Рубрики

Эдуард Радзюкевич: “Я мастер на все руки!”

10:36 29-04-2014

Актер Эдуард Радзюкевич известен по ролям в популярном скетчшоу “6 кадров”. В его жизни также нашлось место для кино, театра и режиссуры и даже собственного театрального проекта “Ученая обезьяна”. Но особая любовь артиста – мотоциклы и кулинария.

Актер Эдуард Радзюкевич известен по ролям в популярном скетчшоу “6 кадров”. В его жизни также нашлось место для кино, театра и режиссуры и даже собственного театрального проекта “Ученая обезьяна”. Но особая любовь артиста – мотоциклы и кулинария.


Восемь профилей одного актера

Не много найдется актеров, которые успели освоить такое количество специальностей, как Радзюкевич. Ведь он пришел на сцену в буквальном смысле с завода.

– Мне до сих пор нравится осваивать новые профессии, видимо, характер такой. Несколько лет назад стал еще режиссером и продюсером. Я рано начал работать, с 16 лет пошел на завод, а вечерами учился при Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. В итоге имею квалификацию столяра-краснодеревщика, слесаря механосборочных работ, слесаря-инструментальщика... Так что я руками могу сделать практически все. Дома очень редко прибегаю к помощи специалистов, если есть время – все делаю сам.

– А как Вас занесло в актерскую профессию из краснодеревщиков?

– Началось все с гитары и самодеятельности, как у многих, а закончилось поступлением в Щукинское театральное училище. Там мне повезло встретить хороших педагогов – я застал настоящих вахтанговцев, с которыми мы дружим до сих пор. С моим однокурсником и другом Александром Жигалкиным создали театр “Ученая обезьяна”, который существует как “летучий голландец”, без помещения. С ребятами из “6 кадров” – Федором Добронравовым и Сергеем Дороговым – мы пересекались в различных постановках Театра сатиры, “Квартета И” и во многих других проектах.

“Женщина ориентируется на интуицию. Если не доверяет мужчине, начинает пищать.”

– Переживаете из-за того, что режиссеры воспринимают Вас больше как комедийного актера?

– В театре в этом смысле мне повезло больше, я в свое время играл классику, например Раскольникова в “Преступлении и наказании” или Фалька в “Летучей мыши”. Но в драматических ролях меня часто не утверждают на различных телеканалах, несмотря на удачные пробы. Потому что позиционируют как актера комедийного жанра, это уже стереотип: если видят в кадре Радзюкевича, значит, сейчас будет хохма. В какой-то момент мне это надоело, и я начал снимать кино сам, выступая как режиссер и продюсер. Например, в картине “All inclusive, или Все включено”. Иногда я участвую в проектах как сценарист, в театре ставлю спектакли. Самозанятость – сам написал, сам поставил и сам сыграл. Комедийному актеру проще сыграть драматическую роль, а не наоборот. Кроме того, я ведь не характерный актер, которого видят – и уже смешно, как было с Савелием Крамаровым. Ему в этом смысле было тяжелее найти применение своему таланту.

Радзюкевича продюсеры не воспринимают как актера для серьезных жанров.
Даже если он делает такое выражение лица...

– Но у Вас, несмотря на обилие комедийных ролей, есть и трагические, как в греко-российском фильме “Байрон”.

– Это моя первая полнометражная картина, я еще учился на четвертом курсе училища и едва отпросился на съемки. Играл там юродивого старца, который по сюжету убивал Байрона. Смех был в том, что мне по четыре с половиной часа накладывали очень сложный грим – с париком, наклейками, шрамами, бородой, затем надевали на меня старую шубу. Черным лаком красили зубы, чтобы они выглядели гнилыми и выбитыми. В таком виде я два дня с раннего утра сидел по 12 часов, но по иронии судьбы снять меня так и не успевали. Съемки проходили в Гурзуфе в конце августа, когда еще жарко. В таком “образе” по пляжу особо не погуляешь, да и в шубе от солнца можно было спрятаться только в каменных декорациях, которые выстроили специально для фильма. Лишь на третий день меня за считаные минуты сняли. Вот она, судьба актера! Так что от съемок в международном проекте остались не самые радужные воспоминания, зато порадовало, что мне, как студенту, хорошо заплатили.

– Жизнь актера – сплошной стресс, есть способ оградить себя от лишних нагрузок?

– Единственный вариант – не запускать себя, свое здоровье, потому что при нашей профессии избавиться от стресса невозможно. Проводились научные исследования, которые показали, что актер, играющий в сложном спектакле, испытывает те же нагрузки, что и шахтер, работающий полную смену. Поэтому отстраниться от переживаний не получится – тело и психофизика являются инструментом актера. Чтобы инструмент не подводил, надо за ним следить. Если “баян” постоянно посыпать табаком, поливать спиртом и набивать гамбургерами, он перестанет играть! У меня есть личный опыт, когда я играл роль Карлсона в детском мюзикле: мне приходилось так много бегать по сцене и даже “летать” при помощи разных чудес техники, что за спектакль я терял по четыре килограмма.

“Отстраниться от переживаний на сцене не получается – тело и психофизика
являются инструментами актера”.

– По своему амплуа Вы часто развлекаете других, а как развлекаетесь сами?

– Одно из моих любимых развлечений – кулинария. Я уже 42 года стою у плиты, и очень этим горжусь! У меня есть свои наработки и рецепты... Тематические каналы могу смотреть круглосуточно, я часто покупаю всякие приспособления для готовки. Кулинария – отдых для души в тяжелые моменты жизни. Однажды выпускал очень сложный спектакль. Вернулся в три часа ночи после очередного прогона в подавленном настроении, что часто бывает, когда что-то не получается, а поворачивать назад уже поздно. Чтобы прийти в себя, я взял и…испек торт “Наполеон” по фирменному рецепту с особой вишневой ноткой. Закончил его пропитывать кремом где-то к шести утра, поспал пару часов и поехал на репетицию. Уже днем насладился плодами своего кондитерского труда.


Моя страсть – мотоциклы

Любовь к автомобилям Эдуарду прививал его дед, работавший профессиональным водителем. Вместе они исколесили всю Москву.

– Мой отец рано овдовел и остался с двумя малолетними детьми. Меня, как младшего, отправили на воспитание к бабушке с дедушкой по отцовской линии. Они меня и вырастили. Аркадий Степанович Веденеев был отчимом отца (оба моих родных деда погибли на войне) и работал сначала водителем в Министерстве сельского хозяйства, а потом таксистом. Меня он часто брал с собой на работу в качестве пассажира, я ездил с ним на “Волге”. Именно дед рассказал мне многое о старой Москве, особенно о центре, который он знал буквально наизусть. В те времена уважающие себя таксисты отлично знали город, когда и где лучше проехать. Подумать только, сейчас у нас столько технических возможностей, а мы стоим в пробках! Представляете: до восемнадцати мне не нравился запах бензина, а потом раз – и все изменилось. Я моментально влюбился в мотоциклы! Особый кайф, когда красивой летней ночью можно прокатиться по Москве на небольшой скорости.

– Существует стереотип, что мотоцикл предполагает рисковый характер владельца…

– Я бы сказал, что мотоцикл и высокие скорости предполагают молодость. Экстрим привлекает, когда тебе мало лет, и ты плохо соображаешь, что такое опасность. Для того, чтобы мужчина, которому уже под пятьдесят, сел на мотоцикл и начал показывать фокусы на дороге, нужны веские основания. И лучше, если этот мужчина – байкер со стажем, который с юности не расставался с “железным конем” и регулярно тренировался. В молодости я чего только не вытворял на мотоцикле, но сейчас если кататься – то только за городом, что называется “по полям”, а в городе – ночью, когда движение спокойнее.

Актер готов играть любые роли и вживаться в любой образ – этому его научили старые вахтанговцы.

– Какие трюки “вытворяли” на мотоцикле и какой марки он был?

– Сначала была “Ява”, потом “ИЖ Планета Спорт”. Это было круто! Последний – очень серьезная модель, с хорошими характеристиками. Конечно, это была роскошь по тем временам. Мотоциклы мне доставались подержанными, через десятые руки, их не раз перебирали. Но тогда это было не принципиально, особенно если учесть, что я сам полностью их обслуживал. Что касается трюков, у меня это, наверное, как и у современной молодежи, во многом зависело от увиденных в кино или в жизни чьих-то подвигов на мотоцикле. Посмотрел, загорелся, возникло желание повторить!

– Участвовали в жизни мотоклубов, ночных сходках?

– Ни в какие мотогруппировки я не входил! Иногда мы с приятелями любили пошутить: взгромоздиться на один мотоцикл вдвоем или втроем. Однажды на моей “Яве” мы устроили проезд… вшестером – она оказалась выносливой и выдержала такой груз. Но через несколько метров мы потеряли равновесие и завалились всей компанией в овраг! Собирались дворовые компании увлеченных мотоспортом парней. Инструкторов у нас не было, и все трюки делались эмпирически – один раз не вышло, во второй обязательно получится. Среди нас были и настоящие спортсмены, ребята, которые занимались кроссом, ездили зимой, участвовали в гонках. У меня на профессиональный мотоспорт не было времени, но это не мешало мне получать удовольствие от поездок на мотоцикле. Хотя с позиции возраста могу сказать, что во всем, а на дороге особенно, важно чувство меры, внутренний контролер, который тебя остановит в нужный момент.

Радзюкевич не боится тяжелой работы, ведь он освоил восемь рабочих специальностей.

– В кино тоже снимались на мотоцикле?

– Так сложилось, что уже много лет я, что называется, использую служебное положение в личных целях и езжу на мотоциклах или скутерах именно в кино или в “6 кадрах”. Обычно это эпизод, но сколько удовольствия! Раньше у меня было две мечты – освоить выездку на лошади и прыгнуть с парашютом. Прыжок с парашютом по состоянию здоровья, видимо, придется отложить, а вот к скачкам на лошади добавилась идея приобрести настоящий “Harley-Davidson” или чоппер, большой, чтобы на нем лежать можно было! Я то и дело залезаю в Интернет, листаю журналы и присматриваю себе подходящую модель и экипировку.

– В “6 кадрах” катаете на скутере девушек. Почему, на Ваш взгляд, женщины, за редким исключением, боятся садиться на мотоцикл?

– Это зависит от мужчины, который ее везет. Женщина обычно ориентируется на интуицию, и если подсознательно чувствует, что не доверяет мужчине, начинает пищать. Если же она уверена в нем, то цепляется за спину и едет. Но я бы посоветовал тем дамам, кто боится, не рисковать. Зачем лишние переживания? Это как с самолетом, боишься летать – есть другие замечательные виды транспорта: поезд, теплоход, пешие маршруты...

– Какие важные уроки Вы получили от своего деда-водителя?

– Необходимость водительской взаимовыручки на дорогах. Это традиция, которую я неоднократно наблюдал в семидесятых и восьмидесятых, и которая, к сожалению, практически исчезла сегодня. Тогда на дорогах было своего рода “братство водителей”. Они были очень сплочены, и культура вождения была на фантастическом уровне. Тех, кто лихачил, могли прижать к бортику и остановить более опытные, надавать таких кренделей, что потом отбивало всякую охоту нарушать правила. Возможно, поэтому и мы, будучи пацанами, побаивались бешено гонять на мотоциклах и хулиганить – знали, что нам достанется. Это дисциплинировало и воспитывало. В трудный момент могли помочь на дороге друг другу. Сейчас люди боятся делать замечания – времена другие, и помогать не торопятся.

– Как, по Вашему мнению, можно навести порядок на российских дорогах?

– Начать надо с наведения порядка в головах. Живем, что называется, без царя в голове и без Бога в душе. Отсюда все наши проблемы.

Поделиться: