Как известно, современные автомобильные масла выполняют множество различных функций. Во-первых, они осуществляют смазку различных механизмов. Тем самым уменьшая износ контактных поверхностей рабочих элементов -- например, поршневых колец и втулок цилиндров -- в процессе их трения. Во-вторых -- обеспечивают теплоотвод и охлаждение деталей, подвергающихся значительному нагреву при трении или сгорании воздушно-топливной смеси. В-третьих, масла помогают очищать поверхности механизмов от микрочастиц. Тех, что образуются в результате трения деталей, сгорания топлива и окисления самого масла. Наконец, еще одна важная задача масла -- защита деталей от коррозии. Причиной последней становится попадание влаги, пыли и продуктов горения.
В целом очевидно: роль масла в автомобиле очень высока. От масла во многом зависят величина межсервисного интервала, динамические и экологические качества. А также экономичность и долголетие транспортного средства. Так что пускать масляный вопрос на «самотек» нельзя ни в коем случае. Но как не запутаться в том, что есть на рынке? И как сделать правильный выбор?
Универсальное масло
Его не существует. Автомобили отличаются другу от друга по многим параметрам. Типом двигателя, массой, мощностью, возрастом, пробегом, условиями эксплуатации… Даже простая житейская логика подсказывает: каждому автомобилю – следует свое, особенное масло. Причем, максимально адаптированное и для силового агрегата определенной конструкции, и для типа транспортного средства в целом. И то, что скажем, будет оптимально для новехонького бензинового суперкара в Сочи, вряд ли подойдет для дизельного пикапа в Сибири. А уж тем более старенькой «газели», работающей на газе, в Москве.
Разнообразию автомобилей и автопроизводителей соответствует не меньшее разнообразие масляных брендов. И производителей смазочных материалов. К слову, среди производителей единицы представляют собой вертикально интегрированные компании и занимаются полным циклом от добычи нефти до выпуска готового продукта. Основная масса – это так называемые «блендеры». И они выпускают товары из закупаемого, а не собственного сырья. Последних на рынке -- несколько сотен.
Но современные масла делятся не только по именам. Как наверняка знают многие автолюбители, бывает минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла. Помимо прочего все они отличаются друг от друга по довольно широкому спектру параметров. А именно: вязкости, одобрениям автопроизводителей, соответствию различным индустриальным стандартам… Многие данные о классе качества масла, типах двигателей, температурных порогах и диапазонах эксплуатации производители указывают на таре. Однако разобраться во всех этих цифрах и литерах на канистрах совсем не просто.
Руководство к действию
Самое верное при выборе моторных, трансмиссионных и прочих масел для своего автомобиля -- следовать указаниям производителя техники. И все они есть в инструкции по эксплуатации. Соблюдение рекомендаций завода-изготовителя – есть залог уверенности потребителя. Причем, как в надлежащей работе агрегатов автомобиля, так и в соблюдение автопроизводителем его гарантийных обязательств. Вместе с тем стоит понимать, что производитель предъявляет жесткие требования именно к характеристикам и стандартам используемых материалов, но не к бренду. И ссылки в «инструкции по эксплуатации» на те или иные торговые марки носят исключительно рекомендательный характер. Между тем зачастую «штатные» масла в тех или иных автомобилях по качеству заметно уступают продуктам других действительно достойных брендов. И если владельцы новых транспортных средств, как правило, не склонны вдаваться в тонкости заливки и принимают как должное «штатные» продукты, то обладатели подержанных машин уделяют большое внимание брендам. Что разумно: от правильного выбора масла «самочувствие» автомобиля зависит напрямую.
Замена не измена
В принципе, решившись на смену масла, следует опять же, удостовериться в соответствии нового продукта требованиям производителя техники. Все-таки эти требования берутся не с потолка. Они закладываются инженерами, которые принимают во внимание совместимость масла с металлами и сплавами, а также различными материалами уплотнений. Стоит помнить, что разные продукты даже одного бренда между собой могут быть несовместимы. Поскольку в них могут использоваться не совпадающие типы базового масла и разные присадки. Фактически рецептура масла разрабатывается помимо прочего с учетом конкретных технических решений. Например, использования системы принудительного наддува воздуха с помощью турбины или механического нагнетателя. Или наличия функции «старт-стоп», газораспределительного механизма, систем непосредственного впрыска топлива и рециркуляция отработанных газов. Таким образом, применение некорректного смазочного материала влечёт за собой нарушение заложенных автопроизводителем процессов и может привести к сбоям и даже поломкам дорогостоящих узлов и механизмов.
Логичным вариантом подстраховки станет обращение в техническую поддержку производителя смазочных материалов того бренда, который вызвал интерес или пользуется авторитетом. Специалисты компании проконсультируют автолюбителя с учетом особенностей конструкции его автомобиля и условий эксплуатации транспортного средства.
Факторы в минус
Идеальное техническое состояние автомобиля и продолжительность его службы зависят не только от правильного выбора масла. Важно еще и регулярно проверять уровень масла, а также его состояние, просто обследуя масляную горловину. При наличии под клапанной крышкой шлама рекомендуется сделать промывку машины. Причем, самое правильное не пятиминуткой, а товарным маслом.
Соблюдение сроков замены масла имеет безусловное значение. Причем следует принимать во внимание все факторы, сокращающие межсервисные интервалы. А именно: продолжительные поездки в городских пробках на малых оборотах и короткие поездки с непрогретым двигателем, вождение в «рваном» режиме с интенсивными разгонами и торможениями, эксплуатация автомобиля при экстремально высоких или, напротив, низких температурах, а также длительные проезды по бездорожью.
Благодарим за помощь в подготовке материала:
эксперта компании ZIC, кандидата технических наук Дениса Извекова.