Рубрики

Дорожные страсти

12:46 01-10-2012

В течение нескольких дней на сайте нашей газеты www.klaxon.ru можно было задавать вопросы, связанные с развитием скоростных и платных автомагистралей, председателю правления Государственной компании «Автодор» Сергею КЕЛЬБАХУ. Публикуем его ответы по наиболее интересным и актуальным темам.

В течение нескольких дней на сайте нашей газеты www.klaxon.ru можно было задавать вопросы, связанные с развитием скоростных и платных автомагистралей, председателю правления Государственной компании «Автодор» Сергею КЕЛЬБАХУ. Публикуем его ответы по наиболее интересным и актуальным темам.


Почему себестоимость российских дорог получается чуть ли не самой высокой в мире?

А. Павленко, Краснодар”.


– Актуальная тема… Интернет пестрит статьями, в которых все ругают дорожных строителей и расписывают, что цена за один километр дороги в России в разы выше, чем в Европе, Америке и Китае. К сожалению, цена и правда выше, но на это есть несколько объективных причин. В той же Европе строительство дорог осуществляется следующим образом: муниципальные власти либо власти округа, претендующие на прохождение по их территории автомобильной дороги, особенно федеральной, соединяющей крупные центры, обязательно сами готовят полосу отвода и несут все затраты. А дорожники только строят дорогу. В нашей странена плечи строителей сваливают все подготовительные работы, освобождение от прав третьих лиц – то есть выкуп земельных участков, объектов недвижимости, вынос всех инженерных коммуникаций. А ведь зачастую сюда попадают крупные газопроводы, нефтепроводы и другие подобные объекты. Так что, говоря о стоимости дорог в Европе и России, мы сравниваем две совершенно разные дороги. При этом стоимость непосредственно строительно-монтажных работ в нашей стране ниже, чем в Европе.


Почему за рубежом мы обычно встречаем полностью платные трассы, а у нас платными являются короткие отрезки на федеральных дорогах?

С. Чижевский, Москва”.


– Это не совсем так. В европейских странах дорога становится платной тогда, когда возникает альтернативная трасса. В нашей стране мы только начинаем развитие скоростных и платных дорог. На данный момент в платном режиме функционирует лишь один участок на трассе М-4 «Дон» в Липецкой области (обход города Задонска и села Хлевное). Это пилотный проект, который позволил нам протестировать технологии и отношение водителей к необходимости оплачивать проезд. И вы знаете, большинство – более 70% – выбирает платный участок, при том, что альтернативная дорога тоже соответствует всем нормативным требованиям. С 1 октября этого года еще один участок автодороги М-4 «Дон» (48-71-й км) в Московской области будет эксплуатироваться на платной основе. В дальнейшем мы планируем делать платные участки по 100 и более километров именно на протяженных отрезках пути, где преимущества скоростных автодорог наиболее наглядны. Кроме того, проектируем и строим новые дороги, которые будут платными на всем протяжении. В первую очередь речь идет о новой скоростной трассе М-11 «Москва – Санкт-Петербург», которая должна быть построена в 2018 году.


Качество наших платных трасс зачастую хуже, чем, например, бесплатных немецких автобанов. С чем это связано?

А. Смирнова, Люберцы.”


– Во-первых, автобаны в Германии являются платными для всех грузовиков. А во-вторых, думаю, нельзя утверждать, что качество наших платных трасс хуже, чем в Германии. К примеру, введенные в эксплуатацию участки на трассе М-4 «Дон» соответствуют технической категории 1-Б и отвечают современным стандартам качества покрытия и требованиям к безопасности. Сейчас госкомпания «Автодор» разрабатывает стандарты качества дорожного покрытия по европейским и международным нормам.


Как рассчитывается стоимость проезда на платных автомагистралях? Будет ли она повышаться или останется единой на всех дорогах?

Е. Коршуков, Новосибирск”.


– На стоимость проезда влияет ряд факторов, и в каждом случае она определяется индивидуально. Особое значение имеет участие в строительстве дороги частных компаний. К примеру, на участках автодорог, строящихся на основе концессионных соглашений, стоимость проезда определяется исходя из экономических расчетов. То есть, устанавливается такая плата, за которую у концессионера его услугу (услугу проезда) будут покупать и при которой он сможет в определенный срок окупить свои затраты на строительство.

Приведу конкретные примеры. Сейчас по участку “обход Задонска и Хлевного” для легковых автомобилей действует тариф – один рубль за километр пути. На головном участке 15-58-й км трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург», который будет введен в эксплуатацию в 2014 году, по концессионному соглашению средневзвешенный тариф составляет 3,6 рубля за километр. Это означает, что тариф в дальнейшем может дифференцироваться в зависимости от типа транспортного средства, времени суток, дня недели, частоты поездок по платному участку. При этом основным остается следующий принцип: концессионер устанавливает такой тариф, который обеспечит достаточную интенсивность движения по платному участку, сможет окупить затраты, вложенные в строительство и содержание дороги, а также принести прибыль.


Как уже неоднократно заявляли чиновники различных уровней, любая платная дорога обязательно должна иметь бесплатного альтернативного дублера. А кто отвечает за качество этих дублеров, когда нагрузка на них увеличивается в несколько раз?

С. Капустин, Тверь”.


– По закону, в России не появится ни одного километра платной дороги, если у нее не будет бесплатного объезда. Уровень покрытия на этой альтернативной дороге должен, говоря профессионально, соответствовать своим транспортно-эксплуатационным характеристикам, а проще говоря: дорога должна быть ровной, обустроенной светофорами, дорожными знаками. Отличие альтернативы от платной дороги – лишь в более низкой разрешенной скорости движения из-за светофоров, перекрестков и пешеходных переходов в одном уровне. За качество покрытия и транспортно-эксплуатационное содержание дороги-дублера отвечает организация, в ведении которой она находится. Дорога должна содержаться качественно вне зависимости от ее категории и интенсивности движения.


Почему в РФ в разряд платных переводятся трассы, построенные за бюджетные деньги? И появятся ли в нашей стране абсолютно новые платные трассы?

И. Стеклов, Рязань”.


– Государственная компания “Автодор” создана для развития в России современной сети скоростных автомобильных дорог. Для того, чтобы добиться этой цели, в дорожную отрасль необходимо привлекать внебюджетные инвестиции. Инвестор вкладывает свои деньги с расчетом в долгосрочной перспективе их вернуть. Платными будут и обходы городов на уже существующих автодорогах. По сути – это новые объекты. Кроме того, мы реконструируем участки автодорог с доведением их до 1-й технической категории. Но не все скоростные участки будут платными. Например, на трассе М-4 «Дон» мы реконструируем 1.517 км дороги, но только 766 км из них будут платными. Также мы прокладываем новые маршруты, которые будут эксплуатироваться на платной основе – это и скоростная автодорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург», и выход на МКАД с трассы М-1 «Беларусь» (так называемый обход города Одинцово). А также другие перспективные проекты – Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) в Московской области, новый выход с МКАД на автодорогу М-7 «Волга» (обход Балашихи и Ногинска)…


Предполагается ли введения на платных дорогах повышенной максимальной скорости?

И. Скоробова, Москва”.


– Мы уже направили все необходимые документы в правительство для внесения изменений в нормативные акты для увеличения максимально разрешенной скорости движения по автодорогам категории 1-А «Автомагистраль» до 130 км/ч.


Будут ли новые скоростные дороги оснащаться цивилизованными площадками для отдыха с кафе, туалетами, душем, мини-отелем, связью, как это принято в Европе?

М. Козлов, Пермь”.



– На данный момент ведутся работы по созданию 50 придорожных многофункциональных сервисных зон (МФЗ), в которых автомобилисты смогут получить максимальный набор необходимых в пути услуг: заправить машину, перекусить, принять душ, выспаться в мотеле или просто купить продуктов и воды в дорогу. Кроме того, в МФЗ будут предусмотрены пункты первой медицинской помощи и средства связи – телефон и доступ в Интернет, то есть все то, что необходимо водителю для максимально комфортного путешествия. На участке 1.276-й км автодороги М-4 «Дон» уже построена и в конце сентября будет введена в эксплуатацию первая в Российской Федерации МФЗ, отвечающая международным стандартам. На дороге М-1 «Беларусь» будет построено 14, а на М-4 «Дон» – 44 такие зоны (через каждые 70-90 км). Полностью создание сети МФЗ на автодорогах «Беларусь» и «Дон» будет завершено в 2019 году.



Обочины дорог завалены грудами мусора. Предполагается ли на новых трассах установка мусорных контейнеров?

И. Смыслов, Красногорск”.


– Мы следим за поддержанием чистоты на наших дорогах. Мусорные контейнеры установлены, но мы считаем, что этого недостаточно. Поэтому еще в прошлом году была запущена программа под названием «Чистые дороги», которая включает в себя не только уборку мусора с обочин, но и социальную рекламу и разъяснительную работу с водителями. Отмечу, что эта работа приносит свои плоды: когда водители видят, что вдоль трассы чисто, они и мусорят меньше.


Поделиться: