Рубрики

Что сделали новые владельцы “Ф 1” за год?

23:11 07-11-2017

Ровно год назад контроль над главным гоночным первенством планеты перешел к новым владельцам – американской компании “Liberty Media”. Она отправила в отставку давнего управляющего чемпионатом легендарного Берни Экклстоуна, заменив его на трех топ-менеджеров. Чего они успели добиться? Разбирается корреспондент “Клаксона”.

Только сбоку

Ровно год назад контроль над главным гоночным первенством планеты перешел к новым владельцам – американской компании “Liberty Media”. Она отправила в отставку давнего управляющего чемпионатом легендарного Берни Экклстоуна, заменив его на трех топ-менеджеров. Чего они успели добиться? Разбирается корреспондент “Клаксона”.

Даже после того, как стало известно о продаже крупнейшего пакета акций новой компании и фактическом переходе контроля над чемпионатом к “Liberty Media”, немногие верили, что Берни Экклстоуна отстранят от руководства “Формулой 1”. Он был ее управляющим еще с 80-х и оставался у руля даже тогда, когда коммерческие права были проданы, а потом несколько раз и перепроданы. Даже когда самый крупный пакет акций переходил от одной компании к другой, новые владельцы неизменно вновь обращались к Экклстоуну – так что со стороны могло казаться, будто он на самом деле и является хозяином “Ф 1”, хотя ему в ней уже много лет ничего не принадлежало, кроме незначительного пакета акций.

С “Liberty” все вышло иначе. Как только начались слухи об интересе этой компании к покупке “Формулы 1”, появилась информация, что и они готовы продлить контракт с Берни. Но как только сделка состоялась, Экклстоуна почти сразу отправили в отставку.

В паддоке эту новость восприняли позитивно. Несмотря на то что во многом “Формула 1” обязана своей популярностью и коммерческим успехом Экклстоуну, именно его политика привела к возникновению ряда проблем, которые в итоге могут привести к краху чемпионата. Решение “Liberty” взять ситуацию под контроль многие восприняли как желание изменить существующий порядок, и новые руководители чемпионата не раз повторяли это в своих интервью. Экклстоуна заменили три функционера, отвечающих каждый за свое направление.

Спортивная составляющая в “Формуле 1” теперь полностью на Россе Брауне, побеждавшем в чемпионате в качестве руководителя команд “Benetton”, “Ferrari”, а также собственной “Brawn GP”. Коммерческими вопросами занимается Шон Братчес, до этого бывший одним из руководителей американского телеканала ESPN. Роль исполнительного директора досталась Чейзу Кэри, в прошлом – вице-президенту корпорации “21st Century Fox”.


Что было не так?

“Формула 1” в последние годы стремительно теряла популярность. Рейтинги телевизионных трансляций падали, трибуны постепенно пустели. Одна из основных проблем последних лет эпохи Экклстоуна заключалась в том, что серия начала паразитировать на своей популярности. Фактическими владельцами чемпионата до перехода крупнейшего пакета акций “Liberty” являлся инвестиционный фонд “CVC Capital Partners”, для которого “Ф 1” была прежде всего средством получения прибыли. А потому основная задача Берни на посту управляющего состояла как раз в том, чтобы добиться для акционеров наилучших финансовых показателей.

Трансляции “Ф 1” на крупнейших рынках постепенно перешли на платные телеканалы, промоутеры этапов вынуждены были платить организаторам серии многомиллионные взносы, что напрямую сказывалось на стоимости билетов для болельщиков, а потому отток аудитории стал логичным следствием такой политики. Чтобы следить за “Формулой 1” в последние годы, фанатам приходилось раскошеливаться – причем серьезно. Неудивительно, что за несколько лет их количество уменьшилось на четверть. Не помогло и то, что Экклстоун фактически игнорировал новые каналы связи с аудиторией в Интернете.


  Берни Экклстоун сделал из “Формулы 1” сверхприбыльный бизнес, но немного увлекся
  зарабатыванием денег.

 

При постоянно растущей выручке “Формула 1” не слишком заботилась и об участниках чемпионата. Практически половина прибыли оседала на счетах акционеров, а львиная доля призовых доставалась лучшим коллективам – что не лучшим образом сказалось на благосостоянии команд поменьше.

За последние пять лет свое существование прекратили четыре коллектива, а многие другие вынуждены были решать финансовые проблемы за счет приглашения богатых “рента-драйверов” – гонщиков, способных обеспечить серьезную финансовую поддержку от личных спонсоров. Таким образом, “Ф 1” отчасти утратила репутацию серии, в которой выступают только сильнейшие пилоты. Падение интереса со стороны болельщиков можно объяснить и этим. В конце концов, кто бы смотрел финал чемпионата мира на стометровке, если бы бок о бок с Усейном Болтом и Джастином Гэтлином бежали еще три-четыре сына богатых родителей?

Это только малый список проблем, с которым необходимо было разобраться новым руководителям серии.


Что сделано?

За год с небольшим, что прошел с момента перехода контроля над чемпионатом к “Liberty”, сделано не так и много. По сути, те перемены, что уже произошли, можно назвать косметическим ремонтом “Формулы 1”. Новые руководители успели решить лишь малую часть накопившихся вопросов, начав с самых простых.

Прежде всего, они чуть изменили формат общения с публикой, и теперь “Ф 1” уже сложно упрекнуть в нежелании использовать Интернет и социальные сети как один из каналов взаимодействия с аудиторией.

Командам даже разрешили производить собственный видеоконтент, о чем просто невозможно было подумать во времена Экклстоуна – он продавал право на это исключительно телекомпаниям, выжимая из них все до последнего цента. Самый простой пример: даже для аккредитованных бригад тех каналов, которые приобрели права на показ гонок, стоимость аренды комментаторских кабинок на каждый уикенд составляла около 10.000 евро.

Теперь “Формула 1” охотно делится нарезками лучших моментов сессий в Интернете, а перед последним в истории “Гран-при Малайзии” даже выложили в сеть полную запись гонки 2001 года.

Слегка изменилась и атмосфера в паддоке. Для гостей теперь всегда открыт бар, где с утра и до самого вечера им предлагает свою продукцию пивной спонсор чемпионата, а развлекают их специально приглашенные артисты.

Но назвать все это серьезными мерами по выходу из кризиса просто невозможно…


Чего пока не сделано?

Не решена главная проблема “Ф 1” – несправедливое распределение средств между командами. В чемпионате сложилась парадоксальная ситуация: лидеры, и без того обладающие огромными бюджетами, получают от организаторов серии суммы, в десятки раз превышающие выплаты аутсайдерам. В итоге у тех даже в теории просто не остается шанса навязать борьбу лидерам, поскольку именно размер бюджета является в “Ф 1” определяющим фактором в вопросе скорости машины. Кто богаче – тот и побеждает.

Чтобы прийти в чемпионат с новой командой, ее потенциальный владелец должен гарантировать бюджет как минимум в полмиллиарда евро на три первых сезона, потому что только после них у коллективов появляется право претендовать на одну из статей, по которой распределяются средства. Система запутана, но суть в том, что изменить расстановку сил в пелотоне практически невозможно. “Ferrari” всегда будет в числе лидеров, то же самое относится к “Mercedes” и “Red Bull”.


  Руководители “Red Bull Racing”, “Ferrari” и “Mercedes”
  (слева направо: Кристиан Хорнер, Маурицио Арривабене и Тото Вольф)
  сделают все, чтобы сохранить привилегии своим командам.

 

Удивительная деталь: концерн “Daimler” в последние годы выделяет на свою программу в “Формуле 1” около 20 млн евро – это в разы меньше, чем дает на свою частную команду американец Джин Хаас. При этом руководители гоночного коллектива “Mercedes” оперируют едва ли не самым большим бюджетом в серии, поскольку не только больше других получают от организаторов, но и привлекают многочисленных спонсоров. Компании охотнее соглашаются на контракты с лидерами, даже несмотря на то, что подобные взаимоотношения всегда дороже.

Контракты команд с FOM, в которых прописаны такие условия, действуют до 2020 года. До этого момента “Liberty” изменить в любом случае пока ничего не сможет. Но при действующих правилах до этого срока может не дотянуть еще пара команд. При этом новых кандидатов у организаторов просто нет.


Что планируется?

Поскольку изменить экономическую модель в ближайшее время в любом случае не получится, один из выходов из сложившейся ситуации для “Liberty” – постараться увеличить доходы серии. За счет чего это можно сделать? Увеличив количество этапов, считают американцы. Поскольку промоутеры Гран-при платят немалые суммы за право проводить гонки, расширение календаря до 25 раундов может существенно увеличить и выручку, а вместе с этим и отчисления командам – пусть всех проблем это и не решит.

Тем не менее это точно не панацея. Многие главы команд уже отмечали, что действующий календарь, который включает около 20 гонок в год, – это уже практически предел для коллективов. Если расписание будет увеличено еще на пять Гран-при, им просто-напросто придется увеличивать штат. И все деньги, которые команды могут получить в результате расширения календаря, пойдут на компенсацию потерь, связанных с увеличением зарплатной ведомости.

Многое будет зависеть и от нового регламента на моторы. Тот, что действует в “Ф 1” с 2014 года, в том числе послужил катализатором проблем. Новые двигатели получились настолько сложными и дорогостоящими, что именно это фактически и привело к исчезновению команд “Marussia” и “Caterham”. Они и без того испытывали финансовые проблемы, а затем были вынуждены платить производителям моторов в четыре раза больше, чем в 2013 году.

Еще одна удивительная история из мира “Ф 1”: в чемпионате все понимали, что больше всего новый регламент ударит по маленьким командам, поставив их на грань исчезновения, и все равно приняли решение переписать правила именно таким образом.

Этот регламент должен просуществовать, по крайней мере, до 2021 года. И главная задача “Liberty” теперь – сделать так, чтобы новые моторы стоили намного дешевле. Не менее важно добиться того, чтобы силовые установки были уже не настолько сложны, ведь организаторам необходимо гарантировать присутствие хотя бы одного независимого поставщика. Желательно маленькой частной компании, которая имела бы право работать с любыми коллективами, не договорившимися с крупными игроками. Это исключило бы ситуации, при которых “Red Bull” и “McLaren” не могут навязать борьбу “Ferrari” и “Mercedes” потому, что те не желают поставлять им моторы, а конкуренто-способной альтернативы в “Ф 1” просто нет.


Что будет на самом деле?

В реальности изменить действующий порядок в “Формуле 1” будет очень сложно. На перераспределение призовых могут не согласиться большие команды. “Mercedes”, “Ferrari” и “Red Bull” будут пытаться помешать этому всеми доступными способами – в том числе угрожая уходом из “Ф 1”. Это весьма избитый прием. Таким образом команды нередко выбивали все новые и новые преференции и из Экклстоуна, ведь потерять три лидирующие команды для серии было бы смерти подобно. У “Liberty” не так много аргументов в этом споре, а потому единственное, что получится сделать – менять систему выплат постепенно. Этот процесс может растянуться на добрый десяток лет. Так что серьезных изменений в расстановке сил мы не увидим и после 2020 года.

Что касается нового регламента, то и тут все не так просто. Руководители чемпионата говорят о том, что собираются сделать регламент проще, добившись удешевления силовых установок для клиентских команд, но такой сценарий просто не нравится производителям. Текущие правила были приняты для того, чтобы они могли демонстрировать собственные достижения в развитии гибридных технологий, и отход от этого прин-ципа будет воспринят ими негативно. Вновь “Liberty” столкнется с той же проблемой: производителям “Ф 1” перестанет быть интересна, и они могут просто “сделать ручкой”.


  Многие думали, что Кэри и Экклстоун будут работать вместе, но прошлой зимой
  Берни был окончательно отправлен в отставку.

 

Сейчас одним из основных вариантов, которые обсуждаются на встречах рабочей группы по созданию нового регламента, является свод правил, при котором “Ф 1” перейдет на полный привод. Моторы могут действительно стать дешевле. Но производители настаивают на том, чтобы электрическая энергия, накапливаемая батареями гибридных систем, передавалась на передние колеса. Подобные технологии уже применяются в чемпионате мира по гонкам на выносливость, и “полноприводный” регламент привлек бы в “Ф 1” новых производителей – в частности “Porsche”. Но при таком развитии событий не исключено, что на деле стоимость разработки машин с подобными системами только возрастет. В общем, и здесь простого решения нет.

Зато “Liberty” может продолжать продвигать “Ф 1” в Интернете. Уже известно, что в будущем сезоне трансляции на отдельных рынках будут проданы компании “Netflix”, одному из крупнейших распространителей видеоконтента в сети. Но сами гонки, в которых порой даже финишировавшие на четвертом месте пилоты отстают на круг, от этого вряд ли изменятся.

На самом деле единственный способ решить большую часть проблем “Ф 1” сейчас состоит в том, чтобы начать инвестировать в серию те деньги, которые она сама же зарабатывает. Так, можно было бы легко уравнять выплаты командам-участницам, равно как и снизить стоимость контрактов для организаторов этапов – что напрямую сказалось бы на стоимости билетов для болельщиков.

Едва ли не главная проблема “Ф 1” при Экклстоуне состояла в том, что почти половина денег, которые она ежегодно зарабатывала, отправлялась в кошельки ее акционеров. Но рассчитывать, что “Liberty” теперь будет действовать по-другому, было бы несколько странно – ведь за то, чтобы стать владельцами чемпионата, они выложили почти 10 млрд евро. И поводов использовать “Формулу 1” в качестве источника для приумножения капитала у новых обладателей коммерческих прав не меньше, чем у Экклстоуна.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: