Рубрики

Что ожидает российский автобизнес в 2010 году?

С этим вопросом мы обратились к непосредственным участникам рынка и независимым экспертам.

Такеши ИСОГАЯ, глава компании “Toyota” в России

Я ПОЛАГАЮ, что в ближайшем будущем сохранится напряженная экономическая ситуация. Сейчас достаточно сложно делать прогнозы, но ориентировочно общий объем продаж новых легковых автомобилей в России будет практически такой же, как в 2009 году, то есть около 1,5 млн машин.

При этом наибольшим спросом станут пользоваться доступные автомобили и машины в базовых, самых бюджетных комплектациях. Также будет расти спрос на автомобили премиум-сегмента, в то время как популярность машин средней ценовой группы упадет. Если рассматривать классы, то в 2010 году я ожидаю увеличения спроса автомобилей В-класса и SUV (внедорожники), а вот самый востребованный ныне сегмент “С” (гольф-класс) будет терять свои позиции.

Владимир ДУКЕЛЬСКИЙ, управляющий директор “Kia” в России

– ДУМАЮ, что скорость выздоровления российской экономики почти полностью зависит от цен на наши традиционные продукты экспорта ­– нефть, газ, лес и т.д. Если ситуация в США и Европе будет стабилизироваться нынешними умеренными темпами, то в следующем году объем автомобильного рынка России скорее всего останется прежним либо вырастет незначительно. С осторожным оптимизмом я бы назвал цифру 1,5 млн автомобилей. Если же глобальный рынок будет восстанавливаться быстрее, то нас ожидают более внушительные цифры. Какие – сказать не берусь.

А вот в плане конкуренции нас ждут очень большие перемены. Еще в августе 2008 года автопроизводители соревновались только в длине очередей за своими моделями. С первыми признаками прихода кризиса очереди испарились. Рынок, на котором правила игры диктовал продавец, вдруг вывернулся наизнанку. Теперь все решает покупатель, которого уже не устраивает просто качественная машина по хорошей цене.

Сегодня клиенты хотят получить в дополнение к машине идеальный сервис, дополнительные услуги и выгодные кредитные программы. Лично я считаю, что кризис пошел российскому автобизнесу на пользу – трудные времена всех заставляют быть более активными и изобретательными, а это всегда способствует прогрессу.

Мартин ЯН, заместитель генерального директора “Volkswagen Group Rus”

– Я ОЖИДАЮ, что в следующем году продажи немного вырастут – ориентировочно на 5-10%. При этом оживление скорее всего придется на вторую половину года. Для улучшения ситуации на рынке необходимо, чтобы выдача субсидированных кредитов была бесперебойной, а программа по премированию потребителей за утилизацию старой техники заработала как можно быстрее. Если это будет достигнуто, то в сегменте бюджетных автомобилей наступит оживление. Впрочем, я считаю, что к участию в обеих программах следует допустить покупателей всех автомобилей вне зависимости от цены и места производства.

В то же время есть опасения, что резкий рост импорта подержанных автомобилей из Белоруссии в результате создания единого таможенного пространства в 2010 году может серьезно повредить автопроизводителям в России. Я считаю, что для защиты рынка и промышленности необходимо ввести на внешних границах Таможенного союза запретительные ввозные пошлины на подержанные автомобили. В то же время пошлину на новые автомобили следует понизить до уровня 2008 года, когда она составляла 25%.

Михаил ДЕЛЯГИН, экономист, политолог

– ЧЕГО БЫ я не стал ожидать в будущем году, так это новых проектов по организации производства и сборки автомобилей в России. Рынок уже достаточно насыщен, а продажи падают. Существующие мощности простаивают. Да и зарубежным концернам не так уж и выгодно вкладываться в нас: гораздо дешевле организовывать сборку где-нибудь в Китае или же обеспечить рабочие места на заводах в собственных странах. Тем более что в 2010 году потребительская способность населения России вряд ли вернется на докризисный уровень.

Что делать, чтобы как-то выпутаться из этой неприятной ситуации? Надо развивать программу по утилизации старых машин и обмену их на новые – сделать ее более гибкой и выгодной. Плюс государство должно стимулировать рынок кредитования граждан. Да, именно государство, а не производитель, как это было раньше. Бизнес должен влиять на правительство. Ведь он платит налоги, а без продаж нет доходов и поступлений в казну.

Что касается потребительских предпочтений, то на мой взгляд, спросом будут пользоваться малолитражки компактного сегмента, но при этом хорошо оснащенные.

Алексей РАХМАНОВ, глава департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли России

– ТО, ЧТО рынок будет лихорадить и в 2010 году, ни для кого не секрет. Поэтому, на мой взгляд, с такими мерами, как премия за сдачу автомобиля в утиль, которая должна заработать в феврале этого года, мы не опоздали. Возможно, было бы лучше, если мы запустили ее раньше, но цепочка согласований на разных уровнях не позволяет запускать подобные проекты быстро. Поэтому решили установить универсальную сумму за сданные машины – 50.000 рублей. Многие автопроизводители и дилеры говорят нам о целесообразности введения дифференцированных тарифов. Но на расчет и согласование ушла бы масса времени. Так что на первом этапе менять сумму мы не станем. К тому же она взята не с потолка, а с учетом зарубежного опыта и покупательской способности населения. Хороший пример – Италия, где за сданный автомобиль предлагали 4.500 евро, а продажи все равно упали. Так что величина не главное.

Мы рассматриваем два варианта развития событий. Первый – такой же эффект, как от аналогичной программы в США, то есть за месяц мы потратим все заложенные средства. Второй – это постепенное разворачивание процесса, осложненное внешними обстоятельствами. Например, мы столкнемся с претензиями специалистов по защите экологии, у которых могут возникнуть вопросы к самому процессу утилизации – насколько он безопасен для окружающей среды.

Будет продолжена и программа госкредитов. Предполагается ряд изменений, о которых говорить пока рано. Единственное что делать не будем – так это увеличивать сумму, за которую вы можете приобрести машину по субсидированным процентным ставкам. Многие автопроизводители, и банки их в этом поддерживают, предлагают нам вообще отменить ценовые ограничения. Но зачем? Субсидировать богатых? К тому же автомобили ценой выше 1 млн рублей в кредит покупают лишь 5% потребителей. А сумма в 600.000 рублей является на сегодняшний день оптимальной. Учитывая то, что спрос на госкредиты есть, в 2010 году мы рассчитываем продать по этой программе 120.000-150.000 машин.

Стенли РУТ, партнер компании “PricewaterHоuseCoopers

В 2010 ГОДУ будут расти цены на автомобили. К сожалению, это неизбежно, а потому мы не увидим какого-либо качественного движения рынка. Насколько увеличится стоимость машин – не скажу. Рубль упал на 30% относительно пары доллар/евро, а цены на автомобили в прошлом году были увеличены на 16%. То есть, как вы понимаете, резервы для роста еще есть. В этой ситуации необходимо предлагать выгодные кредитные программы, лизинг… Один из верных способ поднять спрос – вывод на рынок новых моделей. Они привлекают покупателей и в целом способствуют повышению привлекательности бренда.

Что касается сегментации рынка то, по моим оценкам, лучше всех себя по-прежнему будут чувствовать автомобили класса “премиум”, а также самый доступный сегмент. Это тенденция 2009 года.

Вардан ДАШТОЯН, главный исполнительный директор розничного подразделения компании “Рольф”

– ГЛАВНАЯ проблема, с которой придется столкнуться дилерам в 2010 году – уменьшение парка гарантийных автомобилей. Оно приведет к снижению прибыльности, от которого дилеры могут сильно пострадать, особенно те, кто не успел “наработать” избыточный парк автомобилей для своих сервисных станций. Тем не менее прибыльным для дилерского бизнеса в первую очередь будет поcлепродажное обслуживание. И этот сектор необходимо развивать. Затем важной составляющей дохода станут финансовые услуги, кредитование и страхование, продажа автомобилей с пробегом.

Кроме того, 2010 год будет охарактеризован постоянным сокращением затрат – в частности, будем пересматривать условия отношений с нашими поставщиками.

Что касается работы с клиентами, то качество останется главным аргументом. Низкую цену может дать каждый, а вот обеспечить качественный сервис смогут те, кто еще до кризиса уделял этому внимание и инвестировал в обучение своих людей.

Сергей УСПЕНСКИЙ, генеральный директор компании “У Сервис+”

2010 ГОД будет очень тяжелым и для дилеров, и для дистрибьюторов. Кризис еще не закончился, и что будет в дальнейшем, остается непонятным. Для дилеров важно сконцентрироваться на оптимизации своих расходов, затянуть пояса и очень взвешенно подходить к новым проектам, особенно связанным с инвестициями и кредитами. Сервис для дилерских центров уже вышел на первый план, и успешность работы дилеров будет определяться в отделе послепродажного обслуживания и продажи запчастей.

Чтобы не отпустить клиента к конкурентам, дилер должен предлагать полный комплекс услуг, привязанных друг к другу, – trade-in, кредит, дополнительное оборудование, тюнинг, страхование и, самое главное, – сервисное обслуживание. Дополнительные услуги – 24-часовой сервис, предоставление подменных автомобилей и машин в аренду на время длительного ремонта, обучение водительскому мастерству, которые предлагаются уже далеко не всеми дилерами, – все это, конечно, повышает потребительский интерес, но базовый комплекс остается неизменным.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: