Рубрики

Чем России грозит «Евро»

17:00 17-03-2022

Как ЕС сжимает топливное кольцо на шее простых автолюбителей, и чем это нам грозит.

Вся правда о «Евро»

Закручивание экологических гаек продолжается. В настоящее время Комиссия ЕС обсуждает новую версию природоохранных стандартов – «Евро 7». Что это такое и зачем? «Клаксон» разбирается в предлагаемых ограничениях.

Михаил Ильин

«Эколюционный» путь

Стандарт выбросов «Евро 7» – это новая норма ограничения на эмиссию загрязняющих веществ от автотранспорта, которые напрямую влияют на здоровье окружающих. Стоит напомнить, что европейские стандарты выбросов новых автомобилей устанавливают предельные значения содержания в выхлопных газах угарного газа (монооксида углерода СО), оксидов азота (NOx), летучих органических соединений (NMHC), углеводорода (ТНС) и частиц сажи (РМ).

Данные ограничения определены в целой серии документов ЕС, идущих от первоначальной Директивы об ограничениях выбросов 70/220/ЕЕС. Отправной стандарт «Евро 1» был принят еще в начале 90-х годов. В свою очередь каждая новая версия все сильнее сокращала предельные значения содержания вредных веществ.

  Дата  СО    ТНС  NMHC NOx  HC+NOx    PM

Дизельные двигатели

Евро-1  Июль 1992   2,72 -        -        -        0,97  0,14

Евро-2  Январь 1996  1,0    -        -        -        0,7    0,08

Евро-3  Январь 2000  0,64  -        -        0,50  0,56  0,05

Евро-4  Январь 2005  0,50  -        -        0,25  0,30  0,025

Евро-5  Сентябрь 2009 0,500 -        -        0,180 0,230 0,005

Евро-6  Сентябрь 2014 0,500 -        -        0,080 0,170 0,005

Бензиновые двигатели

Евро-1   Июль 1992        2,72 -        -        -        0,97 -

Евро-2   Январь 1996     2,2    -        -        -        0,5    -

Евро-3   Январь 2000     1,3    0,20  -        0,15  -        -

Евро-4   Январь 2005     1,0    0,10  -        0,08  -        -

Евро-5  Сентябрь 2009   1,00  0,100 0,068 0,060 -     0,005

Евро-6  Сентябрь 2014    1,00  0,100 0,068 0,060 -     0,005

Любопытно, но выброс углекислого газа, вызывающего тот самый ужасный парниковый эффект (CO2), им не регулируется. Почему? Потому что производители автомобилей ничего не могут сделать с выбросами CO2 непосредственно в выхлопных газах. Тут не помогут ни фильтры, ни катализаторы. Ведь молекулы газа слишком малы.

Аффект и эффективность

«Евро 7» должно стать очередной ступенью к чистоте автомобилей. Причем, о нем говорят уже давно. Однако многие моменты все еще находятся на стадии обсуждения. Между тем, финальные решения по предельным значениям ожидаются не раньше 2025 года. Над разработкой стандарта корпят не кабинетные чиновники. Еврокомиссия поручила это экспертам Консорциума сверхнизких выбросов транспортных средств (Consortium for Ultra Low Vehicle Emission – CLOVE). И это привело к драматичному результату. Поскольку инженеры-экологи слишком рьяно взялись за защиту окружающей среды. И предложили чрезвычайно строгие верхние пределы. В частности, они допускают всего 10 мг оксида азота на километр пути.

Реакция ACEA (Европейская ассоциация производителей автомобилей) последовала незамедлительно. Представители организации категорично уведомили Брюссель, что сценарий CLOVE приведет к фактическому запрету транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. Причем и гибридов тоже. В итоге, прислушавшись к доводам разума, Еврокомиссия решила рассмотреть менее строгие значения: от 20 до 30 мг NOx на километр, независимо от типа двигателя (дизельный или бензиновый). Однако и это чересчур радикально. По сравнению с 60 мг (бензин) и 80 мг (дизель) для «Euro 6».

Однако все зависит от того, как считать. Так, современные дизели с каталитическими нейтрализаторами и впрыском AdBlue в некоторых режимах выбрасывают только от 12 до 20 мг NOx на километр пробега. Получается, они полностью укладываются в лимит. Однако важно, что система с катализатором и впрыском мочевины работает достаточно эффективно только при температуре около 200 °С. Пока же эта температура не достигнута, из выхлопной трубы выбрасывается значительно больше оксида азота, чем обычно. То есть, холодный запуск – это самая большая проблема.  

Кроме того, сертификационные измерения зачитываются на дистанции не менее 16 километров. Счет начинается сразу после запуска двигателя. На отметке в 16 км формируется среднее значение. В принципе этого расстояниям достаточно, чтобы катализатор прогревался и высокий уровень выбросов после холодного запуска отчасти компенсировался. Но для стандарта «Евро 7» планируется сократить дистанцию до 5 километров. А этого слишком мало для того, чтобы нагреть каталитический нейтрализатор и достичь целевых 20–30 мг. Если же вовсе, как предлагают наиболее радикально настроенные экоактивисты, учитывать не только средние, но и пиковые значения, уложиться в предлагаемые ограничения невозможно в принципе. В этом случае не поможет даже эффективная технология активного нагрева с помощью 48-вольтовых батарей. Последние уже устанавливается во многих так называемых «мягких гибридах» и имеют все шансы оказаться элементом стандартного оснащения автомобилей к концу десятилетия.

Дороги дороги

Один из основных вопросов в контексте всей этой истории: чем обернется введение «Евро 7» для новых автомобилей? Очевидно, наши авто будут сложнее и дороже.

В них, помимо уже упомянутого катализатора с подогревом, по расчетам CLOVE, надо будет установить два обычных 1-литровых трехкомпонентных каталитических нейтрализатора, а еще 2-литровый сажевый фильтр и аммиачный катализатор. Для контроля содержания вредных веществ до пробега в 240 тыс. км потребуется и бортовая система диагностики. Аналитики «Международного совета по чистому транспорту» подсчитали, что цена легковых автомобилей с «Евро-7» в итоге поднимется на 500–1000 евро. И это при условии, что есть возможность установки всего этого оборудования. Между тем инженеры АСЕА уверяют, что 60% современных автоплатформ потребуются масштабные изменения архитектуры. А на большинство автомобилей малых и компактных классов данное оснащение в принципе невозможно интегрировать. Поэтому от выпуска целого спектра популярных моделей придется вообще отказаться. Электрокары при отсутствии достаточного развития инфраструктуры и высокой стоимости еще долго не станут полноценной заменой «классике».

Другими словами, ведение «Евро 7» грозит мировому автомобилестроению серьезными потрясениями. И с технологической точки зрения, и с финансовой. Индустрию ждет массовое сокращение производства, потеря прибыли, увеличение издержек… Потребителей – все более дорогие авто. Продажи новых образцов сократятся на порядок. Люди будут вынуждены ездить на стареющих и становящихся все менее чистыми машинах. Хотели как лучше, а получилось…

Поделиться: