Рубрики

Добьется ли Сергей Сироткин больших успехов в “Ф 1”?

9:19 31-01-2018

В главном гоночном первенстве планеты, начиная со следующего сезона, будет выступать молодой россиянин Сергей Сироткин. Он станет уже третьим представителем России в “королевских гонках” после Виталия Петрова и Даниила Квята. Есть ли у него шансы добиться в чемпионате более весомых успехов? Корреспондент “Клаксона” сравнил стартовые данные Сироткина с его предшественниками из “Ф 1”.

Третьим будет


В главном гоночном первенстве планеты, начиная со следующего сезона, будет выступать молодой россиянин Сергей Сироткин. Он станет уже третьим представителем России в “королевских гонках” после Виталия Петрова и Даниила Квята. Есть ли у него шансы добиться в чемпионате более весомых успехов? Корреспондент “Клаксона” сравнил стартовые данные Сироткина с его предшественниками из “Ф 1”.


Возраст

В современной “Ф 1” это один из главных сейчас факторов. Перспективность гонщиков принято оценивать уже практически только по возрасту. Система молодежных чемпионатов выстроена таким образом, что самые одаренные пилоты могут пройти через нее всю буквально за пару лет, а то и меньше. За последние три года в “Ф 1” дебютировали пилоты, которым было 17 и 18 лет, так что 22-летнего Сироткина “молодым пилотом” назвать уже сложно. Скорее, он добрался до чемпионата просто вовремя – не рано, но и не слишком поздно.

Сироткин – практически ровесник Квята, у которого за плечами уже четыре года в “Ф 1”, поскольку дебютировал он в 19 лет, а затем какое-то время даже держал рекорд, как самый молодой в истории “Формулы 1” пилот, сумевший набрать очки. Что касается Петрова, то в свои семнадцать он только начал карьеру в автоспорте, а до “Ф 1” добрался в 25. Так что даже с этой точки зрения перспектив у него было изначально меньше, чем у Квята или Сироткина.

При удачном стечении обстоятельств Сергея может ждать очень долгая карьера в “Ф 1”.


Команда

Сироткин дебютирует в чемпионате в составе одной из самых титулованных и заслуженных команд “Формулы 1” – легендарной “Williams”, которая успешно выступала в чемпионате на протяжении четырех десятилетий.

Сейчас не лучший период в ее истории. “Williams” – все еще частная команда, которой не просто состязаться с заводскими коллективами, и последние титулы она завоевывала еще в середине 90-х. В гонках подопечные сэра Фрэнка Уильямса не побеждали с 2012 года, а в прошлом сезоне команда заняла пятое место в Кубке конструкторов. То есть, сейчас “Williams” –; это типичный середняк.


  Машина, на которой Сироткин дебютирует в “Формуле 1”, создается под руководством
  одного из самых опытных и успешных инженеров серии, Падди Лоу – он год назад перешел
  в “Williams” из чемпионской команды “Mercedes”.

 

В командах примерно того же ранга дебютировали в свое время и Петров с Квятом. Первый пришел в чемпионат вместе с “Renault”, которую уже продал французский автомобильный концерн, и она лишь формально продолжила так называться по инерции, а заканчивал карьеру в “Ф 1” в составе аутсайдера “Caterham”. Второй, будучи воспитанником программы “Red Bull” в “Ф 1”, дебютировал в составе молодежной “Toro Rosso”, которая всегда борется за позиции в восьмерке сильнейших Кубка конструкторов. У Квята был период, когда его перевели в главную команду “Red Bull”, но он совпал с кризисом в ней самой.

Впрочем, есть основания верить, что “Williams” может ждать новый взлет. В команде с прошлого года работает Падди Лоу, создававший чемпионские машины в той же Williams в 90-х, а затем в “McLaren” и “Mercedes”. От команды можно ждать сюрпризов.


Подготовка

До “Формулы 1” Сироткин мог добраться и значительно раньше, поскольку в начале карьеры в юниорских чемпионатах всегда считался одним из самых молодых – сразу становится понятно, что путь его был не таким и простым. Сергей выигрывал гонки в каждой из категорий, в которой когда-либо выступал, но при этом его всегда преследовали проблемы и неприятности, что не позволило выиграть ни одного более или менее серьезного титула. В GP2, которая считается самой престижной серией на пути в “Ф 1”, он дважды становился третьим – что не так и плохо, но, в то же время, не блестяще. Выиграй он это первенство со второй попытки, уже обязательно выступал бы в чемпионате мира.

Отчасти проблемы по ходу молодежной карьеры были обусловлены не самыми верными решениями с точки зрения менеджмента. Сироткин слишком быстро пересел в мощные машины, перескочив через несколько ступеней, что, возможно, и повлекло за собой ряд проблем затем.


  На протяжении двух последних лет Сергей Сироткин был тест-пилотом команды “Renault”
  и успел получить важный опыт, принимая участие как в частных тестах, так и в тренировках
  в рамках этапов чемпионата.

 

К тому же, до сих пор не совсем понятной остается история пятилетней давности с “Sauber”, когда 17-летнего Сергея некие российские инвесторы пытались привести в “Формулу 1” – ничего хорошего из этого не вышло, а за самим пилотом на несколько лет закрепилась неприятная репутация.

Тем не менее, можно говорить о том, что к “Ф 1” Сергей готов хорошо. Последние два года он был тест-пилотом команды “Renault”, присутствовал на всех важнейших брифингах, а также пилотировал машину на тестах и в ходе нескольких пятничных тренировок в рамках гоночных уик-эндов. Он знает мир “Формулы 1” изнутри, и это тоже важный момент.


Сильные стороны

Одной скоростью в “Формуле 1” никого не удивить – предполагается, что здесь собраны все сильнейшие пилоты на данный момент, хоть и для некоторых из участников чемпионата такое определение вряд ли подходит. Так или иначе, чтобы добиться успеха в “Ф 1” недостаточно просто быть быстрым.


> Сироткин дебютирует в чемпионате в составе одной из самых титулованных и заслуженных команд “Формулы 1” – легендарной “Williams”.


Все, кто работал с Сироткиным как в молодежных чемпионатах, так и в “Ф 1”, отмечают его техническую подготовку. Сергей прошлым летом закончил обучение в МАДИ, защитив при этом диплом по теме о настройках гоночного автомобиля – его способности уже оценили в “Williams”, особенно отметив тот факт, что это серьезно облегчает работу с пилотом.


Поддержка

Сироткин является участником программы поддержки российских пилотов “SMP Racing”, которая не только спонсировала его на протяжении последних лет в молодежных сериях, но и помогла устроиться в “Williams”. По слухам, за сезон Сергея в “Формуле 1” она заплатит “Williams” около $15 млн.


  Сироткина уже много лет поддерживает “SMP Racing” – российская программа, созданная
  для развития автомобильного спорта в стране. Ее логотипы были на машинах Сергея в GP2,
  где он дважды стал бронзовым призером.

 

Примерно такого же объема инвестиции от нескольких российских компаний помогли получить место в “Renault” и Петрову. Квяту поддержка от спонсоров не потребовалась – он дебютировал в “Формуле 1” исключительно благодаря тому, что отлично проявил себя в годы молодежной карьеры в составе “Red Bull Junior”, которая инвестировала немалые средства в ее развитие.


Репутация

Неоднозначная. Во многом как раз потому, что без финансового фактора не обошлось – в гоночном мире многие считают, что место в “Williams” досталось ему не в последнюю очередь благодаря покровителям. Ему теперь, как в свое время и Петрову, придется доказывать, что если пересуды и правда, то лишь отчасти. От этого, в том числе, будет зависеть продолжительность его карьеры в чемпионате. Если Сироткин сумеет зарекомендовать себя с лучшей стороны, то сможет и закрепиться в серии безотносительно того, будут его поддерживать спонсоры и дальше или нет.


> Пока каждый из россиян, что выступали в “Ф 1”, хотя бы раз поднимался на подиум. Но победить не удалось ни Петрову, ни Квяту.


В этом отношении стартовая площадка у Квята была лучшей. Он попал в “Ф 1” в первую очередь благодаря собственным результатам по ходу молодежной карьеры, но в ней самой уже поддержать реноме по разным причинам не смог. В прошлом году за ним закрепилась репутация гонщика, который очень часто попадает в аварии и не может справиться с давлением, и это, в том числе, одна из причин, почему ему будет сложно вернуться в “Ф 1”.


Напарник

В “Формуле 1” принято говорить, что главный соперник каждого пилота – это его собственный напарник по команде. У каждого коллектива собственные автомобили, и идентичной техникой обладают только те, кто выступает за одну “конюшню”, а потому и оценивать объективно выступления гонщиков можно только в сравнении с партнером.

Напарником Сироткина будет 19-летний Лэнс Стролл – канадец, который дебютировал в “Ф 1” в прошлом году после победы в европейской “Формуле 3”. Однако и он попал в чемпионат не в последнюю очередь благодаря поддержке спонсора – в его случае собственного отца, миллиардера Лоренса Стролла. Отмечая, что у Лэнса есть талант, многие обозреватели небезосновательно утверждают, что с дебютом в “Формуле 1” он и его менеджеры поторопились. Стролл слабо смотрелся в “Williams” на фоне ветерана Фелипе Массы, и у Сироткина есть все для того, чтобы одолеть его в внутрикомандном противостоянии в этом году.


  Напарником Сироткина будет 19-летний Лэнс Стролл. Многие убеждены, что он попал
  в “Формулу 1” исключительно благодаря деньгам отца, однако уже в дебютном сезоне
  в прошлом году он один раз поднялся на подиум.

 

У Петрова и Квята главные соперники были посерьезнее. Первому пришлось делить боксы с Робертом Кубицей, которого многие называли будущим чемпионом мира и который находился на пике своей карьеры – в итоге поляк по всем статьям переиграл Виталия в первом сезоне. Даниил соперничал с Жаном-Эриком Вернем. И даже несмотря на то, что в итоге именно россиянин был переведен в 2015 году в основу “Red Bull”, нельзя не отметить и то, что очков он набрал в дебютном сезоне меньше, чем французский напарник. Впрочем, Квят сумел продемонстрировать боссам программы, что у него больший потенциал, а значит, с основной задачей все-таки справился.

Сироткину нельзя в дебютном сезоне проигрывать Строллу – хотя бы потому, что у него самого в паддоке не слишком хорошая репутация.


Ожидания

Немного помочь Сироткину должно то, что от него самого многого не ждут в принципе. Основным кандидатом в Williams его никто не считал еще в ноябре, и для многих решение команды оказалось неожиданным. Сергей не выигрывал значимых титулов в младших сериях, и многие просто не знают, на что он способен. Это, как минимум, шанс удивить.


  За один тестовый день Сироткину удалось убедить новую команду, что он может быть быстр
  как на гоночной дистанции, так и на одном квалификационном круге.

 

От Петрова в “Формуле 1” тоже мало кто ждал серьезных успехов, поэтому к первым неудачам многие относились снисходительно. Зато благодаря подиуму в Австралии в 2011 году он заставил аудиторию изменить собственное к нему отношение. Увы, удержаться на том же уровне он не смог – отчасти из-за проблем с машиной.

Ожидания от дебюта Квята, напротив, были даже завышенными. В “Red Bull” он перешел на место ушедшего в “Ferrari” четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Но в итоге не выиграл ни одной гонки – и уже мало кого волновало, что сама команда построила едва ли не худший автомобиль за несколько лет. У многих так и осталось ощущение, что ожиданий Квят не оправдал.


Перспективы

По большому счету, сейчас все зависит только от самого Сергея и его результатов. В “Формуле 1” не дают скидок, но чтобы добиться в ней чего-то по-настоящему серьезного или же просто закрепиться, Сироткину нужно демонстрировать результаты с самого начала выступлений и делать это стабильно. Очень многое будет зависеть от формы “Williams” – если команде и правда удастся добиться прогресса, то продемонстрировать собственные способности россиянину будет легче. Но в будущем было бы неплохо все-таки перебраться в заводскую команду, где есть шанс начать выигрывать гонки. Сейчас такой сценарий кажется не слишком правдоподобным, но никто и не обещал, что будет легко.


Угрозы

“Формула 1” – это не совсем спорт. Здесь много зависит от политики, подковерных игр и других сопутствующих факторов. Многие отмечают, что победить в командном противостоянии Лэнса Стролла Сироткину будет непросто хотя бы потому, что отец канадца, по слухам, может оказывать огромное влияние на происходящее в коллективе благодаря тому, что обеспечивает ей серьезную прибавку к бюджету.


  Роберт Кубица долгое время считался главным кандидатом на место в “Williams” – поляк
  захотел вернуться в “Ф 1” после семилетнего перерыва, но на тестах Сироткин смог
  проехать быстрее.

 

Еще одна угроза – это наличие в команде Роберта Кубицы. Он предпринял попытку вернуться в “Формулу 1” после продолжительной паузы, вызванной травмой руки, которую он получил в 2011 году. Долгое время именно он считался основным кандидатом на место, которое в итоге занял Сироткин, но в ходе сравнительных тестов в ноябре Сергей доказал, что готов лучше. Тем не менее, команда не отказалась от сотрудничества с Робертом – он будет ее резервным пилотом, а также получит возможность доказать, что все еще способен выйти на прежний уровень. Очень многие в “Ф 1” хотят, чтобы Кубица вернулся в чемпионат, и это может оказать дополнительное давление на “Williams”. Нельзя исключать вариант, при котором, если результаты Сироткина не будут устраивать руководство, его решат заменить на поляка. Так что времени на раскачку у Сергея действительно нет.

Пока каждый из россиян, что выступали в “Ф 1”, хотя бы раз поднимался на подиум. Но победить в серии не удалось ни Петрову, ни Квяту. Их примеры также отлично показывают, что если сразу не зарекомендовать себя в качестве одного из быстрейших пилотов чемпионата, то карьера в “Ф 1”, скорее всего, окажется очень короткой.


Чего успели добиться россияне?

Сейчас: выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость, где в этом сезоне почти наверняка будет одним из пилотов команды “SMP Racing” – она дебютирует в высшем классе ле-мановских прототипов LMP1 в этом сезоне. После “Ф 1” Петров выступал также в серии DTM.


Сейчас: после увольнения из “Red Bull” осенью прошлого года найти себе место в других командах “Ф 1” не смог, но заключил контракт с “Ferrari”, где будет пилотом по развитию – соглашение не предусматривает участие в гонках. Квят в основном будет работать на симуляторе.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: