Рубрики

Для женщин-гонщиц организовали отдельный чемпионат

16:19 01-11-2018

Уже в следующем году будет дан старт новому гоночному чемпионату. В так называемой “W Series” позволят выступать только женщинам. Впрочем, несколько сильных гонщиц уже отказались от участия в серии и раскритиковали саму идею создания отдельного класса для женщин.

В гонках только девушки

Уже в следующем году будет дан старт новому гоночному чемпионату. В так называемой “W Series” позволят выступать только женщинам. Впрочем, несколько сильных гонщиц уже отказались от участия в серии и раскритиковали саму идею создания отдельного класса для женщин.


Это прецендент в мировом автоспорте. До настоящего момента гонки оставались одним из немногих видов спорта, где женщины выступали в соревнованиях наравне с мужчинами. Представительницы прекрасного пола пробивались даже в “Формулу-1”, сильно выступали в чемпионате мира по ралли и DTM. Но справедливости ради стоит признать, что больших успехов на мировой арене женщины все-таки не добивались.


Идея

Полемика вокруг создания отдельного чемпионата для гонщиц разгорелась около пяти лет назад. Тогда сразу в нескольких командах появились девушки-пилоты – правда, речи о том, чтобы они участвовали в гонках, не шло. “Williams” дала возможность Сьюзи Вольфф поучаствовать в паре официальных тренировочных сессий, но когда начались проблемы со спиной у основного гонщика Валттери Боттаса, команда в срочном порядке наняла резервиста, исключив вариант, при котором за руль в гонке пришлось бы сажать Сьюзи. Для нее это стало сигналом к завершению карьеры в автогонках – сейчас она является руководителем одной из команд “Формулы E”, а также возглавляет организацию “Dare to be different”, которая занимается тем, что приобщает женщин к автомобильному спорту – причем не только гонщиц, но и инженеров и механиков.


  Сьюзи Вольфф подобралась к “Формуле-1” ближе всех из гонщиц в этом тысячелетии.
  Блондинка из Великобритании даже приняла участие в нескольких официальных тренировках
  “Гран-при”, но на старт так и не вышла.

 

Помимо Вольфф, других гонщиц, которые хотя бы в теории могли бы претендовать на переход в “Формулу-1”, в последнее время не было. Наибольшее внимание было приковано к Кармен Хорде – но не благодаря ее таланту, а скорее ввиду внешних данных. Эффектная блондинка после пары не слишком удачных сезонов в GP3 заключила контракт с командой “Lotus”, став ее пилотом по развитию. Впрочем, даже на тестах пилотировать “Ф1” ей не доверили – все ограничилось лишь несколькими эффектными фотосессиями. Именно Хорда была одним из главных сторонников появления отдельного чемпионата для девушек. Изначально идею про “женскую” “Формулу-1” озвучил в одном из интервью бывший босс чемпионата мира Берни Экклстоун. Хорда же стала главным рупором, поскольку пользовалась повышенным вниманием со стороны прессы. Блондинка настаивала: женщины не могут бороться на равных с мужчинами из-за физиологических особенностей, приводя в пример себя – по ее собственным словам, в GP3 она не смогла добиться успеха во многом из-за того, что ей было сложно управлять машиной с физической точки зрения – ввиду отсутствия гидроусилителя.


  Испанка Кармен Хорда три года провела в GP3, но ни разу не финишировала выше 13 места,
  не заработав в итоге ни одного очка.

 

На Хорду набросились многие ее коллеги-гонщицы, посоветовав не говорить за всех, – и спустя некоторое время Кармен перестала поднимать тему неравноправия полов в своих интервью, поскольку каждое новое провоцировало шквал критики. Тем не менее, как оказалось, идея женского чемпионата казалась здравой не ей одной. К созданию “W Series” руку приложили многие видные деятели из “Формулы-1”, включая бывшего пилота и победителя 13 гонок чемпионата Дэвида Култхарда.


Реализация

Вместе с Култхардом в организационный комитет новой серии войдут еще несколько человек, с которыми сам Дэвид хорошо знаком по временам работы в команде “McLaren”. Строительством “W Series” занимаются теперь также известный инженер Эдриан Ньюи, менеджер Дэйв Райан и журналист Мэтт Бишоп, который будет отвечать за медийную составляющую и связи с общественностью – и его роль в проекте будет едва ли не ключевой, поскольку с момента объявления о создании чемпионата организаторы уже получили немало упреков в свой адрес. Все они – из того же арсенала, которым атаковали Хорду. Многие гонщицы настаивают на равноправии, заявляя, что отдельный чемпионат для женщин – это “шаг назад в истории”.


  Бейтске Виссер из Голландии некоторое время была участником программы поддержки
  “Red Bull”, но в итоге не выдержала конкуренции. Сейчас она выступает за BMW в гонках GT,
  и участие в женской серии примет только в том случае, если ей позволит расписание.

 

Впрочем, лишать женщин возможности соревноваться с мужчинами никто пока не собирается. Устроители “W Series” подчеркивают, что их цель – лишь помочь девушкам-гонщицам набрать дополнительный опыт на серьезном уровне. При этом женщины по-прежнему могут выступать в других сериях. О том, чтобы совсем разделить автоспорт на мужской и женский, речи не идет. Больше того, в самой “W Series” главной задачей называют поиск гонщицы, которая будет способна на равных с мужчинами бороться в “Формуле-1”.


  Немка София Флерш – одна из сильнейших гонщиц на данный момент, но выступать
  в чемпионате для женщин не хочет. В немецкой “Формуле-4” она дважды поднималась
  на подиум, а сейчас выступает в “Ф3”. Для нее “W Series” стала бы шагом назад в карьере.

 

Каким образом Култхард и компания хотят этого добиться? Прежде всего – избавлением от необходимости искать спонсоров хотя бы на участие в собственной серии. Участие в “W Series” будет абсолютно бесплатным. Организаторы подберут состав после тестов всех желающих – чтобы сделать серию максимально конкурентоспособной. Правда, с этим все равно могут возникнуть проблемы, поскольку в молодежных сериях не так много девушек, которые борются за высокие позиции. Очевидно, что уровень “W Series” – по крайней мере в первые годы – будет не самым высоким.

У серии будет и призовой фонд. Победительница первого сезона получит полмиллиона долларов.


Техника и гонщицы

Машины в женском чемпионате будут построены на базе шасси “Tatuus T-318” – похожие используются в британском чемпионате “Формулы-3”. То есть в техническом плане серия вполне будет соответствовать региональным первенствам в “трешке”. На таких же машинах, например, проводится чемпионат Азии в “Формуле-3”.


  Татьяна Кальдерон из Колумбии намерена следующий сезон провести в “Формуле-2”. В этом
  году она даже провела тесты за рулем машины “Ф1” команды “Sauber” и рассчитывает
  пробиться на старт. Она уже исключила вариант, при котором выступит в “W Series”.

 

Гонки серии будут проходить в рамках одних уик-эндов с немецкой кузовной серией DTM. Всего состоится шесть этапов на трассах в четырех странах: Германии, Голландии, Италии и Великобритании. Сколько машин будет на стартовой решетке, пока не уточняется, однако организаторы намерены собрать примерно 20 участниц.


> Изначально идею про “женскую” “Формулу-1” озвучил бывший босс чемпионата мира Берни Экклстоун.


С этим могут действительно возникнуть проблемы. Девушек, которые добрались до международных формульных классов, не так и много. В GP3 продолжает (без особого успеха) выступать Татьяна Кальдерон, в европейской “Ф3” (показывая весьма средние результаты) гоняется София Флерш… Сильная гонщица есть в британском первенстве “Ф3” – Джеми Чадвик выиграла в этом году даже одну из гонок.


  Несмотря на слабые результаты в молодежных сериях, Кармен Хорда заключила контракт
  с командой “Формулы-1”, но дело ограничилось фактически лишь эффектными фотосессиями.

 

Конечно, можно вспомнить и о Кармен Хорде, и о талантливой голландке Бейтске Виссер, которая еще недавно выступала в “Формуле Рено 3.5”, но в любом случае набрать хотя бы с десяток действительно неплохих гонщиц организаторам первенства будет сложно. Особенно если учесть, что очень многие девушки выступают с критикой первенства.


Главный критик

Сильнее всех протестует против создания женской серии гонщица “IndyLights” Пиппа Манн. У нее была сравнительно неплохая карьера в Европе, затем она стартовала в нескольких гонках “IndyCar”, включая “Инди-500”, но в последние годы испытывает проблемы с поиском спонсоров.


> “Мы не мечтали о том, чтобы нас вывели в отдельный зачет и мы бы боролись за какой-то девчачий кубок”, – Пиппа Манн.


В прошлом году она раскрыла планы организаторов “W Series” сразу после того, как они связались с ней по вопросу о потенциальном сотрудничестве. Ранее Манн уже не раз высказывалась негативно об отделении девушек в отдельный класс – три года назад, когда появились первые разговоры о создании женской серии.


  Машина женского чемпионата будет соответствовать уровню региональных
  первенств в “Формуле-3”.

 

“Теперь они вернулись, – написала она в своем блоге. – На этот раз с новым лидером. Увы, это человек, который известен в мире автоспорта, и он мог бы лучше разобраться в вопросе. Мы, пилоты-девушки, – в первую очередь именно пилоты. Гендерные признаки отходят на второй план. Мы росли, мечтая бороться за победу, за чемпионские титулы, но бороться против всех – точно так же, как это делают пилоты-мужчины. Мы не мечтали о том, чтобы нас вывели в отдельный зачет и мы бы боролись за какой-то девчачий кубок.

Вместо того, чтобы нас поддержать, эти люди создают для нас цирк и хотят, чтобы мы были в нем цирковыми животными. Они связываются с такими же, как я, у кого не хватает спонсоров, чтобы постоянно выходить на старт гонок, надеясь, что найдут нас в отчаянии и что мы, проигнорировав собственный соревновательный инстинкт, скажем “да””.


  Британская гонщица Пиппа Манн не стесняется выступать за рулем розовой машины
  в розовом шлеме, но при этом категорически против создания отдельной серии для женщин.

 

Многие гонщицы солидарны с Манн и уже публично раскритиковали идею создания “W Series” – включая Софию Флерш, которая сейчас является, пожалуй, сильнейшей гонщицей в Европе. Не исключено, что ведущие женщины-пилоты просто бойкотируют новый чемпионат – и идея так и останется нереализованной…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: