Рубрики

Единственный в “Ф 1” россиянин может лишиться места в чемпионате

20:57 17-10-2017

Даниил Квят был отстранен от выступлений в “Формуле 1” на две гонки. Затем он вернулся за руль своей машины, но может окончательно потерять место в самом престижном гоночном чемпионате планеты в конце года. Как так получилось и есть ли у него шансы на продолжение карьеры в “Больших призах”?

Заменить нельзя оставить

Даниил Квят был отстранен от выступлений в “Формуле 1” на две гонки. Затем он вернулся за руль своей машины, но может окончательно потерять место в самом престижном гоночном чемпионате планеты в конце года. Как так получилось и есть ли у него шансы на продолжение карьеры в “Больших призах”?


Отставка – хоть и временная – случилась прямо по ходу сезона. Такое происходит в “Формуле 1” крайне редко и вряд ли может считаться предметом для гордости. Квята заменили на молодого француза Пьера Гасли после “Гран-при Сингапура”, на котором российский пилот разбил болид. Гонка проходила в дождевых условиях, и напарник Даниила, испанец Карлос Сайнс, в распоряжении которого была такая же машина, финишировал на четвертом месте, показав лучший в своей карьере результат. У Квята тоже была возможность заработать немало очков, если бы он не сошел с дистанции – многие фавориты выбыли из борьбы в результате массового завала на первом круге. Но вместо этого Даниил установил новый личный антирекорд в “Формуле 1”, не сумев заработать очки в девятой гонке подряд.

Всего через пару недель было объявлено о том, что Даниил вернется в “Toro Rosso”, но это уже вынужденная мера. Сайнс незадолго до этого подписал контракт с “Renault”, и у него появилась возможность досрочно уйти к новым работодателям. На следующем “Гран-при” в США он уже сменит машину. На освободившееся место “Toro Rosso” и вернула Даниила. Но это еще не значит, что он продолжит выступать в “Формуле 1” в 2018 году или даже закончит текущий чемпионат. “Red Bull”, владеющая коллективом, ведет активные поиски другого гонщика – и, судя по всему, всерьез рассматривает возможность замены россиянина.


Сухая серия в девять гонок

Мотивы такого решения руководства понять легко: у Квята в этом сезоне была ужасная статистика. На счету россиянина всего четыре заработанных очка, тогда как Сайнс за тот же период набрал 48 – в 12 раз больше. Такого огромного разрыва нет ни в одной другой команде чемпионата. Перед отстранением от выступлений Даниил опережал в личном зачете серии одного лишь Маркуса Эрикссона – пилота, выступающего за рулем “Sauber”, худшей машины чемпионата, а место в кокпите ему гарантируют связи с владельцами коллектива. Дополняли картину несколько аварий, а также большое количество штрафных баллов от судей FIA. К середине лета их у Даниила набралось десять – при том, что за 12 таких баллов пилотов по правилам должны дисквалифицировать на одну гонку.


> На счету россиянина всего четыре заработанных очка – Сайнс за тот же период набрал 48.


Все это в совокупности и привело к решению руководства об отстранении Даниила от гонок. Обычно пилотов в “Ф 1” все же предпочитают не менять прямо по ходу чемпионата, но это правило не работает, если речь идет о командах “Red Bull”. Руководители гоночной программы австрийской компании известны своей жесткостью – и Квят не впервые попадает в немилость.


  Отчасти невысокие результаты Даниила Квята в последние полтора года могут быть
  обусловлены неопытностью инженера Пьера Амлина.

 

Год с небольшим назад Даниила уже выводили из состава команды – правда, тогда, в мае 2016 года, его отправили из главного коллектива “Red Bull Racing” в молодежный “Toro Rosso”, сохранив таким образом место в “Формуле 1”. То решение тоже было принято на фоне не самых ярких выступлений Квята в начале сезона: он провалил две из четырех квалификаций в начале чемпионата, а также дважды врезался в Себастьяна Феттеля на старте гонки в Сочи. Однако не менее весомой причиной для перевода россиянина в “Toro Rosso” послужило желание руководства гоночной программы удержать Макса Ферстаппена. Восходящая звезда чемпионата мог бы достаться соперникам, если бы не получил повышения – в его контракте, по слухам, прописана такая возможность. Квят, в свою очередь, дал руководству повод для досрочной рокировки.


Девятое место как предел

После перевода в “Toro Rosso” дела у Квята складывались также не лучшим образом. За оставшиеся до конца чемпионата 2016 года гонки он трижды пробивался в десятку на финише, а лучшим его результатом стало девятое место в Сингапуре. На фоне нового напарника по команде, все того же Карлоса Сайнса, он смотрелся не лучшим образом, но подобные выступления можно было списать на насколько факторов. Квят приспосабливался к новой для себя машине непосредственно по ходу чемпионата, а задачу осложнило то, что работать ему пришлось с неопытной командой инженеров. “Toro Rosso” провела реструктуризацию, выделив россиянину в помощники неопытного Пьера Амлина, и часть проблем оказалась обусловленной в том числе его недоработками.

Так или иначе, Квят сохранил за собой место в “Toro Rosso”, даже несмотря на то, что проиграл внутрикомандную дуэль. Сайнс за тот период совместных выступлений набрал 42 очка против четырех у россиянина.


  Российский пилот проводит в “Формуле 1” свой четвертый сезон – во всех гонках
  он выступал в составах команд, принадлежащих “Red Bull”.

 

Перед стартом нового чемпионата у болельщиков Квята были основания рассчитывать на прогресс. Он провел с “Toro Rosso” предсезонные тесты и вроде бы даже неплохо начал чемпионат, в двух из четырех первых гонок пробившись в десятку. Даниил финишировал девятым в Австралии и Испании, однако результаты могли быть и лучше без постоянных технических проблем. Несколько поломок привели к тому, что Квят вновь начал отставать от напарника в личном зачете.

Возможно, в дальнейшем этот факт повлиял на его выступления. И, стараясь отыграться за неудачи в первых гонках, Даниил стал участником нескольких аварий. Дважды россиянин терял возможность набрать очки из-за инцидентов на стартах: в Австрии выбил с трассы двух соперников, опоздав с торможением в первом повороте, а в Великобритании столкнулся на первом круге с Сайнсом, пытаясь обогнать того в быстрой связке поворотов. При этом технические проблемы продолжились, и за все лето Квяту ни разу не удалось финишировать в десятке.

В команде признавали, что на результатах российского пилота сказываются поломки. Однако и сам Квят упустил немало возможностей набрать очки. Последней каплей, судя по всему, стала авария в Сингапуре. Даниил оказался одним из немногих, кто не справился с управлением машины на мокрой трассе, разбив ее в самом начале дистанции.


  В прошлом году после гонки в Китае Себастьян Феттель назвал Квята “торпедой”
  за агрессивный маневр на старте, и прозвище приклеилось к россиянину – теперь
  изображение торпеды есть даже на его шлеме.

 

Официально причиной отстранения Квята от выступлений команда назвала желание проверить в деле Гасли. Молодой француз в прошлом году выиграл престижный чемпионат GP2, а в этом отлично проявил себя в японской “Суперформуле”. Пьер одержал две победы, чем, надо полагать, убедил руководство “Red Bull” дать ему возможность заявить о себе в “Формуле 1”. Он практически наверняка станет одним из пилотов “Toro Rosso” в 2018 году. Сайнс уже покинул команду, и на данный момент оба кокпита молодежной команды “Red Bull” формально являются вакантными. Если Гасли не провалит с треском концовку текущего сезона, место в одном из них французу практически гарантировано.

Теоретически шанс занять второй кокпит есть и у Квята. В структуре “Red Bull” среди участников юниорской программы компании готовых к переходу в “Формулу 1” пилотов нет. А потому, если от его услуг “Быки” решат отказаться, другие варианты им придется искать на стороне. Фактически сейчас руководству нужно решить, заслужил ли россиянин получить еще один шанс в “Формуле 1”. Контракт с ним не разорван. Он остается пилотом “Red Bull”, но о дальнейшей судьбе Даниила боссы программы пока официальных комментариев не давали.


Кандидаты на замену

Если в “Red Bull” все же решат, что Квят не наработал на еще один сезон в “Формуле 1”, то над тем, кем его заменить, придется поломать голову. Очевидных кандидатов на место в “Toro Rosso” нет. “Red Bull” уже давно не привлекала пилотов со стороны – не из числа собственных воспитанников. В теории на кокпит “Toro Rosso” мог бы претендовать Джолион Палмер, который лишился места в “Renault”, но такой вариант развития событий практически исключен.


  Из-за отказов техники по вине команды в этом году Квят трижды сходил с дистанции.

 

Еще одним потенциальным кандидатом можно было бы считать японского пилота Нобухару Мацушиту. “Toro Rosso” в следующем году будет использовать моторы “Honda”, чьим протеже он и является. Но на его пути в “Ф 1” есть непреодолимое препятствие. Мацушита пока не набрал необходимого количества баллов в молодежных сериях для получения суперлицензии на право выступления в “Формуле 1” и сделать этого до конца года в любом случае не сможет.

По слухам, в “Red Bull” готовы предложить место в “Toro Rosso” новоиспеченному чемпиону серии “IndyCar” Джозефу Ньюгардену. Его приглашение могло бы стать настоящей сенсацией. Хотя бы потому, что герои из США давно не перебирались в Европу. 26-летний американец в этом году впервые выиграл самый престижный чемпионат Америки и все еще молод для того, чтобы попробовать свои силы в “Ф 1”. Но здесь есть множество препятствий. Во-первых, у Ньюгардена есть контракт с “Penske”, лучшей командой США. А во-вторых, ему самому предложение “Red Bull” может показаться не слишком привлекательным. Ведь “Toro Rosso” рискует в следующем сезоне оказаться худшей командой “Ф 1”. Она будет единственной использовать моторы “Honda”, а японцы не смогли добиться успеха даже с “McLaren”. При том, что у последней бюджет в разы больше, чем у “Toro Rosso”.


> За все лето Квяту ни разу
не удалось финишировать в десятке.


Даже если Ньюгардена уговорить не удастся, это еще не гарантия, что в “Toro Rosso” останется Квят. По слухам, в списке потенциальных кандидатов на его замену у “Red Bull” около 20 пилотов. Выше всех оцениваются шансы Себастьена Буэми – бывшего пилота “Toro Rosso”, который даже после ухода из “Формулы 1” сохранил контракт с австрийской компанией и до сих пор пользуется их поддер-жкой. В любом случае тот факт, что “Red Bull” активно ищет еще одного пилота, красноречиво характеризует положение, в котором оказался Квят.


  Россиянину предстоит провести гонку в США, но что будет затем, пока непонятно.

 

Четыре года назад Даниил дебютировал в чемпионате мира после победы в серии GP3 в составе “Toro Rosso”, а после первого же сезона был переведен в главную команду “Red Bull” в “Формуле 1”. В чемпионате мира появилась самая настоящая восходящая звезда из России, однако за два последующих года ситуация изменилась кардинальным образом. Из подающего надежды Даниил превратился в пилота, которого отстраняют от гонок прямо по ходу чемпионата и возвращают только потому, что у команды фактически не осталось других вариантов.

Чтобы спасти свою карьеру в “Ф 1”, у Квята осталось, похоже, всего несколько гонок. Он точно сядет за руль в предстоящей гонке в США, и если череда неудач продолжится, у России почти наверняка не останется своего представителя в главном гоночном чемпионате планеты.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: