Рубрики

Держи чемпиона!

14:41 12-10-2015

Организаторы ведущих мировых автоспортивных чемпионатов уже давно перестали руководствоваться исключительно спортивными принципами определения победителя. Чемпионат мира по ралли, где пытаются всеми силами придержать Себастьена Ожье, – не исключение. Дабы обеспечить интригу, устроители гонок идут на всевозможные ухищрения.

Организаторы ведущих мировых автоспортивных чемпионатов уже давно перестали руководствоваться исключительно спортивными принципами определения победителя. Чемпионат мира по ралли, где пытаются всеми силами придержать Себастьена Ожье, – не исключение. Дабы обеспечить интригу, устроители гонок идут на всевозможные ухищрения.

МАХИНАЦИИ со стартовым порядком – не новость в раллийном мире. Особенности дисциплины изначально не могут позволить поставить участников в равное положение. На гравийных дорожках покрытие меняется постоянно. Первые экипажи вынуждены сгребать мелкие камни и песок с трассы, расчищая покрытие. Следующие за ними получают преимущество за счет лучшего сцепления, а замыкающие зачастую вынуждены мириться с тем, что трасса к моменту их старта становится уже основательно разбитой.

Правило, согласно которому лидер чемпионата должен мириться с ролью "дворника" на протяжении двух дней, появилось только в этом году, но и раньше организаторы раллийных гонок при помощи стартового порядка пытались сделать так, чтобы борьба за победу была более напряженной.

Несколько лет назад в конце каждого дня проводился так называемый регруппинг, и дорожки каждого нового отрезка открывал тот, кто заканчивал лидером предыдущий. Казалось бы, все более или менее логично. Уйти в отрыв в таких условиях было достаточно сложно, но в итоге многие гонки превращались в фарс. Лидировавшие на протяжении дня экипажи буквально останавливались на вечерних спецучастках, чтобы пропустить вперед кого-нибудь еще. Порой доходило до абсурда: команды применяли хитрые тактические схемы, отправляя другие свои экипажи стартовать в "неправильное" время. Те получали большие временные штрафы и выбывали из борьбы за высокие позиции, но при этом могли расчищать дорожки для лидеров своих команд. Объяснить все эти хитрые схемы неискушенным болельщикам было достаточно сложно, что сказывалось на популярности WRC.

Интересно, что есть вполне понятная и уже опробованная схема, которая позволяла более или менее исключить неравенство. Не так давно пилоты просто проходили квалификацию и сами могли определять собственные позиции в канале – в том порядке, в котором оказались расставлены по итогам предварительного спецучастка. То есть победитель квалификации первым говорил, с какой позиции будет стартовать. Гонщики и руководители команд признают, что подобная схема является самой честной. Но использовалась она лишь на протяжении пары лет – потому что сильнейшим становилось "слишком легко".


Реверсивная решетка


В КОЛЬЦЕВЫХ гонках применяется правило так называемой реверсивной решетки. Во многих сериях за один уик-энд проводится по две гонки, и стартовое поле во второй из них формируется по далеко не самым спортивным принципам. К примеру, в GP2 в заключительном заезде этапа решетка формируется исходя из результатов первой гонки. Те, кто в протоколе занял места с 9-го по последнее, с этих же позиций и стартуют, а остальные восемь переворачиваются в зеркальном порядке – то есть обладателем поула становится тот, кто финишировал восьмым. Победитель первого заезда, то есть в подавляющем большинстве случаев сильнейший пилот, стартует восьмым и вынужден прорываться.

Организаторы почти всех молодежных первенств применяют подобные схемы. Это стало почти обязательным после того, как в 2005 году Льюис Хэмилтон выиграл 15 гонок из 20 в Евросерии "Формулы 3". Считается, что с правилом реверсивной решетки сильнейшие молодые гонщики могут отточить и столь необходимый навык, как умение обгонять. По-настоящему сильным пилотам это правило не слишком мешает. К примеру, Стоффель Вандоорн в этом сезоне GP2 уже оторвался от соперников настолько, что почти наверняка обеспечит себе титул уже на следующем этапе в Сочи – еще за четыре-пять гонок до конца первенства.

Применяется схожая схема и в чемпионате мира по турингу WTCC. Правда, там реверсивная решетка формируется по итогам квалификации. В одной из гонок пилоты стартуют в "нормальном" порядке, в другой – первая десятка переворачивается, и пилот, квалифицировавшийся десятым, в определенной сессии начинает заезд с поула. Правила запутаны, и порой пилоты намеренно едут по трассе очень медленно, чтобы занять заветное десятое место. В этом году под огонь критики со стороны соперников попали пилоты "Citroёn". Но у судей просто нет возможности к таким "хитрецам" придраться.

В "IndyCar" один раз решились разыграть места на стартовом поле жребием. В 2011 году в Техасе в рамках одного уик-энда проводилось две гонки, и перед началом одной из них организаторы просто устроили лотерею, разыграв места на решетке при помощи рулетки. Такое могло случиться только в Америке, но даже там все в итоге решили, что это уже перебор. Эксперимент был признан не слишком удачным.


Весовые гандикапы


ОДИН из самых простых и понятных способов придержать фаворитов – навесить им лишних килограммов в машину. Сейчас такая схема вполне успешно применяется в DTM, и стоит признать, борьбу в чемпионате это действительно делает более острой.

Силы команд в DTM и так почти равны, машины трех представленных в серии производителей не слишком сильно отличаются по скоростным характеристикам, но при этом организаторы не стесняются сдерживать вырывающихся вперед и искусственными методами.

Система весовых гандикапов достаточно сложна. Довесок получают за свои успехи и пилоты, и команды – так что расстановка сил может меняться от этапа к этапу достаточно сильно. В прошлом сезоне это тем не менее не помогло сдержать Марко Виттмана. Гонщик, выступающий за BMW, оформил титул досрочно, но в нынешнем году история вряд ли повторится. В 14 гонках, прошедших до настоящего момента, было зафиксировано уже десять победителей.


Системы начисления очков


ЕЩЕ ОДИН распространенный способ – дать отстающим шанс отыграться самим в "финишном створе". История знает немало примеров, когда пилоты выигрывали чемпионаты благодаря хитрой системе начисления очков.

В некоторых сериях применяется правило, согласно которому в определенных гонках – чаще всего это заключительные этапы – начисляются дополнительные баллы. Так, в прошлом сезоне в "Ф 1" впервые в истории по итогам гонки в Абу-Даби гонщики получили двойное количество очков. На итог чемпионата это не повлияло, но при определенном раскладе вполне могло. Так случилось в этом году в "IndyCar", когда лидировавший на протяжении всего первенства Хуан-Пабло Монтойя лишился титула, неудачно проведя заключительный раунд. Его главный соперник Скотт Диксон выиграл гонку и набрал за победу в два раза больше очков, чем положено на других этапах – именно благодаря этому он смог стать чемпионом.

Фотосессия перед гонкой “IndyCar” в Техасе в 2011 году, приуроченная к лотерейному
розыгрышу стартовых позиций. Главным претендентам на титул Дарио Франкитти
и Уиллу Пауэру затея не очень понравилась.

Удивительный случай произошел в 2011 году в раллийном первенстве IRC. Чемпионат выиграл Андреас Миккельсен. На протяжении всего сезона казалось, что титул должен достаться кому-то из его напарников по команде "Skoda". Ян Копецки и Юхо Ханнинен одержали по несколько побед, а Миккельсен лишь дважды в восьми гонках смог подняться на подиум. Тем не менее он сохранил шансы на титул благодаря тому, что сразу в двух последних ралли начислялось большее количество очков. На предпоследнем этапе – в полтора раза, на последнем – в два. Андреас, который потерял бы в "нормальных условиях" шансы на титул еще задолго до начала заключительной фазы первенства, выиграл два заключительных раунда и вместе с ними титул. Что сказать? Сюжет оказался закрученным, но после окончания чемпионата даже организаторы признали – итоговый протокол не отражал реальной расстановки сил.

Способов придержать сильнейшего спортсмена в гонках немало, но вряд ли хоть один из них можно действительно назвать идеальным. В большинстве случаев либо не выходит ничего, как в примере с Ожье, либо выходит какая-то нелепица…


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: