорее рассчитаться с этим делом.

Личная встреча

Договариваясь о месте встречи, надо учитывать некоторые нюансы. Например, осматривать машину лучше днем, когда на улице светло. Однако это не всегда возможно. Вечером можно устроить свидание на какой-нибудь крупной автозаправке или на освещенной стоянке торгового комплекса. Там достаточно мощные люминесцентные светильники, которые к тому же позволяют разглядеть дефекты покраски на кузове машины. А вот если продавец настаивает на встрече в гараже или другом плохо освещенном месте – это уже подозрительно. Толком разглядеть автомобиль там не получится.

Поведение предыдущего хозяина во многом зависит от его характера. Кто-то отстраненно наблюдает за процессом осмотра, а кто-то, наоборот, тараторит обо всех достоинствах своего автомобиля. Стиль поведения обычно не показатель. Важно другое. К примеру, если владелец машины всячески старается отвлечь ваше внимание, это значит, что какая-то проблема у автомобиля скорее всего есть.

Кроме того, помните, что нормальный продавец никогда не станет сам рассказывать о недостатках машины. Во всяком случае, до тех пор, пока его о них не спросят. Поэтому, если предыдущий хозяин начинает первым говорить о мелких дефектах, то имейте в виду, что подобная “честность” часто скрывает более серьезные недостатки.

Показательно и отношение прежнего владельца к проверке автомобиля на сервисе. Если человек отказывается ехать на другой конец города к вашему знакомому гаражному мастеру, это объяснимо. Но нежелание продиагностировать машину в ближайшем к его дому техцентре должно вас насторожить.

Нередко покупатель подержанного автомобиля судит о продавце по внешнему виду, одежде или месту работы. Теоретически такой подход оправдан. Однако надо помнить, что профессиональные жулики порой очень неплохие актеры и умело маскируются под приличных людей. Распознать таких оборотней бывает очень сложно.

Еще одна примета добросовестного продавца – готовность отдать вместе с машиной комплект зимних колес, какие-нибудь другие запчасти или аксессуары. Перекупщики, стараясь сэкономить, никаких бонусов к подержанному автомобилю не предлагают.

Поделиться: