Рубрики

“Dоdgе Т214”: настоящий солдат

11:43 06-10-2011

“Додж три четверти” и сегодня способен выполнять боевые задачи

Эти машины очень ценили в Красной армии (тем более что американцы поставили к нам за время войны относительно немного “Dodge”), а теперь они стали настоящей редкостью. Достоинства автомобиля – отнюдь не в изысках конструкции, а в удачном сочетании простоты, надежности и практичности.

Додж три четверти” и сегодня способен выполнять боевые задачи


Эти машины очень ценили в Красной армии (тем более что американцы поставили к нам за время войны относительно немного “Dodge”), а теперь они стали настоящей редкостью. Достоинства автомобиля – отнюдь не в изысках конструкции, а в удачном сочетании простоты, надежности и практичности.

ОФИЦИАЛЬНО эта машина называется “Dоdgе Т214”. Ее производство в США началось в 1942 году. Различные модификации “Т214” поставлялись и в американскую армию, и в войска стран антигитлеровской коалиции. Из 250.000 изготовленных машин почти 20.000 по ленд-лизу попало в СССР, где они получили прозвище “Додж три четверти” и уважение водителей. “Три четверти”, потому что грузоподъемность автомобиля составляла 750 кг, то есть 3/4 тонны. А уважение он завоевал своей надежностью и проходимостью.

Внешне “Dоdgе Т214” представляет собой небольшой армейский грузовик – угловато-примитивный, на огромных колесах, с соответствующими “грузовыми” повадками. При этом полная масса машины составляет чуть больше трех тонн и вполне соответствует современной “легковой” категории “В”.

За рулем просторнее, да и удобнее, чем в других грузовиках тех лет. Шкалы приборов кажутся мелковатыми, но их не много, а данные амперметра и указателя уровня топлива (на фронте это самое важное) видны хорошо. Посадка специфическая: сиденья низкие, а педали расположены высоко, так что сидишь, задрав ноги. В 40-е годы автомобили обходились одним маленьким зеркалом заднего вида, и с непривычки это может стать проблемой для современного водителя. Зато при движении задним ходом достаточно просто оглянуться – все видно замечательно… при условии, что поднята часть тента, закрывающая кузов сзади.

В зависимости от года выпуска привод
стеклоочистителей на “Додже”
мог быть либо вакуумным, либо ручным
как на фото.

Для пуска двигателя здесь надо соблюсти целый ритуал: повернуть “флажок” выключателя питания, а затем нажать педаль механического привода включения стартера.

Первая передача – “ползучая”, ее включают только на бездорожье, трогании в гору или движении с прицепом. Поэтому трогаюсь со второй. Для переключения скоростей на несинхронизированной коробке необходим двойной выжим сцепления ­– если “вверх”, и с перегазовкой – если “вниз”. К этому надо привыкать и об этом надо всегда помнить.

Место водителя “Доджа” модели “WС-51”. Как говорили фронтовики – необходимый и достаточный минимум.

Зато на “Додже” рычаг КПП лишний раз можно не трогать. “Подъезжаешь к повороту, скорость сбрасываешь, вираж прошел – и газу! Он вытянет”, – просвещал меня один из опытных водителей, неплохо освоивших этот автомобиль. Ну, попробуем. Укатанная грунтовка с травяной обочиной образует петлю диаметром метров десять. На третьей передаче подъезжаю к повороту, сбрасываю скорость, при выходе из поворота снова жму газ... И “три четверти” спокойно вытянули две тонны собственного веса.


Железный марш


ВЫБИРАЮСЬ с пустыря на тихую улочку и разгоняюсь до крейсерской скорости 40 миль/ч (это примерно разрешенные у нас 60 км/ч). Спидометр отградуирован в милях, на четвертую (прямую) передачу можно переключаться после 30 миль/ч и дальше ехать как на “автомате”, добавляя и убирая газ. По сегодняшним понятиям динамики считайте что нет – КамАЗы быстрее скорость набирают. Зато на бортах можно смело писать: “Кто не спрятался – я не виноват!” Автомобиль из такого количества железа вывести из строя можно разве что тем же КамАЗом, легковушки и даже внедорожники ему не конкуренты. А если надо оттормозиться? С небольшой скорости – с писком и на “юз”; с относительно большой – вполне приличное замедление, но дистанцию следует соблюдать: тормозной путь достаточно велик, хотя тормоза здесь и с гидравлическим приводом.

На версию “WС-52” устанавливалась лебедка с механическим приводом от коробки передач.

Что касается максимальной скорости, то американцы указывают 54 мили/ч (почти 86 км/ч). Отечественные справочники, описывающие технику ленд-лиза, выдают 83 км/ч “с полной нагрузкой по шоссе”. Надо полагать, порожняком да под горку выходило быстрее, однако же никому подобное упражнение не рекомендую. Мотор на прямой передаче истошно воет, машина трясется и “плавает” по дороге, лязгают рычажные амортизаторы. Шум стоит такой, что разговаривать просто невозможно. К тому же из-за отсутствия дверей на большой скорости сбоку в спины водителя и пассажира так здорово поддувает – хоть телогрейку надевай!

Маневренность “Доджа” – особая песня. Провернуть руль на месте крайне сложно, он тяжел до невозможности. А вот если воспользоваться старым шоферским способом и трогаться “на полувыжатом сцеплении”, одновременно вращая руль, то все получается намного легче.

Деревянные лавки для солдат не мешают шоферу смотреть назад.

Во время Второй мировой войны “Доджи три четверти” выпускались в двух основных грузопассажирских модификациях – WС-51 и WС-52, последняя отличалась лишь наличием лебедки с механическим приводом. С непривычки, кстати, эта версия может доставить немало сложностей водителю. Дело в том, что рычаг включения лебедки расположен между креслом и рычагом коробки передач, так что для правой ноги места гораздо меньше, чем для левой. В результате, когда я попробовал быстро перенести ногу с газа на тормоз, ступню заклинило между педалью и рычагом лебедки. Хорошо, что на месте тренировался…

“На закуску” попробовали прицепить к “Доджу” легкую зенитную пушку. Это не составило проблемы – во время войны такие зенитки буксировались именно “Доджами три четверти”. Собственно, от знакомства с этими вездеходами осталось впечатление, что они и сегодня, если понадобится, способны перевозить солдат, грузы, буксировать легкие орудия, минометы, кухни или спецприцепы. Настоящие солдаты: надо воевать – будут воевать, и возраст им не помеха.

 

СПРАВКА

КРОМЕ базовых версий, “Dоdgе Т214” поступал в войска в виде командирской открытой машины с двумя рядами сидений и как фургон либо универсал с застекленным кузовом. В меньших количествах выпускались санитарные фургоны, автомобили с радиостанциями и другие специальные версии. Был и трехосный вариант – “Dоdgе Т223”, который тоже поставлялся в СССР. Правда, 8.000 из почти 10.000 таких машин пришли к нам в 1942 году, и до Победы они практически не дожили. А “Три четверти” служили в Советской армии и после войны, какая-то часть попала в народное хозяйство, но постепенно все они выходили свой ресурс и были списаны. В частные руки такие машины тогда не продавались, поэтому сохранилось их удручающе мало.

Автомобили, показанные на фотографиях, привезены из-за рубежа коллекционером Владимиром Киреевым уже в наше время и по сути своей являются красивыми игрушками, а не транспортными средствами. Используются они для выставок или военно-исторических реконструкций.

 

Поделиться: