Рубрики

Дороги ему не нужны. Четырехосный “Шаман” не знает препятствий

11:56 05-04-2013

Этот снегоболотоход (так его называют разработчики) создан для тех, кому приходится ездить там, где нет дорог. При этом он обладает не только высокой проходимостью, но и вполне сносным уровнем комфорта.

Этот снегоболотоход (так его называют разработчики) создан для тех, кому приходится ездить там, где нет дорог. При этом он обладает не только высокой проходимостью, но и вполне сносным уровнем комфорта.

Сперва я услышал яростный рев, а через мгновение из-за холма показался “Шаман” в “боевой” раскраске. Он играючи перевалил через вершину и, бодро спустившись по рыхлому снегу, замер возле меня. Исполинские колеса сверхнизкого давления, обеспечив клиренс почти в полметра, на такую же высоту задрали и единственную подножку. Хорошо еще, что великан умеет приседать на несколько сантиметров благодаря изменяемому за счет гидравлических стоек подвески дорожному просвету.

“Шаман” построен вокруг лонжеронной рамы, к которой крепятся все основные агрегаты,
включая независимые двухрычажные подвески и сложную трансмиссию с пятью
дифференциалами и колесными редукторами. При необходимости вездеход оснащается
лебедкой и гребным винтом. Водитель управляет всеми функциями ходовой части
при помощи двух мембранных пультов на передней панели.

Внутри вездехода четыре ряда кресел занимают почти все свободное пространство. Они словно перекочевали из туристического автобуса: высокие спинки с раскладными столиками, индивидуальные трехточечные ремни безопасности, подлокотники... Вот только пройти по центральному проходу можно исключительно боком. Кресла установлены очень близко друг к другу, поскольку вдоль стен протянулись ниши для хранения мелких вещей. Еще одно странное решение для машины, которая имеет запас хода больше 1.000 км и предназначена для пересечения территорий, где нет заправок и гостиниц, – отсутствие грузового отсека. Но разработчики уверяют, что по желанию заказчика эту проблему можно решить, демонтировав последний ряд кресел.

Все равно куда направляться...

Для управления “Шаманом” надо получить права тракториста-машиниста категории “А3”. Но в принципе с этим монстром справится любой опытный автомобилист.

Вместительные багажные ниши вдоль бортов кузова сдвинули удобные пассажирские
кресла к центру машины, оставив для прохода предельно узкий коридор.

Водитель сидит по центру машины, поэтому отлично видит обстановку вокруг. Органы управления вполне привычные. Необычно выглядят только пульты с контурами шасси и всех восьми колес, но их назначение поначалу от меня скрыли...

Водительское место ради лучшего обзора вынесено вперед относительно салона.
Для этой же цели на каждом из трех окон установлено по “дворнику”.

Запускается трехлитровый турбодизель “Iveco” нажатием кнопки. Звук мотора тут же пробивается в кабину, но не оглушает. А дальше все просто: выжимаешь сцепление, включаешь первую передачу в шестиступенчатой механической коробке – и вперед!

Прежде чем попасть на испытательный полигон, мне надо было провести машину через деревушку. При ширине в два с половиной метра снегоболотоход едва поместился на проселочной дороге. К тому же рулевое управление не блещет обратной связью, и потому траекторию движения контролировать сложно. А тут еще впереди появился поворот под 90 градусов. Даже с учетом того, что колеса обеих передних осей поворачиваются, совершить маневр в такой тесноте мне показалось невозможным.

Самоочищающийся протектор шин низкого давления заточен под работу на сыпучих
грунтах и болотах. Поэтому на снегу он не дает должного сцепления, заставляя водителя
использовать весь внедорожный арсенал трансмиссии.

Но испытатель фирмы, хитро улыбнувшись, поведал мне о функционале тех самых загадочных пультов на передней панели. Они заведуют подкачкой колес, а также меняют параметры трансмиссии и шасси. Причем в совершенно фантастических пределах. Щелчок мембранной кнопкой (такой тип клавиш самый морозоустойчивый), и к рулежке подключаются третья и четвертая оси. Поворачиваясь в противофазе к первой и второй, они помогли провести “Шаман” по очень крутой траектории, не задев забора.

Наконец выбрались на оперативный простор – снежную целину. Благодаря высоким тяговым характеристикам мотора зубастые колеса проламывают плотный наст и не просто тащат тяжелый “Шаман” вперед, а еще и разгоняют его. Но как только снег стал менее плотным, вездеход начал зарываться по самое днище. Дело в том, что протектор шин заточен под преодоление болот и грунтовых участков, пояснили разработчики. Пришло время задействовать весь внедорожный арсенал – подключить к приводу оба передних моста, перейти на понижающую передачу в раздатке и заблокировать все пять дифференциалов (один межмостовой и четыре межколесных). Весь процесс отдан на откуп сервоприводам, поэтому занимает от силы пару секунд и происходит без скрежета шестеренок. Теперь вездеход лишается даже шанса на пробуксовку. И ему становится совершенно безразлично диагональное вывешивание и прочие сложные ситуации...

Для сокращения радиуса поворота к рулежке можно подключить третью и четвертую оси.

Готовлюсь к спуску в глубокий овраг. Дисковые тормозные механизмы с гидравлическим приводом на каждом колесе без труда осаживают четырехтонную машину. Качнувшись через край, “Шаман” начинает медленно сползать по отвесному склону. Передний свес у него практически отсутствует, поэтому препятствия можно штурмовать прямо в лоб.

По дну оврага “Шаман” ползет, переваливаясь с одного бока на другой, через высокие пеньки и широкие стволы поваленных деревьев. При этом в салоне пассажиров не швыряет из стороны в сторону. Приемлемый комфорт, высокую плавность хода и надежное сцепление с поверхностью обеспечивает независимая двухрычажная подвеска на поперечных рычагах.

В конце теста мы по-пробовали еще один интересный режим, который создатели машины называют “краб”. При его активации все восемь колес поворачиваются в одну сторону, в результате вездеход движется боком, прокладывая каждым колесом отдельную колею. Тем самым уменьшается вероятность провалиться в трясину.

В собранном виде высота колеса превышает один метр. Давление в нем можно
дистанционно регулировать для повышения проходимости.

Впрочем, даже если это случится, “Шаман” не утонет. Его кузов сделан герметичным, а при желании на машину можно установить водяной движитель, и тогда вездеход превратится в водоплавающее средство. Дороги ему действительно не нужны...

Поделиться: