Рубрики

Что может один?

О роли личности в истории “Формулы 1”

Новый сезон “Формулы 1” сплошь соткан из сенсаций. Команда “Ferrari”, завоевавшая в прошлом году Кубок конструкторов, три гонки подряд не может набрать очков, а действующему чемпиону мира Льюису Хэмилтону приходится лгать стюардам, чтобы отвоевать себе местечко на третьей ступени подиума гонки. Побеждают при этом “конюшни”, мягко говоря, звезд ранее с неба не хватавшие – “BrawnGP” и “RedBull”. Первая – созданная на скорую руку лишь за 25 дней до начала чемпионата на развалинах “HondaRacing”, вторая – ничем, кроме постоянных вечеринок в паддоке, доселе не выделявшаяся из середняков. Впрочем, это только на первый взгляд все происходящее – сенсация. Ведь в “Brawn” и “RedBull” ключевые посты занимают люди, выигравшие со своими командами одиннадцать чемпионатов за последние 15 лет. Это – Росс Браун и Эдриан Ньюи.

ВПРОЧЕМ, подобный сценарий начала сезона можно было предугадать. Об изменениях в регламенте известно было давно; о том, что “Формулу 1” ждут масштабные перемены, предупреждали технические эксперты. Но никто не ожидал такого эффекта от смены правил.

Однако, если вспомнить две последние технические революции в чемпионате мира, сразу можно найти ответ: почему на вершине сейчас оказались “Brawn GP” и “Red Bull”.

В 1994 году, когда были запрещены активная подвеска и вспомогательная электроника, вперед вырвалась “Benetton” под руководством Росса Брауна. Еще четыре года спустя, когда в чемпионате мира появились покрышки с канавками, а также была практически полностью пересмотрена аэродинамика автомобилей, тон задавали уже болиды “McLaren”, построенные Эдрианом Ньюи.

Кто чей соавтор?

ИМЯ Росса Брауна известно в “Формуле 1” во многом благодаря победам Михаэля Шумахера. Британца часто называют соавтором титулов немца, потому как почти все свои победы в чемпионате мира Шумахер одержал, слушая мудрые указания Брауна по радио.

Росс Браун – главный творец “команды мечты”,
коей была “Ferrari” начала века.

Они познакомились в начале 90-х годов на гонках спортпрототипов. Браун возглавлял тогда команду “Jaguar”, Шумахер пилотировал автомобиль главных конкурентов из “Mercedes”. Уже тогда Росс подметил талант молодого немца. Затем им было суждено встретиться в команде “Benetton” в “Формуле 1”, и хоть оба только начинали свои карьеры в чемпионате мира, уже в 1994 году текстильная “конюшня” выиграла титул в личном зачете.

Тот первый титул Шумахера Браун припомнил журналистам накануне старта сезона-2009. В 1993 году он, уже зная о грядущих переменах в регламенте, решил направить усилия всей команды на разработку машины для следующего сезона. В итоге “Benetton B194”, шокировавший поначалу всех своим акульим носом, оказался быстрейшим автомобилем во всем пелотоне и позволил Шумахеру выиграть чемпионат. Тот же трюк Браун провернул и в 2008 году с “Honda”, отказавшись от модернизации действующей машины в пользу разработки абсолютно новой для сезона-2009, который должен был пройти по новым правилам.

Впрочем, до этого был, пожалуй, самый важный этап в карьере Брауна – работа в “Ferrari”. Сначала в итальянскую “конюшню” по приглашению Жана Тодта перешел Шумахер. Но уже в середине сезона-1996 немец понял, что добиться результата с теми людьми, что работали тогда в Маранелло, удастся вряд ли. В “Ferrari” по совету Михаэля из “Benetton” позвали Росса Брауна и инженера Рори Бирна.

Квартет Шумахер-Браун-Тодт-Бирн называли “командой мечты”, каждый из членов которой казался незаменимым. Жан Тодт отвечал за общее направление развития, Рори Бирн доводил до ума узлы автомобиля, Шумахер был тем наконечником копья, который в итоге добивался поставленной цели, но главным связующим звеном во всей команде был Браун.

Именно Росс в 1996 году, едва придя в “конюшню”, решился на проведение реструктуризации. Бывший технический директор “Ferrari” Джон Барнард предпочитал работать над машиной на базе в Англии, мотор же строился непосредственно в Маранелло. В итоге два департамента “конюшни” действовали параллельно друг с другом, практически не пересекаясь, и мощный 12-цилиндровый двигатель плохо сочетался с шасси, построенном Барнардом.

Браун перенес все производство в Италию, и уже в 1997 году это принесло свои плоды. До титула Шумахеру не хватило совсем чуть-чуть, но через несколько лет “команда мечты” стала непобедимой, выиграв в период с 2000 по 2004 год подряд пять чемпионатов и Кубков конструкторов.

Ушел из “Формулы 1” Браун вместе с Шумахером в 2006 году. Но в отличие от немца, который повесил шлем на гвоздь, всего на один год. Отгуляв отпуск, британец вполне мог вернуться в “Ferrari”, но предпочел принять новый вызов – в команде “Honda”, которая к тому моменту застряла в рядах аутсайдеров. Многим показалось, что славная карьера Брауна катится к концу и что Росс решил перед пенсией подзаработать у щедрых японцев. Но у него на сей счет, как оказалось, было иное мнение.

Все, что случилось затем с “Honda Racing”, в карьере Брауна уже было – он не сделал ничего сверхъестественного. Увидел, что машина 2008 года не способна выиграть чемпионат и сразу же решил сосредоточить усилия на разработке новой – для сезона-2009, как когда-то в “Benetton”. Попутно затеял реструктуризацию, доверив отдел аэродинамики Лойку Бигуа, работавшему до того в “Renault”. В условиях смены регламента это должно было принести результат.

Но для начала Брауну предстояло справиться еще с одним испытанием. Проваленный 2008 год добил команду “Honda Racing”. Высшее руководство японской компании не захотело слушать уверения Росса о том, что совсем скоро победы придут, и заявило об уходе из “Формулы 1”. Покупатель на столь хлопотное хозяйство не нашелся, и Брауну пришлось принять все риски на себя. Впрочем, он, выкупая активы “конюшни”, практически не рисковал. Потому как был уверен в ее будущем. К моменту, когда руководство “Honda” объявило о закрытии формульной программы, на заводе в Брэкли уже стоял автомобиль, способный выиграть чемпионат. Браун в этом был абсолютно уверен, но не японцы.

Сейчас машина, которую под руководством Росса начали разрабатывать еще в 2007 году, позволяет лидировать в чемпионате Дженсону Баттону. И даже символично, что “конюшня” эта носит имя “Brawn GP”. Ее сейчас, к слову, тоже называют “командой мечты”. Как оказалось, для этого достаточно усилий и одного человека. Шумахер Брауну для этого не понадобился. Наконечником копья в “конюшне” Росса может быть и Баттон.

Победы из воздуха

ВПРОЧЕМ, утверждать, что Дженсон Баттон выиграет титул, пока рано. Побороться придется с Себастьяном Феттелем, чей “Red Bull RB5” от Эдриана Ньюи с каждой гонкой все прибавляет и прибавляет.

Дэвид Култхард работал с Эдрианом Ньюи (на фото – слева)
на протяжении практически всей своей карьеры.

Этот талантливый инженер появился в “Формуле 1” еще в 80-х. Причем весьма своеобразным способом. Едва окончив Саутгемптонский университет и защитив диплом, написанный на тему аэродинамики автомобилей “Ф 1”, он разослал резюме в абсолютно все “конюшни” чемпионата мира. Ответ пришел из команды “Fittipaldi”, где он и начал затем работать под руководством легендарного Харви Полстуэйта. За десять следующих лет он успел поработать в команде “March”, над автомобилями “Формулы 2”, серии “IndyCar”. Везде был успешен и в итоге получил приглашение в одну из лучших команд “Формулы 1” на тот момент – “Williams”.

В соавторстве с Патриком Хэдом еще молодой к тому моменту инженер разрабатывал чемпионские автомобили 1992 и 1993 годов. Затем победную серию “Williams” прервал “Benetton” во главе с Брауном. В тому моменту, когда британская “конюшня” начала побеждать вновь – с Дэймоном Хиллом в 1996 и Жаком Вильнёвым в 1997 годах, – Ньюи уже начал работать в “McLaren”. Тем не менее титулы англичанина и канадца – во многом заслуга Эдриана. Их чемпионские “FW18” и “FW19” были логическим продолжением “FW17B”, полностью сконструированным Ньюи.

По-настоящему талант Эдриана Ньюи проявился в 1998 году. Тему своей дипломной работы Ньюи знал на отлично. После смены регламента, когда практически полностью была пересмотрена аэродинамика автомобилей, его “McLaren” просто уничтожили соперников на первых же гонках сезона, “привозя” им по полторы секунды с круга. Автомобили Ньюи позволили Мике Хаккинену выиграть два подряд титула, но затем Эдриану становилось все сложнее.

Без смен регламента ему было тяжело справляться с конкурентами, которые могли в кратчайшие сроки копировать его решения. Кроме того, обнаружилась очевидная слабость в работе Ньюи – неумение работать над мелочами. Его машинам часто недоставало надежности, и в 2005 году Кими Райкконен упустил титул лишь из-за того, что его “McLaren” то и дело ломался. По скорости финн был тогда намного быстрее Фернандо Алонсо, ставшего в итоге чемпионом.

В 2006 году Ньюи принял новый вызов. Он перешел в небольшую частную команду “Red Bull”. Как и в случае с Брауном, многие расценили новый контракт Эдриана как попытку заработать перед уходом на пенсию. Называлась даже небывалая для инженера сумма контракта – по слухам, глава компании “Red Bull” Дитрих Матешиц предложил Ньюи $10 млн в год.

Так это или иначе, но о вложенных деньгах австрийский миллиардер теперь вряд ли сожалеет. Машины его команды сейчас – одни из быстрейших в пелотоне, если не самые быстрые. Не будь у конкурентов пресловутых двойных диффузоров и KERS, преимущество “Red Bull” было бы сродни тому, что в 1998 году позволяло “McLaren” в некоторых гонках обгонять всех соперников на круг.

У автомобилей Ньюи по-прежнему нет двойных диффузоров и KERS, и тем не менее это не помешало Себастьяну Феттелю выиграть “Гран-при Китая”. Должен был победить немец и в Бахрейне, но чуть засиделся на старте. Тем не менее к “Гран-при Монако” Ньюи обещает представить свою версию столь модного сейчас диффузора. “Red Bull RB5” уже сейчас сопоставим по скорости с чудо-автомобилем Росса Брауна, а новая версия должна поехать еще быстрее.

В последние годы в “Формуле 1” титулы между собой делили в основном две команды. В середине 90-х – “Benetton” и “Williams”, затем “Williams” и “Ferrari”, на рубеже веков – “Ferrari” и “McLaren”. Но если присмотреться, можно разглядеть и личную дуэль Росса Брауна и Эдриана Ньюи. Лишь три прошедших года они были в тени, пока находились в отпусках или осваивались в новых командах. Теперь же все вернулось на круги своя. Браун и Ньюи вновь впереди, и уже не важно, как называются их команды. Какие тут могут быть сенсации?

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: