Этот снегоболотоход (так его называют разработчики) создан для тех, кому приходится ездить там, где нет дорог. При этом он обладает не только высокой проходимостью, но и вполне сносным уровнем комфорта.
Сперва я услышал яростный рев, а через мгновение из-за холма показался “Шаман” в “боевой” раскраске. Он играючи перевалил через вершину и, бодро спустившись по рыхлому снегу, замер возле меня. Исполинские колеса сверхнизкого давления, обеспечив клиренс почти в полметра, на такую же высоту задрали и единственную подножку. Хорошо еще, что великан умеет приседать на несколько сантиметров благодаря изменяемому за счет гидравлических стоек подвески дорожному просвету.
![]() |
“Шаман” построен вокруг лонжеронной рамы, к которой крепятся все основные агрегаты,
включая независимые двухрычажные подвески и сложную трансмиссию с пятью дифференциалами и колесными редукторами. При необходимости вездеход оснащается лебедкой и гребным винтом. Водитель управляет всеми функциями ходовой части при помощи двух мембранных пультов на передней панели. |
Внутри вездехода четыре ряда кресел занимают почти все свободное пространство. Они словно перекочевали из туристического автобуса: высокие спинки с раскладными столиками, индивидуальные трехточечные ремни безопасности, подлокотники... Вот только пройти по центральному проходу можно исключительно боком. Кресла установлены очень близко друг к другу, поскольку вдоль стен протянулись ниши для хранения мелких вещей. Еще одно странное решение для машины, которая имеет запас хода больше 1.000 км и предназначена для пересечения территорий, где нет заправок и гостиниц, – отсутствие грузового отсека. Но разработчики уверяют, что по желанию заказчика эту проблему можно решить, демонтировав последний ряд кресел.
Все равно куда направляться...
Для управления “Шаманом” надо получить права тракториста-машиниста категории “А3”. Но в принципе с этим монстром справится любой опытный автомобилист.
![]() |
Вместительные багажные ниши вдоль бортов кузова сдвинули удобные пассажирские
кресла к центру машины, оставив для прохода предельно узкий коридор. |
Водитель сидит по центру машины, поэтому отлично видит обстановку вокруг. Органы управления вполне привычные. Необычно выглядят только пульты с контурами шасси и всех восьми колес, но их назначение поначалу от меня скрыли...
![]() |
Водительское место ради лучшего обзора вынесено вперед относительно салона.
Для этой же цели на каждом из трех окон установлено по “дворнику”. |
Запускается трехлитровый турбодизель “Iveco” нажатием кнопки. Звук мотора тут же пробивается в кабину, но не оглушает. А дальше все просто: выжимаешь сцепление, включаешь первую передачу в шестиступенчатой механической коробке – и вперед!
Прежде чем попасть на испытательный полигон, мне надо было провести машину через деревушку. При ширине в два с половиной метра снегоболотоход едва поместился на проселочной дороге. К тому же рулевое управление не блещет обратной связью, и потому траекторию движения контролировать сложно. А тут еще впереди появился поворот под 90 градусов. Даже с учетом того, что колеса обеих передних осей поворачиваются, совершить маневр в такой тесноте мне показалось невозможным.
![]() |
Самоочищающийся протектор шин низкого давления заточен под работу на сыпучих
грунтах и болотах. Поэтому на снегу он не дает должного сцепления, заставляя водителя использовать весь внедорожный арсенал трансмиссии. |
Но испытатель фирмы, хитро улыбнувшись, поведал мне о функционале тех самых загадочных пультов на передней панели. Они заведуют подкачкой колес, а также меняют параметры трансмиссии и шасси. Причем в совершенно фантастических пределах. Щелчок мембранной кнопкой (такой тип клавиш самый морозоустойчивый), и к рулежке подключаются третья и четвертая оси. Поворачиваясь в противофазе к первой и второй, они помогли провести “Шаман” по очень крутой траектории, не задев забора.
Наконец выбрались на оперативный простор – снежную целину. Благодаря высоким тяговым характеристикам мотора зубастые колеса проламывают плотный наст и не просто тащат тяжелый “Шаман” вперед, а еще и разгоняют его. Но как только снег стал менее плотным, вездеход начал зарываться по самое днище. Дело в том, что протектор шин заточен под преодоление болот и грунтовых участков, пояснили разработчики. Пришло время задействовать весь внедорожный арсенал – подключить к приводу оба передних моста, перейти на понижающую передачу в раздатке и заблокировать все пять дифференциалов (один межмостовой и четыре межколесных). Весь процесс отдан на откуп сервоприводам, поэтому занимает от силы пару секунд и происходит без скрежета шестеренок. Теперь вездеход лишается даже шанса на пробуксовку. И ему становится совершенно безразлично диагональное вывешивание и прочие сложные ситуации...
![]() |
Для сокращения радиуса поворота к рулежке можно подключить третью и четвертую оси. |
Готовлюсь к спуску в глубокий овраг. Дисковые тормозные механизмы с гидравлическим приводом на каждом колесе без труда осаживают четырехтонную машину. Качнувшись через край, “Шаман” начинает медленно сползать по отвесному склону. Передний свес у него практически отсутствует, поэтому препятствия можно штурмовать прямо в лоб.
По дну оврага “Шаман” ползет, переваливаясь с одного бока на другой, через высокие пеньки и широкие стволы поваленных деревьев. При этом в салоне пассажиров не швыряет из стороны в сторону. Приемлемый комфорт, высокую плавность хода и надежное сцепление с поверхностью обеспечивает независимая двухрычажная подвеска на поперечных рычагах.
В конце теста мы по-пробовали еще один интересный режим, который создатели машины называют “краб”. При его активации все восемь колес поворачиваются в одну сторону, в результате вездеход движется боком, прокладывая каждым колесом отдельную колею. Тем самым уменьшается вероятность провалиться в трясину.
![]() |
В собранном виде высота колеса превышает один метр. Давление в нем можно
дистанционно регулировать для повышения проходимости. |
Впрочем, даже если это случится, “Шаман” не утонет. Его кузов сделан герметичным, а при желании на машину можно установить водяной движитель, и тогда вездеход превратится в водоплавающее средство. Дороги ему действительно не нужны...