Рубрики

Дорогая дискотека. Гранды автомобильных колес

10:15 09-07-2012

Некоторые дизайнеры считают, что половина впечатления от автомобиля зависит от эффектных колес. Инженеры, в свою очередь, объясняют,
как конструкция диска влияет на ходовые характеристики машины. Ну а среди автолюбителей есть немало тех, кто готов платить и за то, и за другое.

Некоторые дизайнеры считают, что половина впечатления от автомобиля зависит от эффектных колес. Инженеры, в свою очередь, объясняют, как конструкция диска влияет на ходовые характеристики машины. Ну а среди автолюбителей есть немало тех, кто готов платить и за то, и за другое.


Богатство форм


Самые распространенные среди дорогих дисков – литые легкосплавные модели. Их изготавливают методом литья из алюминиевых или магниевых сплавов, что позволяет получить практически любой внешний дизайн диска. Его отделка тоже может быть самой разнообразной: различные виды лаков, матовая поверхность, хром...

Однако имейте в виду: структура металла при литье получается кристаллически ненаправленной, то есть аморфной. Так что литые диски боятся более-менее сильных ударов при наезде на камни и бордюры.

Очень часто внешне похожие литые модели существенно различаются по цене. Разница здесь – в качестве сырья и способе отливки. Основной проблемой при литье является возможное образование внутри диска раковин, что резко снижает его прочность и надежность. Только современное оборудование, тщательное соблюдение технологии и рентгеновский контроль гарантируют должные характеристики, а высококачественные металлы обеспечивают легкость и прочность.

Кстати, будьте бдительны: на рынке встречается немало “реплик” дисков от именитых брендов. При их изготовлении предприимчивые бизнесмены экономят на материалах, технологиях и, конечно, авторских правах дизайнеров. При внешнем сходстве ходовые характеристики таких колес существенно ниже, чем у оригиналов.

Плюсы:
- разнообразный дизайн любой сложности;
- сравнительно небольшой вес;
- хорошее соотношение цена/качество.

  Минусы:
- чувствительны к ударам, не мнутся, а раскалываются;
- требуют серьезной защиты поверхности.


СОВЕТЫ:
Визуально отличить оригинальный диск от “реплики” сложно даже специалисту, ведь различия чаще всего кроются в структуре металла и соблюдении технологии. Гарантия только одна – покупать диски у официальных продавцов и требовать соответствующую документацию.
Немало фирм предлагает ремонт расколотых и треснувших литых дисков с помощью “особой сварки”. Действительно, колесу реально вернуть прежний облик, но полностью восстановить характеристики литого диска после ремонта невозможно. Ни один уважающий себя производитель колес не даст гарантию на отремонтированный диск. Поэтому, какой заманчивой бы ни была перспектива сэкономить на покупке нового диска, не рискуйте.



Все ради скорости


Есть порода автомобилистов, для которых эстетическая функция колес роли не играет, а главное – динамика и филигранное поведение машины в сложных поворотах. Здесь на первый план выходит малый вес диска в сочетании с прочной и жесткой конструкцией. Лучше всего этим требованиям отвечают кованые диски. От литых легкосплавных моделей их отличает особая структура металла, которая достигается в процессе горячей объемной штамповки (по сути, это разновидность ковки). После этой процедуры она становится мелкозернистой и “волокнистой”. Это значит, что при большей прочности стенки кованого диска заметно тоньше, чем у литого, а вес меньше почти на треть, а порой и наполовину.

Цена кованых дисков премиум-класса складывается из стоимости высококачественного алюминия или магния, более сложного технологического процесса и… “расточительного” использования металла – ведь значительная его часть идет в отходы.

Зато достоинства очевидны. Малые неподрессоренные массы положительно влияют на управляемость и плавность хода автомобиля. Улучшается и динамика – ведь раскрутить крупное, но легкое колесо мотору гораздо проще. Так что для водителей со спортивными амбициями это лучший выбор. К тому же кованые диски меньше поддаются коррозии.

Основной недостаток вытекает из достоинств – очень жесткий диск, который часто “обут” в низкопрофильную резину, столь же жестко передает на подвеску малейшие удары и толчки. Так что эти колеса очень привередливы к качеству дорожного полотна.

Кроме того, из-за особенностей технологии центральной части кованого диска нельзя придать особо замысловатый дизайн – чаще всего она отличается сравнительно простыми и лаконичными линиями. Кстати, из-за этого, равно как по причине сложной технологии, кованые диски подделываются гораздо реже литых.

Плюсы:
- высокая прочность;
- наименьшая среди прочих дисков масса;
- отличные ходовые характеристики.

Минусы:
- ограниченное разнообразие дизайна;
- жестко передают удары на подвеску.


СОВЕТЫ:

Если ваш стиль – быстрая спортивная езда, то советуем выбирать кованые диски с тонкими радиальными “спицами”. Они обеспечивают хороший баланс между массой и прочностью, а также способствуют хорошему охлаждению тормозных механизмов.



Великие комбинаторы

Особо престижная разновидность легкосплавных колес – составные диски, которые собирают из двух-трех элементов: отдельно обода и центрального диска. Они скрепляются между собой болтами (обычно титановыми), число которых из соображений прочности может достигать нескольких десятков.

Составная конструкция позволяет комбинировать в одном диске различные материалы и технологии. Например, легкий кованый обод может сочетаться с литым центром с ярким и сложным дизайном либо со столь же легкой кованой центральной частью. Хромовое покрытие может соседствовать с матовой черной поверхностью. То есть составная технология дает полный простор для дизайнерской и инженерной фантазии. Какой-нибудь теоретик вам скажет, что, мол, чем больше деталей, тем меньше надежность. Однако практика показала, что в реальных дорожных условиях такие диски по прочности мало отличаются от цельных моделей. Еще один плюс составных колес – их ремонтопригодность. Поврежденную часть можно заменить на новую, что актуально при высокой цене.

Плюсы:
- высокая прочность;
- небольшая масса;
- в некоторых случаях поддаются ремонту;
- эффектный дизайн.

Минусы:
- требуют квалифицированного обслуживания и ухода.


СОВЕТЫ:

Из легкосплавных дисков составные модели можно назвать самыми универсальными и сбалансированными. Они обеспечивают высокие ходовые качества и при этом не вынуждают жертвовать броским обликом. Если вы сочетаете вечерние прогулки с трековыми днями, то такие колеса станут оптимальным выбором.




Нестареющая спица

Яркий, необычный, если не сказать эпатажный, вид автомобилю придают спицованные колеса, особенно когда они покрыты сверкающим хромом или составом “под позолоту”.

По конструкции автомобильный спицованный диск во многом повторяет велосипедные и мотоциклетные колеса. Он состоит из трех основных частей: ступицы, обода и спиц, число которых (в зависимости от размера и назначения модели) обычно составляет от 50 до 100. В ступице закрепляются головки спиц, а их нижняя часть крепится к так называемым ниппелям – вращающимся гнездам с внутренней резьбой. С помощью этих элементов ступица выставляется внутри обода строго по центру, а также регулируется натяжение спиц.

Не слушайте “знатоков”, которые скажут, что такие диски сочетаются лишь с камерными шинами. Так было раньше, когда ниппели крепились к внутренней части обода через сквозные отверстия с помощью шляпок- “грибков”. Но крепление ниппелей уже давно усовершенствовали, и внутренняя поверхность обода современных моделей не отличается по конструкции от штампованных или литых дисков. Так что их вполне можно “обуть” в бескамерную резину. Впрочем, для любителей классики выпускаются и “винтажные” модели, рассчитанные на использование внутренней камеры.

Пожалуй, самая любопытная часть такого колеса – это сама спица. Главное ее достоинство – то, насколько хорошо она сопротивляется растяжению. Ведь вес машины, распределенный по ступицам, фактически висит на нескольких спицах. Большие нагрузки приходятся и на резьбовое соединение в ниппелях. Но основная проблема кроется в другом: при резком ускорении или торможении ступица и обод стремятся провернуться относительно друг друга, а в поворотах – сместиться в поперечном направлении. Чтобы избежать этого, спицы устанавливаются попарно крест-накрест, и каждая спица из пары крепится к противоположным краям ступицы. Таким образом, здесь спица тоже работает на растяжение, а не на изгиб. Современные технологии позволяют сделать конструкцию такого диска очень прочной, но по жесткости и устойчивости к нагрузкам элитные спицованные модели проигрывают даже бюджетным стальным и легкосплавным моделям.

Одним из достоинств ажурной спицованной конструкции считается то, что она способствует быстрому охлаждению тормозных механизмов. Но это оценят лишь поклонники агрессивной езды, которая таким дискам в общем-то противопоказана.

Определенные нюансы могут возникнуть и при установке спицованного диска на автомобиль. Ряд моделей крепится как обычные диски – болтами к ступице автомобиля. Но многие устанавливаются наподобие гоночных образцов – с помощью центральной гайки – и требуют специального переходника между ступицей и диском. И хотя производители заверяют в прочности такой конструкции, дополнительные элементы априори не добавляют ей надежности.

Плюсы:
- необычайно эффектный внешний вид;
- небольшая масса;
- хорошее охлаждение тормозных механизмов.

Минусы:
- требуют квалифицированной установки, настройки и ухода;
- недостаточно высокая прочность и жесткость;
- ограничены по скорости и нагрузкам;
- чувствительны к погоде и дорожным условиям.


СОВЕТЫ:

Спицованные диски лучше эксплуатировать в теплый сезон, ведь они очень негативно реагируют на забившийся между спицами снег или грязь. Из-за этого колесо моментально теряет балансировку и превращается в “маятник-эксцентрик”. Это не говоря уже о возможной коррозии.


Поделиться: