Кажется, сама природа выступает категорически против. Термометр на улице показывает минус 27. Шквалистые порывы то ли баргузина, то ли сармы разворачивают и толкают обратно от бездны. Она, не особо стараясь, едва маскируется лоскутами снежного покрова, а большей частью грозно зияет «порталами» темного льда. Его иллюзорная, по причине невероятной прозрачности, толщина страшит ничуть не меньше, чем издаваемые периодически звуки: от аварийного скрежета до апокалиптического гула. В этих звуках слышится предупреждение. Что затея погонять на электромобиле по зимнему Байкалу и сибирскому морозу совершенно авантюрна. Ну как затея, забросив смартфон в прорубь, снимать для тик-тока ролик с поющим омулем.
Артем Катин, Руслан Машин
Будет весело, если подобный ролик кто-то и впрямь снимет. И было забавно, как мгновенно ушли все наши страхи и предубеждения. Прямо с первым управляемым заносом Porsche Taycan по слегка шероховатому «катку» в байкальской бухте Ая. Азарт взял верх над логикой и трезвым расчетом. Хотя, по сути, расчетам взяться было просто неоткуда. Никто до нас и не устраивал подобных проверок этому спорткару с «заряженной душой».
Да, Taycan классно показал себя на Северной петле, преодолев 20,6 километра за рекордные 7 минут и 42 секунды. А на Хоккенхаймринге зашел в самый длительный дрифт в истории. Это случилось, когда инструктор Porsche Деннис Ретера за 55 минут накрутил 210 кругов и свыше 42 километров. И попал с этим номером в Книгу рекордов Гиннесса. Но все это в рабочих, привычных для марки условиях. Знакомый автодром, комфортная погода, асфальт, прогнозируемые расстояния…
А тут вам не там. Тут, к примеру, баргузин сдувает даже намек на сотовую связь. Ни иркутскому дилеру, ни тем более в Штутгарт не позвонишь для консультации. Да и что скажут на том конце без провода? Что емкость литийионной батареи – 93,4 кВт‧ч, а расход 26 – 26,9 кВт‧ч на 100 км? Или что максимальный запас хода версии Turbo – 450, а Turbo S – 412 км?
Здорово, но бессмысленно. Без поправок на холод и обжигающий ветер да при неисчисляемых величинах бокового скольжения по треку переменной длины. На глазок расчищенному местными трактористами.
Остается только поверить словам организаторов и «первоиспытателей» этого «ледового погонища». Они уверяют, что «до обеда должно хватить, чтобы отвести душу». Главное, дескать, время от времени выходить из меню хронометра с тикающими рекордными секундами. И заглядывать в раздел, где «тикают» проценты заряда в аккумуляторах.
Все было бы проще, хотя и скучнее, если бы весь аттракцион свелся к обычному дрифту. Но нет: наш байкальский заезд представляет собой своеобразную разновидность джимханы с полудюжиной участков, уставленных конусами и бочками. Каждый участок нужно пройти и максимально быстро, и максимально точно, соблюдая заданную траекторию и не совершая ошибки, то есть не сбивая препятствия. Так что каждый здесь мнит себя не Деннисом Ретерой, а Кеном Блоком.
С точки зрения водительской техники, приемы руления и работы газом в целом схожи с теми, что требуются и при управлении других полноприводных спорткаров с полностью отключенной системой стабилизации. Чтобы, скажем, сделать разворот на 360 градусов вокруг конуса, надо, как советуют в школах вождения, рассчитать скорость. Потом загрузить переднюю ось, притормозив или просто сбросив на подъезде к препятствию газ. После повернуть руль. Дождаться смещения кормы. И затем аккуратно вытягивать автомобиль газом.
Однако за рулем Porsche Taycan даже человеку умелому приходится учитывать, что у него большой батарейный блок прямо под полом, а стало быть низкий центр тяжести и значительная масса (до 2800 кг). Плюс невероятный отклик на педаль. Человеку же не очень умелому за рулем Taycan все это без разницы. Зато есть приятный бонус: в ситуациях, когда водитель напортачил и проиграл в борьбе со льдом, этот автомобиль не заглохнет и не обнаружит позор драйвера.
Впрочем, если тот совсем обезумит, электроника выдает какой-то невразумительный вердикт на приборной панели и сбрасывает все гоночные настройки. Но, заметим, не мешает добраться до финиша.
Описывать полностью кайф от электроледовой джимханы, пожалуй, нет резона. Мы действительно накатались до обеда вволю без остатка. Точнее, с критически малым остатком в 8%, которого могло и не хватить, чтобы добраться до розетки на берегу.
И это ощущение дефицита – мы испытали его в одинаковой мере – как-то вдруг отравило нам впечатление от увлекательного настоящего и продвигаемого будущего. Будто нас, как в известном американском триллере про общество, где время стало единственной валютой, жестко поставили перед фактом банкротства. Равносильного смерти.
Клаксон: автомобильный журнал об автоновостях 2012 года. Читайте у нас тест-драйве Porsche Taycan и последние новости Porsche