Рубрики

Чуду и чудо

8:33 10-12-2020

Экспедиция на кроссоверах Lada X-Ray по Дагестану.

У многих российских обывателей Дагестан ассоциируется с грозными бородатыми горцами, боями без правил, да стрельбой в воздух по любому поводу. Экспедиция на Lada X-Ray открыла  республику совершенно с другой стороны.

Кирилл Сазонов. Фото автора

Режим – лежим и стоим

Биб-бип!! Фа-Фа! Гудки автомобильных сигналов, на дагестанских дорогах, похоже, не смолкают никогда. Каждый уважающий себя горец считает своим долгом посигналить при любом маневре: пошел на обгон – нажал на клаксон, решил повернуть – без бибиканья не обойтись. А уж если на улице встретились знакомые или соседи… Попробуй не посигналь – наживешь кровного врага!

Похоже, единственное, что хоть как-то сдерживает горячих дагестанских водителей, это немыслимое количество лежачих полицейских в любом мало-мальски населенном пункте. Спидбрекеры чудовищной высоты, больше похожие на противотанковые надолбы, натыканы, кажется, через каждые 50-100 метров. Они, конечно, сильно тормозят поток (по наблюдениям, большая часть пробок в той же Махачкале возникает именно из-за них), но позволяют создавать хотя бы видимость порядка на дорогах.

         Вырвавшись из броуновского движения Махачкалы, держим путь к бархану Сары-Кум – одному из уникальных природных памятников Дагестана. Это самый большой в Евразии бархан. Только вдумайтесь: гора песка около 250 метров в высоту. Почти 12 километров в длину и примерно четыре километра в ширину. Почему “около” и “примерно”? Да потому что Сары-Кум постоянно меняет свою форму под действием ветров. Смещаясь, время от времени, на несколько сантиметров то в одну, то в другую сторону.

Побродив по бархану, отправляемся дальше в горы в сторону села Гуниб. Размытые глинистые грунтовки с крупными камнями заставляют водителей постоянно быть в тонусе. Благо наши Х-Ray прощают определенные ошибки. Приличный клиренс и короткие свесы добавляют уверенности, что очередной предательски торчащий в колее валун не станет фатальным. А “зубастые” зимние шины надежно вгрызаются в грунт, вытягивая машину на скользких подъёмах. И еще цепко держат автомобили на не менее скользких спусках.

Имам и ням-ням

Выбравшись с грунтовки, неожиданно сталкиваемся с новой особенностью дагестанского дорожного движения – стадами коров и овец, неспешно бродящими по трассам. Ладно, в каком-нибудь забытом Богом высокогорном селе на былые остатки асфальта выйдут десяток-другой буренок. Но лениво прогуливающийся по проезжей части крупный и мелкий рогатый скот – привычное явление и на обычных загородных трассах.

         По дороге заезжаем на фабрику по производству урбеча – традиционного дагестанского угощения. Рецепт прост до невозможности: орехи  или абрикосовые косточки (кому что больше нравится) перемалываются с небольшим количеством сахара. Получается вязкая маслянистая субстанция с непередаваемым вкусом и ароматом.. Здесь его готовят по старинным рецептам на допотопных мельницах с каменными жерновами.

         В отель, расположенный на краю ущелья приезжаем уже в кромешной темноте. После напряженного дня аппетит у всех зверский. Выставленные на столах национальные лепешки чуду и дымящийся хинкал, щедро сдобренный зеленью и соусами, не оставил равнодушными даже самых закоренелых блюстителей диеты.

         Ничто так не бодрит ранним утром, как подъем в гору по каменистой тропе! Чтобы увидеть рассвет, забираемся на одну из скал, нависающих над Гунибом. Это знаковое историческое место не только для Дагестана, но и всего Кавказа. Ведь именно в этом ауле, представляющем из себя неприступную природную крепость, в августе 1859 года сдался в плен имам Шамиль. Положив тем самым конец многолетней кровопролитной Кавказской войне.

         Переведя дух, оказываемся в другой не менее интересной точке. Здесь великий русский художник-маринист Иван Айвазовский написал одну из своих немного численных картин, не связанных с водной стихией – “Аул Гуниб в Дагестане”. Вид, открывающийся в лучах восходящего солнца на вершины гор и долину, заставляет участников экспедиции судорожно глотать свежий морозный воздух… Боль в ногах и усталость забываются сами собой. 

Каспийские монстры

Из Гуниба выдвигаемся в сторону Каспийского моря. По дороге заезжаем на Ирганайское водохранилище. Это одно из самых крупных водохранилищ в Дагестане. И совершаем экскурсию на одноименную ГЭС, вторую по мощности на Северном Кавказе.     

Строительство плотины началось еще в конце 70-х годов прошлого века. Однако в итоге проект превратился в один из советских долгостроев. В полную силу электростанция  была запущена лишь в 2008 году. В результате было затоплено 940 гектар сельхозугодий и садов. Полностью скрылось под водой село Ирганай, частично затопленными оказались еще несколько поселений. Однако появление ГЭС обеспечило Дагестан и ряд соседних регионов столь необходимой электроэнергией.

Следующей точкой нашего маршрута стал древний город Дербент. Официально считается, что ему около 2000 лет. Однако многие ученые сходятся во мнении, что он гораздо старше. Так как первые упоминания о нем переносят нас почти на 5000 лет назад.

         Главная достопримечательность Дербента, его визитная карточка, безусловно, крепость Нарын-Кала, включенная в перечень объектов истерического наследия ЮНЕСКО. Именно она защищала народы Закавказья от нашествий кочевников с севера в обход Кавказских гор, вдоль побережья Каспийского моря. Ее стены до сих пор хранят на себе отметины от многочисленных попыток взять бастион штурмом.

И все же самое “вкусное” организаторы экспедиции традиционно оставили напоследок. В финале экспедиции нас ждала встреча с экранопланом “Лунь», наводившим во времена Холодной войны ужас на потенциального противника.

Долгое время он был надежно скрыт от посторонних глаз в доке Каспийской флотилии. Однако недавно транспорт вывели из состава вооруженных сил, и в скором времени он должен стать центральным экспонатом патриотического парка в окрестностях Дербента.

         Размеры исполина потрясают:  высотой с пятиэтажный дом, длинной больше половины футбольного поля… Восемь турбореактивных двигателей разгоняли этого монстра до 500 км/ч. Как известно, он нес на себе шесть противокорабельных ракет и считался главным оружием против авианосцев. Несясь на расстоянии 1.5-2 метра  над поверхностью воды, “Лунь” был практически незаметен для систем ПВО.

Многие ошибочно называют этот экраноплан “Каспийским Монстром”. Это не так – Каспийский Монстр затонул во время испытаний еще в 1980 году.  Но стал прототипом как раз для “Луня”.

За три неполных дня полностью узнать весь Дагестан, конечно, не получится. Сильнейший туман, к сожалению, скрыл от нас живописнейший Сулакский каньон, способный дать фору известному Гранд-Каньону в Аризоне. Проливные дожди вынудили отказаться от планов посетить уникальную Карадахскую теснину. Но зато есть повод вернуться! 

Авторские материалы газеты Клаксон читайте на канале Яндекс.Дзен

Последние авто новости и результаты тест-драйвов LADA (ВАЗ) читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон