Особенный фитнес для владельцев “Jaguar”
Даже несмотря на обилие электронных систем безопасности в моделях “XK” или “XF”, необходимо научиться грамотно обращаться с этими быстрыми машинами – считают в школе вождения “Jaguar”. Поэтому каждый клиент компании получает при покупке “Ягуара” бесплатный сертификат на прохождение базового курса. В прошлом году корреспондент “Клаксона” опробовал его на себе. А в этом прошел уже более углубленное обучение в школе вождения “Jaguar”.
– БАЗОВЫЙ курс рассчитан на девять часов, по три часа на день занятий. Вам же придется постараться освоить все за один день, поэтому меньше слов, а больше дела. Быстренько повторяем и поехали, – главный инструктор школы “Jaguar Experience” Егор Васильев был с нами строг.
Повторять начали с разгонов и торможений. Это упражнение было и на вводном курсе, только если тогда мы пару раз проехались, нам объяснили ошибки и все, то сейчас мы разгонялись и тормозили до рвотных позывов. Занятие на первый взгляд простое, но задача состоит в том, чтобы научиться разгонять 500-сильный “Jaguar” максимально быстро и эффективно. Настолько, чтобы сигнализатор системы стабилизации ни разу не загорался. Для этого необходимо ювелирно работать с газом. А это, кстати, весьма непросто, так как сразу после разгона идет экстренное торможение, совершая которое, педаль необходимо жать настолько сильно, насколько это возможно.
– Большинство не используют весь потенциал автомобиля при торможении. Кажется, что вы сильно нажали на педаль, но на самом деле на нее необходимо давить так, чтобы мышцы начало сводить. Это позволит сократить тормозной путь на несколько метров – что может либо вообще спасти от аварии, либо избежать серьезных последствий, – поясняет Васильев.
На втором упражнении снова повторение – с небольшой скоростью ездим по змейке со смещенными конусами.
- А это-то опять зачем? – интересуюсь я.
- Затем, что после мы поедем на скоростную змейку, и все те же движения придется выполнять с гораздо большей скоростью. Главная проблема в том, что, управляя автомобилем, водители плавно поворачивают руль в сторону виража, а потом быстро возвращают обратно, или, хуже всего, он крутится по инерции. Правильно же – быстрым, но плавным движением направить машину в поворот и тут же начать возвращать руль в нулевую позицию, но медленно. Это позволяет скорее встать на верную траекторию и начать ускорение,
– рассказывает Егор Васильев.
Поехали. Труднее всего преодолеть психологический фактор – начать возвращать руль, когда кажется, что машина еще не на необходимой траектории. Но с каждым повторением результат становится все лучше и лучше. Жаль, что времени мало, клиенты отрабатывают эти навыки до автоматизма, а мы вынуждены переходить к следующему упражнению.
Взрослые игры
ЗАГРУЗКА осей – главное, чем можно и даже необходимо пользоваться при прохождении виражей, но чем мало кто пользуется, рассчитывая на системы безопасности или свое “мастерство”. А зря.
– При разгоне передняя ось автомобиля разгружается, сцепление с дорогой уменьшается, поэтому, когда входишь в поворот в таком режиме, начинается скольжение. И чем выше скорость, тем быстрее вы окажетесь в кювете. Нельзя полагаться и на систему стабилизации. Скорее всего она поможет, но если ESP заработала, значит, вы что-то неправильно сделали. И надо исправлять ошибку, иначе в другой раз вы снова понадеетесь на электронику, она спасет, еще раз, еще... но у каждой системы есть предел – в результате вылет, – наставляет Васильев.
Чтобы минимизировать возможность сноса передней оси, разгоняемся, легкое торможение, машина приседает, быстрый поворот руля и тут же плавное возвращение с легким газом. Получается!
Вот только с ростом скорости визг колес все-таки появляется, а одновременно и грозный голос инструктора в рацию.
– Идея верная, но скорость уже слишком высока. Про это забывать тоже нельзя, против законов физики не попрешь.
Если кратко, задача школы – научить не только быстро и грамотно управлять автомобилем, но и делать это с умом, рассчитывать свои силы и возможности автомобиля.
- Ну а теперь игры для взрослых – переставка, – заявляет, идя к конусам, инструктор.
Тоже мне, напугал. Стандартное упражнение... Вот только почему он стал прямо у имитированного препятствия... прямо в конце коридора, где нам необходимо на скорости резко перестраиваться и потом возвращаться в свой ряд?
– Поехали! Когда надо, я махну рукой. Куда махну – в ту сторону и уходите.
Вот это действительно игры для взрослых. Разгон, на спидометре за сотню. Ну где же знак, я уже близко... нервы не выдерживают, и я сворачиваю до взмаха руки.
- Рано, а вдруг я побежал бы в эту сторону, – смеется инструктор.
Хотя, наверное, если бы побежал, было бы не так смешно. Пробуем еще раз. Разгон, за секунду до столкновения взмах левой руки, сброс газа, чтобы машина присела на переднюю ось, поворот руля, снова газ, и я снова в ряду. Еще буквально две попытки, и мы возвращаемся на исходную позицию.
Рубашку хоть выжимай, а по сосудам циркулирует гигантская доза адреналина. Но все хорошее заканчивается, и в отличие от клиентов школы на следующий день нам не придется снова и снова постигать азы управления автомобилями “Jaguar” в школе “Jaguar Experience”.
Алексей АКСЕНОВ
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Jaguar читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон