Рубрики

Чисто по-шведски. Автомобили “Volvo” о себе позаботятся сами

12:08 02-10-2013

Компания “Volvo” поставила перед собой амбициозную задачу – к 2020 году полностью устранить вероятность смерти человека и получения им тяжелых травм в авариях с участием машин марки. Для достижения этой цели специалисты сосредоточились на разработке систем, способных предотвращать столкновения или хотя бы минимизировать их последствия.

Компания “Volvo” поставила перед собой амбициозную задачу – к 2020 году полностью устранить вероятность смерти человека и получения им тяжелых травм в авариях с участием машин марки. Для достижения этой цели специалисты сосредоточились на разработке систем, способных предотвращать столкновения или хотя бы минимизировать их последствия.

Испытательный полигон “Сторахолм” напоминает небольшой аэропорт: пара длинных прямых, словно взлетно-посадочные полосы; башня управления, с которой просматривается вся территория; многочисленные ангары и “рулежные” дорожки... Больше тридцати лет он служил специалистам “Volvo” основной площадкой для проверки экспериментальных разработок. Но в 2003 году полигон передали государству, и теперь здесь обучают начинающих водителей навыкам безопасного управления. Впрочем, менее чем через десять лет большая часть из полученных на полигоне умений новичкам может не понадобиться. Ведь основные функции возьмет на себя бортовая электроника.

Всегда начеку

Одним из главных элементов нового комплекса обеспечения безопасности станет закрепленная над зеркалом заднего вида миниатюрная видеокамера, связанная с радаром средней дальности. Она встречается и сегодня на многих моделях “Volvo”, но перспективное устройство каждый кадр делает с двумя уровнями экспозиции. В результате получается высококонтрастное изображение, на котором хорошо видны все детали (будь то другой автомобиль, пешеход или животное) не только днем, но и в темноте. Соответственно, в условиях плохой видимости у электроники стало больше шансов распознать опасный объект, который мог не заметить водитель.

Благодаря изменениям в настройках экспозиции фронтальной камеры компьютер теперь способен
обнаружить на дороге пешеходов, велосипедистов и крупных животных ночью и в условиях
плохой видимости.

Открытую площадку полигона ослепляет полуденное солнце. Поэтому для проверки работы системы я в компании инженера Мартина Магнуссона отправился на расположенную неподалеку авиабазу времен холодной войны. Неприметная дорога ведет нас в лесную чащу, как оказалось, скрывающую въезд в огромный подземный комплекс, вырезанный прямо в скале. Меня предупредили заранее: где-то там, внутри, стоит манекен. Задача – не допустить наезда на него. А двигаться мне приходится в кромешной темноте, буквально на ощупь: свой путь я вижу ровно на дальность ближнего света фар, который вдобавок искусственно притушили, чтобы усложнить мне жизнь. Осторожно крадусь по таинственной дороге в недрах скалы, поворачиваю за угол и только успеваю заметить силуэт, как в салоне раздается аварийный сигнал и автомобиль останавливается так резко, что срабатывают инерционные катушки ремней безопасности. Я даже к тормозу не успел прикоснуться. От капота до манекена оставались считаные миллиметры...

Ассистент обнаружения края дороги ориентируется в своей работе не на дорожную разметку,
а на стык между дорожным полотном и обочиной. В случае фиксации опасной траектории
движения он самостоятельно вернет автомобиль на полосу.

– В Швеции 56% фатальных наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Поэтому мы уделяем именно этой проблеме большое внимание. Модифицированная камера оказалась простым и эффективным решением, – поясняет идеологию системы Мартин. – Помимо пешеходов мы заложили в память программы образы велосипедистов и крупных животных вроде лосей, медведей, коров или лошадей, так как эти “участники движения” представляют не меньшую угрозу. К примеру, только в прошлом году полиция зафиксировала 9.000 столкновений с лосями.

На работу фронтальной камеры также завязан ассистент, предот-вращающий съезд машины с дороги. Многие современные автомобили уже имеют системы слежения за разметкой, но прорыв “Volvo” заключается в том, что шведский помощник способен определить физический край дороги или ограждение, даже если разметка отсутствует.

Сажусь в универсал “XC70”. Разогнавшись до 70 км/ч и переборов страх, направляю автомобиль в защитный рельс, имитируя ситуацию, когда водитель засыпает за рулем. Где-то за полметра до ограждения руль самостоятельно делает поворот в противоположную сторону и возвращает машину на трассу.

Подъезжая к башне управления, которая служила нам базой, пристраиваюсь в хвост другому автомобилю, чтобы проверить еще одну функцию, связанную с автономным управлением. Инженеры добавили адаптивному круиз-контролю, который раньше отслеживал только скорость и дистанцию, возможность поворота баранки. Активирую ассистент, убираю руки с руля, а ноги с педалей (на обычной дороге этого делать не стоит) и наблюдаю за тем, как моя машина следует по пятам впередиидущего седана, повторяя все его маневры. Причем не только на прямых, но и в достаточно крутых поворотах. Система будет активна до тех пор, пока в поле ее зрения есть другое транспортное средство, служащее ориентиром.

На одной волне

Подобные технологии уже фактически стали реальностью. С будущего года они войдут в оснащение кроссовера “XC90” нового поколения. Однако “Volvo” работает и на более дальнюю перспективу. Дело в том, что для внедрения следующих двух систем требуются не только длительные испытания, но и серьезная поддерж-ка со стороны других автопроизводителей и государства.

Одна из функций системы “Car 2 Car” – предупреждение о приближении автомобиля служб
оперативного реагирования. Еще до того как он попадает в поле зрения водителя, на приборной
панели появляется пиктограмма, подсказывающая, откуда приближается “скорая”,
полиция или пожарные.

В первую очередь речь идет о системе коммуникации “Car 2 Car”, которая позволяет автомобилям и объектам дорожной инфраструктуры обмениваться между собой информацией. Для наглядности на полигоне смоделировали небольшой район города. Подъезжаю к светофору, на котором горит красный свет. На приборной панели появляется таймер, отсчитывающий секунды до включения разрешающего сигнала. После старта машина подсказывает, с какой скоростью мне следует двигаться, чтобы попасть в зеленую волну. Неожиданно где-то сзади включается сирена. В зеркалах я еще не вижу полицейский автомобиль, но пиктограмма на щитке приборов уже указывает, где именно он находится – впереди или позади меня.

Возможно, уже через десять лет мы перестанем терять время в поисках свободного места
на парковке. Машины будут делать это самостоятельно.

– Коммуникация осуществляется по протоколу, похожему на стандарт беспроводной передачи данных Wi-Fi. Информация от датчиков поступает на глобальный сервер и оттуда распространяется на находящиеся поблизости машины. По этому каналу можно передавать огромное количество информации, которая позволит снизить аварийность на дорогах. Достаточно одному водителю проехать по скользкому участку трассы (что зафиксируют датчики системы стабилизации) или резко замедлиться, как все следующие за ним получат предупреждение об опасности и смогут заранее снизить скорость. Совместно с другими производителями мы работаем над развитием этой технологии, но пока еще надо многое сделать для ее защиты от проникновения хакеров, – поясняет старший консультант по системам безопасности “Volvo” Томас Броберг.

Финальным аккордом нашей программы стала демонстрация полностью автономной парковки. Я стою на расстоянии нескольких метров от хэтчбека “C30”. В руке у меня обычный смартфон, на котором установлено специальное приложение. Нажимаю на кнопку, и автомобиль самостоятельно отправляется на ближайшую стоянку искать свободное место. Для ориентации в пространстве хэтчбек использует датчики парковки, радар и камеру, а также сигнал со спутника GPS для контроля своего положения в пространстве. Машина пропускает выезжающие с боковых проездов автомобили и даже реагирует на пробегающего мимо ребенка, вовремя останавливаясь в случае опасности. После чего занимает свободное место. Точно так же машину можно вызвать обратно, и она приедет забрать вас после рабочего дня прямо в указанное место.

Специальное приложение позволит одним нажатием кнопки отправить автомобиль на стоянку
или вызвать его обратно. Кроме того, оно подскажет местонахож-дение машины и тарифы паркинга.

– Технически мы полностью готовы, но реализация этого проекта – дело не самого ближайшего будущего, – говорит Томас, подводя итог демонстрации. – Кроме разрешения от властей на автономное перемещение автомобилей по дорогам необходимо заложить в память компьютера схемы огромного количества парковок или построить новые стоянки, адаптированные к системам коммуникации “Сar 2 Сar”.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: