Рубрики

Держи дистанцию

23:08 26-05-2021

Артем Скворцов, основатель проектов Benzuber, Varta и «Чаевик». История успеха, которая началась со встречи с прекрасной дамой…

Генезис современного отечественного бизнеса – это не только летопись гигантских корпораций, но и история отважных одиночек. Тех, кто не боится рисковать и брать на себя ответственность. Тех, кто готов заглянуть за линию горизонта и даже черные полосы жизни умеет использовать как взлетные. «Клаксон» представляет именно таких предпринимателей. Настоящих героев своего дела, которые определяют будущее всей страны.

Возможно, некоторые сочтут это за красивую корпоративную легенду. Но история сервиса по онлайн-оплате топлива на АЗС Benzuber действительно началась со встречи нашего героя с прекрасной дамой. Все было почти по Блоку. С той лишь поправкой, что овеянной «духами и туманами» незнакомке в белоснежной шубе приходилось пробираться сквозь лужи и грязь от своей машины к кассе на заправке. И там где поэт сделал вывод «in vino veritas», наш герой пришел к идее, что истина и перспектива – в дистанционной оплате.

Оплата топлива на АЗС по кьюар-коду или смартфону не кажется сегодня чудом.  В чем уникальность вашего проекта?

Сейчас многие вещи не кажутся чудом после того, как Илон Маск сумел посадить ракету обратно на землю. Вопрос -- в реализации с минимальными инвестициями. За дорого можно сделать все что угодно. А попробуй сделать задешево так, чтобы этим пользовались потребители и это было во благо. Так, что «чудо» -- это компоновка технологии, которая служит конкретному делу. Такому, как заправка автомобилей. 60% потребителей не хотят и ничего не покупают в магазине при АЗС. Они хотят просто заправиться и не тратить свое время ни на что другое.  Наш проект -- для них. 

Разработка мобильных приложений – традиционная сфера «айтишников». Ваше образование и производственный опыт также связаны со сферой информационных технологий?

Я закончил Уральский государственный технический университет, где учились многие из моего близкого окружения и в первую очередь мои родители.  Но если их специальностью была «автоматика и телемеханика», то я выбрал «автоматизированные системы обработки информации и управления» (АСУ).

Уральский государственный технический университет дал миру много видных выпускников. В их числе, например, и Борис Ельцин.

Так что да: моя работа в области автоматизации топливного ритейла на протяжении 20 лет, текущая деятельность и проект Benzuber напрямую связаны с моим образованием. Я делаю то, чему меня учили. И те фундаментальные вещи, которые нам несмотря на тяжелые «девяностые» преподаватели старой закалки вколотили в голову, стали основой, на котором я сегодня строю технологические решения и веду профессиональную деятельность. 

В Университете Артем Скворцов изучал «автоматизированные системы обработки информации и управления» (АСУ).

Учась в Университете, вы ставили себе какие-то цели в бизнесе? Или строили планы работать в конкретной сфере и конкретной компании?

Определенных целей, конечно, у меня не было. Обучение пришлось на  период лихолетья, когда все жили «сегодняшним днем» и радовались типичным студенческим забавам. Большую роль тогда в моей жизни сыграл стройотряд. Пусть нам не довелось участвовать в гигантских свершениях, типа БАМа, но это была вполне осязаемая работа. И она приносила не только деньги, но и крепила дружбу между нами. Впоследствии, старшие ребята из стройотряда, устраивавшиеся в те или иные коммерческие фирмы, подтягивали и нас. К слову, подрабатывать во время учебы было не зазорно и не диковинно. Напротив. Если кто-то на 4-5 курсе где-то не вкалывал, то это был либо мажор, которому не нужны деньги. Либо странный человек, у которого проблемы с коммуникацией. Лично я защищал диплом на 5-м курсе, уже будучи в должности начальника информационного отдела одного ООО.

Ваша специальность давала вам возможность устроиться в крупную корпорацию?

Я мог оказаться в компании Екатеринбургнефтепродукт, тогда она представляла собой «остаток» советской  еще системы нефтепродуктообеспечения в нашем регионе. Я туда устраивался на должность инженера по эксплуатации системы безналичных расчетов и оплаты. Причем, подходил полностью по своим навыкам, но у меня заканчивалась отсрочка от армии. И работодатель решил не рисковать. Но в итоге я вытянул «счастливый билет». Моя будущая жена познакомила меня с моим будущим партнером по бизнесу – Денисом Лужецким. Так я оказался в основанном им компании «СКОН». Где, в частности, помогал автоматизировать систему расчетов с корпоративными клиентами.

За дорого можно сделать все что угодно. А попробуй сделать задешево так, чтобы этим пользовались потребители и это было во благо.

Тем не менее вам довелось поработать и в такой крупной компании, как "Башнефть". Но в итоге вы предпочли собственное дело. Почему?

Время в «Башнефти» дало мне опыт работы в большой корпорации. В 2011 году компания «СКОН» продала сеть из 25 АЗС в Екатеринбурге и нефтебазу компании «Башнефть». После чего я со всей командой перешел к ним на работу. Первое время трудился коммерческим директором сбытового подразделения в Екатеринбурге. Затем вице-президент компании пригласил меня возглавить направление b2b в рамках всей компании “Башнефть-Розница”. Причем, мне разрешили остаться в родном городе, несмотря на то, что подчиненные были разбросаны по всей России, а центральный аппарат компании находился в Уфе. Но спустя четыре года ситуация изменилась, и потребовался переезд в Уфу. Вот тут наши пути разошлись. И я свернул план карьеры корпоративного менеджера, стал развивать свой новый бизнес. Так появился Benzuber -- проект, который сегодня охватывает более 7500 АЗС по России и СНГ.

Над нашим проектом, к примеру, работает около десяти человек из разных городов страны. И некоторых из них я никогда не видел вживую.

Начиная свой бизнес, вы на кого-то ориентировались? Есть ли у вас кумиры в бизнесе?

Мне по душе истории таких людей, как Олег Тиньков и Сергей Галицкий. Это люди, которые с нуля создали бизнес-империи, не разменялись на быстрые прибыли в 90-х, а планомерно и системно развивали свое дело. Используя системный подход и в науку. Тот же «Тинькофф» - не только лидирующий банк, но он продает свои технологии другим учреждениям, монетизируя свои интеллектуальные разработки. Логистика «Магнита» является  одной из самых крутых в Европе. Даже европейские компании учатся у нашего ритейлера.

Ваш проект – это проект новой цифровой эпохи, в которой уже не будет места многим традиционным вещам…

Именно так. Над нашим проектом, к примеру, работает около десяти человек из разных городов страны. И некоторых из них я никогда не видел вживую. Мы регулярно устраиваем видеоконференции и дистанционные планерки. И мне кажется, что это нормально для сервиса дистанционных услуг. Но перспективы цифровизация не так однозначны. С одной стороны, кажется, что мгновенно многие люди в итоге лишатся работы, поскольку за них все будут делать андроиды. Но может ведь и получиться наоборот. Обслуживание роботов, автоматизированных механизмов или систем потребует гораздо больших людских ресурсов и новых специалистов. Я уверен, что все в итоге придет в равновесие.

Большинство стартапов -- это удача одиночек, которые потом продают идею или бизнес крупным игрокам и живут в достатке оставшиеся годы. У Benzuber в перспективе такой же конец?

Это большой миф, что человек который создал хорошую идею и продав ее за большие деньги, потом валяется на диване весь остаток жизни. Для предпринимателя деньги -- инструмент. И даже получив хорошие деньги, он нуждается в еще больших для новых свершений. Так что в некотором смысле Benzuber – это стартовая площадка для наших других перспективных проектов.  Бизнес - это нечто вроде рыбалки, когда нужно найти нужную снасть, найти клевое место, зацепить рыбу... Азарт бизнесмена сравним с азартом рыбака. 

Бизнес - это нечто вроде рыбалки...

Вы, похоже, заядлый рыбак. Где ваши «клевые» места? 

Мне доводилось рыбачить в разных уголках страны. Я часто выезжаю с сыном поудить на реки Урала. Мне нравится совмещать рыбалку и автомобильные путешествия. Например, одним из запоминающихся приключений стала поездка из Екатеринбурга на Алтай к Телецкому озеру. Причем я туда добирался за рулем Cadillac Escalade, который у меня тогда был. Вопреки, стереотипам о валком и прожорливом «американце», оказалось, что  Escalade – идеальный автомобиль для длительных путешествий. Он и едет комфортно. И  расходует топливо в трассовом режиме экономно, потому что у него половина цилиндров отключается при необходимости. Мы добрались до пункта назначения за 22 часа.  Ехали по очереди: один человек спал, а двое были спереди - водитель и штурман.

Range Rover, как пишет производитель, способен преодолевать броды глубиной до 80 сантиметров. Однако по факту порой выходит даже больше.

Сейчас я использую – причем как в повседневных поездках, так и в путешествиях – Range Rover. Этот автомобиль и красивый, и быстрый, и проходимый. Ему уже восемь лет, но он меня полностью устраивает. А в его внедорожных качествах я убеждаюсь постоянно. И зимой, когда оказываюсь в глубоком снегу.  И по весне, когда спускаю на воду катер, и мне приходится в воду заезжать довольно глубоко. Пользуюсь тем, что Range Rover, как пишет производитель, способен преодолевать броды глубиной до 80 сантиметров. У меня по факту порой выходит даже больше. Так что вода начинает проникать в салон. Но даже такие «подтопы» автомобиль мне прощает и служит верно. 

Поделиться: